Одно из самых западных в географическом плане судоремонтных предприятий России — это 33-й СРЗ, расположенный в городе Балтийске Калининградской области. Пока везде ведутся разговоры о цифровизации судостроения и судоремонта, завод уже делает конкретные шаги в этом направлении. И, похоже, успел добиться определенных успехов в этом плане. Мы беседуем сегодня с генеральным директором предприятия Ильей Самариным.
Илья Самарин, генеральный директор предприятия / 33-й СРЗ |
— Одна из последних новостей, пришедших с завода за последнее время, это успешное внедрение системы мониторинга транспорта. Расскажите подробнее, что это такое, какими средствами обеспечивается и какой эффект дает?
— Внедрение системы мониторинга транспорта на любом предприятии, независимо от размера автопарка, позволяет повышать эффективность использования и снижает эксплуатационные расходы всего предприятия.
Конечно, при оценке результативности такого мониторинга необходим комплексный подход. Недостаточно просто установить трекеры на автотранспорт и подключить систему. Здесь требуется грамотное административное управление, которое должны обеспечить опытные, заинтересованные и идейные специалисты.
В системе предусмотрены отчеты, позволяющие оценивать эффективность использования транспорта и принимать необходимые управленческие решения.
На заводском автотранспорте ведется контроль расхода топлива и километража, мониторятся отклонения от заданного маршрута, соблюдение скоростного режима, сокращение простоев автотранспорта.
Уменьшение расхода топлива и мониторинг пробега при использовании системы экономит средства не только за счет меньших затрат на топливо и смазочные материалы, но также за счет затрат, связанных с техническим обслуживанием автотранспорта. Если пробег жестко контролируется, то он снижается, что ведет к увеличению периода между очередными техосмотрами. А это, как вы понимаете, уменьшает и издержки на эксплуатацию автопарка.
— Хотелось бы конкретных цифр. На сколько процентов все это позволяет снизить, например, расход топлива?
— Один только контроль скоростного режима с помощью системы мониторинга транспорта позволяет добиться снижения расхода топлива до 20%. При этом существует еще много факторов, прямо или косвенно влияющих на расход топлива. К примеру, стиль вождения. Интенсивные разгоны и торможения, движение на повышенной скорости приводит не только к повышенному расходу топлива, но и к увеличенному износу резины и предельным нагрузкам на двигатель, трансмиссию и тормозную систему автомобиля. Кроме того, контролируя скоростной режим, система мониторинга позволяет добиться снижения аварийности.
Существенно экономит топливо и контроль за отклонением от маршрута. В целом при последовательном и грамотном администрировании данных параметров общие эксплуатационные затраты предприятия на автотранспорт сильно сокращаются.
Фото: 33-й СРЗ |
— Насколько я знаю, у вас запланирована целая программа сокращения издержек и система мониторинга является только частью ее. А что еще входит в эту программу? Какие издержки и насколько уже удалось сократить?
— Да, у нас на предприятии разработана программа управления издержками на срок до 2030 года. Это программный документ, определяющий комплекс структурированных мероприятий, составленный с учетом производственных планов завода и увязанный со стратегией развития ОСК на данный период.
Программа описывает мероприятия, направленные на повышение операционной эффективности, сокращение издержек, включая планирование требуемых для этого ресурсов. Она устанавливает сроки и структурные подразделения, которые за них отвечают и определеют целевые значения показателей.
Работа идет по целому ряду направлений. Эффективность должна повыситься и во внедрении современных технологий с использованием инноваций, и в управлении техобслуживанием и ремонтом оборудования, зданий, сооружений, и в закупочной деятельности, и в управлении цепочками поставок, и в системе мотивации и оплаты труда персонала, и в организационно-функциональной структуре, и в управлении оборотным капиталом и активами.
Мы постоянно совершенствуем и актуализуем программу. Экономический эффект от нее за первый квартал 2019 года уже составил порядка 65 млн рублей, при этом плановый показатель на текущий год определен в размере 88 млн рублей.
— Все эти новости свидетельствуют о том, что завод старается активно использовать возможности современных цифровых технологий. И это несколько выбивается из общей тенденции определенной консервативности судостроительно-судоремонтной отрасли. Где и как черпаете идеи для таких новаций?
— Без внедрения современных автоматизированных систем управления на производстве и использования информационных технологий сложно представить себе конкурентоспособное предприятие. Ведь, как говорят, наступила эра "Индустрии 4.0".
Основной концепцией цифровых технологий завода является единство принципов гибкости, масштабируемости, интегрированности и безопасности.
Сотрудники предприятия совершенствуют свои знания, обмениваются опытом, посещают выставки, становятся участниками различных форумов, имеют активную гражданскую и профессиональную позицию. В конечном итоге это позволяет реализовывать успешные цифровые технологии и не просто шагать в ногу со временем, а быть впереди.
Фото: 33-й СРЗ |
— Сталкиваетесь ли в этом направлении с кадровыми проблемами? Есть мнение, что чем выше средний возраст коллектива, тем сложнее проходит его подключение к цифровым технологиям...
— Таких проблем у нас нет, поскольку все цифровые технологии в основном разработаны и созданы специалистами нашего предприятия, что существенно облегчает период апробации и сопровождения. Стоит отметить, что обучение сотрудников работе с программами проходит без отрыва от производства, а техническую учебу проводят IT-администраторы. В освоении функционала также помогают рабочие инструкции, созданные под каждое рабочее место.
— Раз уж заговорили о кадрах, расскажите заодно про "информационный киоск", который реализован у вас на предприятии. Как он работает? Действительно каждый сотрудник может внести рацпредложение или высказать жалобу и услышать ответ по существу?
— Да, действительно. Подать предложение или просто поделиться давно наболевшей проблемой работники 33-го СРЗ теперь могут через электронную систему подачи предложений. Для этого необходимо указать свою фамилию и содержание предложения, которое заносится в систему ERP в автоматическом режиме с индивидуальным кодом и будет рассматриваться профильными специалистами с последующим представлением на координационный совет завода.
Использование информационных технологий позволяет оперативно фиксировать и быстро доводить до непосредственных исполнителей появляющиеся проблемы и предложения по улучшению. Плюсы электронного способа подачи идей заключаются в том, что их можно отправить прямо со своего рабочего места, форма подачи предложения четко структурирована по полям и проста в заполнении.
— Уже несколько лет в стране декларируется цифровизация отрасли. Ваши действия как-то включены в эту стратегию или вы действуете сами по себе, в автономном режиме?
— 33-й СРЗ функционирует в рамках единого информационного пространства с другими предприятиями, входящими в ОСК. Мы вместе исполняем задачи, поставленные в стратегии развития информационных технологий Объединенной судостроительной корпорации. Основной целью, напомню, является переход от форма-центричного к дата-центричному подходу в информационных технологиях и процессах.
— Поделитесь своим видением, что вкладывается сейчас в само это понятие — цифровизация?
— Цифровизация для завода — это компьютеризация и автоматизация всех процессов жизненного цикла. Однако роль человека в этом процессе значительна, и только тандем обоих может позволит реализовать стратегические цели и задачи цифровизации отрасли.
Фото: 33-й СРЗ |
— Хорошо, вопрос общего плана. Если попробовать заглянуть в будущее лет на десять, какой вы видите отрасль и ваш завод в этом плане? Что изменится?
— Завод в своей деятельности ориентируется на общие направления технического развития судоремонта и судостроительной промышленности. А это безусловное использование новейшего современного оборудования, станков с числовым программным обеспечением. Уже сегодня мы обновляем парк оборудования. В частности, завод приобрел токарно-винтовой станок и наилучшие образцы современного отечественного сварочного оборудования. Осваиваются новые компетенции, увеличивается объем собственных работ, сделаны шаги в области диверсификации производства, внедрена система проектного управления, институты бережливого производства и производственной системы.
Проблема эффективности судоремонта заключается в зависимости судоремонтных заводов от заказчика и неопределенности объемов выполняемых работ на долгосрочную перспективу. Вместе с тем, при осуществлении своей деятельности мы в полной мере отдаем отчет в том, что наша приоритетная задача – четкое и качественное выполнение заданий государственного оборонного заказа.
Мы намерены энергично развивать имеющиеся и осваивать новые компетенции, в частности по техническому диагностированию и освидетельствованию оборудования, работающего под давлением и подъемных сооружений в составе вооружения и военной техники. К примеру, планируется открыть участок по комплексной проверке и техническому обслуживанию Глобальной морской системы связи при бедствии. Тем самым предприятие одновременно пополняет портфель заказов и обеспечивает стратегическую безопасность Российской Федерации.
Материалы по теме:
Жаркая пора Кронштадтского морского завода
780-й РЗТСК - завод, без которого не обойдется наш флот
Новая веха 82 СРЗ. Ракурс будущего