Недавно в сети прошла информация о том, что гигантский танкер-газовоз Prism Courage завершил трансокеанский переход, значительная часть которого прошла в автономном режиме. Эту информацию специально для Корабел.ру прокомментировал председатель Наблюдательного совета АНО "Отраслевой центр "Маринет", автор проекта "БЭС-КФ" Александр Пинский.
|
СПГ-танкер Prism Courage / Фото: Hyundai Heavy Industries |
По его мнению, это еще один пример актуальности автономного судовождения для отрасли и того, что к технологической гонке подключились все ведущие морские страны. Если в деталях, то HiNAS – автономная навигационная система (АНС), аналогичная тем, что ранее апробированы в России и Японии, но на базе платформы ISS от Hyundai. Эта платформа используется Hyundai несколько лет на целом ряде построенных компанией судов для сбора, анализа и мониторинга навигационных и, в первую очередь, технических параметров судна. Также ISS позволяет рассчитывать оптимальный маршрут и управлять отдельными инженерными системами на судне. С помощью HiNAS возможности ISS расширили в части навигации и маневрирования для расхождения с судами. Эту разработку корейские коллеги представляли на нескольких недавних конференциях, сейчас приступили к ее апробированию на реальных судах.
|
Председатель Наблюдательного совета АНО "Отраслевой центр "Маринет", автор проекта "БЭС-КФ" Александр Пинский / Фото: Корабел.ру |
Коммерциализация HiNAS в ближайшее время вполне возможна: это расширение Hyundai к своей же платформе, уже установленной на 300 с лишним судов. В открытом море, где проходили испытания танкера, проблем быть не должно: и наши, и японские АНС лучше всего себя чувствуют в таких условиях, а основные вызовы – это зоны интенсивного судоходства. Вероятно, главный вопрос – какой объем функций экипажа сможет взять на себя ISS и какую степень автономности позволит достичь нормативное регулирование Кореи: это может варьироваться от системы поддержки принятия решения до автономного судна с сокращенным экипажем. Для последнего потребуется правовое регулирование, как это сделано пока только в России, но, безусловно, может быть разработано и внедрено в Корее или любой другой стране при должной настойчивости со стороны отрасли.