Айсберги на веревочке

Текущей осенью ледокол "Капитан Драницын" и НИС "Академик Трешников" вписали свое имя в историю науки — эти суда впервые в России осуществили буксировку айсберга. Причем не единожды — российские ученые, отправившиеся в экспедицию, целый месяц проводили натурные эксперименты по перемещению айсбергов. В ходе одного из таких экспериментов удалось отбуксировать даже глыбу весом свыше миллиона тонн.

В разы крупнее ледокола

Событие это, безусловно, имело большое научное значение. Но был у него и важный прикладной аспект, имеющий отношение к стратегическим для России вещам. Сейчас в Арктике планируется наращивать масштабы освоения нефтегазовых месторождений, а значит — вести активное бурение на шельфе. Где-нибудь в бассейне Карибского моря для этого достаточно вывести буровую платформу в нужную точку и целиком сосредоточиться на процессе, но в Северном Ледовитом океане приходится постоянно мониторить погоду и ледовую обстановку. Если платформа окажется на траектории движения какой-нибудь ледяной глыбы весом в несколько сотен тонн, неприятностей не оберешься.

Для того, чтобы предотвратить такие инциденты, ученые давно уже предлагают метод изменения траектории дрейфа айсберга при помощи ледоколов. Гигантские льдины просто будут оттаскивать в сторону, разворачивая их на 90 или 180 градусов по отношению к потенциально опасному направлению. Правда, слово "просто" здесь излишне оптимистично — на самом деле это крайне сложная операция. Нужно учесть массу факторов, провести измерительные работы, да и сама работа с айсбергом — занятие опасное, особенно если на море неспокойно. Волны и ветер могут погнать его прямо на судно, к тому же "остойчивость" такой глыбы непредсказуема, и она способна покачнуться или даже перевернуться в любой момент. Последствия представляет каждый, кто знаком с судьбой "Титаника". Весит айсберг в разы больше самого крупного ледокола и повреждения может нанести самые серьезные.

Поэтому требовалось выяснить — способны ли российские суда в принципе выполнять такую задачу? В сентябре 2016 г. на "охоту" за айсбергами отправилась научная экспедиция, организованная при поддержке компании "Роснефть". Сотрудники Арктического и антарктического научно-исследовательского института вышли в Северный Ледовитый океан на двух судах — "росморпортовском" ледоколе "Капитан Драницын" и НЭС "Академик Трешников", оператором которого выступает сам НИИ. Ледокол выступал в качестве "рабочей лошадки", а научное судно играло роль плавучей лаборатории, в которой производились необходимые измерения и вычисления.
 
Ледокол "Капитан Драницын" / "Росморпорт", ФГУП

Экспедиция не была какой-то внезапной разовой акцией. Она стала логичным завершением целой серии исследований по изучению айсбергов, которую "Роснефть" начала еще в 2012 году. Ученые определяли, в каких зонах идет наиболее активное образование айсбергов, выявляли их характеристики, составляли карты течений. Все это в результате должно привести к появлению отечественной технологии управления ледовой обстановкой.


Перевыполнили план в полтора раза

— Работать первоначально предполагалось на Новой Земле, где есть лицензионные участки "Роснефти". Но по факту работы проходили на Северной Земле и в архипелаге Земля Франца-Иосифа, где есть выводные ледники, — рассказывает "Корабел.ру" руководитель экспедиции, научный сотрудник отдела ледовых качеств судов Арктического и Антарктического научно-исследовательского института Алексей Чернов. — Выполнили 18 экспериментов, при том что планировали 12. В девяти случаях мы отбуксировали айсберг, в остальных девяти айсберги, в основном, были на грунте, то есть сидели на мелях. А стащить айсберг с грунта — это нереально.

Технологически операция, по его словам, выглядела так — "Капитан Драницын" с тросом объезжал вокруг глыбы, потом свободный конец подхватывался и закреплялся на судне. В итоге получилась своеобразная петля, накинутая на ледяную гору. Дальше айсберг буксировался в нужном направлении — обычно на расстояние порядка трех миль. Скорость движения при этом составляла 0,8 узла, и это раза в два быстрее, чем обычный дрейф асбергов.

Самая эффектная из проведенных операций — буксировка настоящего гиганта, айсберга массой более миллиона тонн. Новостью об этом уже успели поделиться все ведущие отечественные СМИ. Между тем, был еще ряд не менее уникальных экспериментов, которые незаслуженно остались в тени. Например, буксировка сразу двух айсбергов — технически не менее сложная процедура. Или эксперимент с маневрированием, когда судно несколько раз меняло курс, таща за собой на буксире айсберг.
 
"Росморпорт", ФГУП


Сложнее, чем в Канаде

Это первая в России экспедиция, целенаправленно отправившаяся управлять движением айсбергов. Был опыт по буксировке айсберга больше десяти лет назад с участием знаменитого ледокола "Михаил Сомов", но успешным его не назовешь. Тогда к операции не было системной подготовки, не было инструментальных измерений при работе с айсбергом.

Однако если обратиться к мировой практике, то первопроходцами в этом плане российские ученые не являются. Оттаскивать айсберги с опасной траектории дрейфа первыми придумали и научились в Канаде еще в 1960-х годах. Потребовалось это все тем же нефтедобывающим компаниям для обеспечения безопасности своих буровых платформ в районе Ньюфаундленда и Лабрадора. Опыт канадцы за минувшие годы накопили достаточно большой, но вопрос о том, чтобы просто взять и скопировать их технологию, не стоял. Дело в том, что в российской Арктике задача по буксировке айсбергов имеет свою специфику.

— У канадцев ситуация попроще. Там есть пролив с течением, имеющим одно генеральное направление. Грубо говоря, их специалистам требуется оттащить айсберг с фарватера в сторону, после чего он гарантированно пройдет мимо платформы. Для этого не требуется сложных вычислений траектории дрейфа, — поясняет Алексей Чернов. — А у нас открытое море, где айсберг никогда не движется по прямой. Стало быть нам необходимо понять его маршрут, построить заблаговременный прогноз для его начального положения, потом просчитать его маршрут из той точки, куда предполагается отбуксировать, и убедиться, что он не угрожает безопасности платформы. Это большой комплекс нетривиальных задач, который канадцам не приходится решать.
 
GeoffreyWhiteway, Free Range Stock

Со всеми сложностями экипаж справился вполне уверенно, доказав — в тяжелых условиях отечественного сектора Арктики такая операция возможна. Ледовую обстановку можно контролировать, а значит, нефтегазовые месторождения на шельфе стали доступнее.
 
Материалы по теме:
Дружба с опаской (о международном сотрудничестве в освоении российской Арктики)

Севморпуть: не ждать у моря погоды (о перспективах развития Северного морского пути)



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
рекламаПодписка 2025