В рамках минувшего Международного военно-морского салона прошло немало деловых мероприятий, включая конференции и панельные дискуссии. В том числе и выездные - например, XX Международная научно-практическая конференция "МОРИНТЕХ-ПРАКТИК", которая проводилась не в "Ленэкспо", как остальная часть салона, а на территории "Северной верфи".
Понимаем, что многим не хватило времени отвлечься от основной экспозиции МВМС и побывать на этой конференции. Однако доклады участников можно ведь не только слушать, но и читать. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию текст совместного доклада генерального директора ПКБ "Петробалт" Ильи Щербакова и генерального директора Выборгского судостроительного завода Александра Соловьева.
Управление проектными работами в судостроении с использованием автоматизированной системы поддержки проектных работ "МЕРИДИАН"
Разработка конструкторской документации для судостроения характеризуется значительным объемом и сложностью выполняемых проектных работ, а также жесткими требованиями к соблюдению графика выпуска документов. С учетом количества разрабатываемых проектных документов, а также сложных и длительных жизненных циклов уже разработанных документов, проектант обычно сталкивается с непростой задачей планирования и организации собственных работ с учетом графика сдачи документов, имеющихся ресурсов, необходимости одобрения документов, требований по внесению изменений, а также координации деятельности своих контрагентов-исполнителей. В докладе приведен пример решения задачи управления ходом проектных работ с использованием автоматизированной системы поддержки проектных работ "МЕРИДИАН".
Современное отечественное судостроение характеризуется единичным либо мелкосерийным характером производства. Для обеспечения строительства каждого отдельного заказа (или серии) разрабатывается соответствующий комплект проектной документации.
Объем и сложность необходимых проектных документов влекут за собой значительные трудозатраты проектанта на их разработку, особенно на заключительных стадиях проектирования (рабочий проект, приемо-сдаточная документация (ПСД), эксплуатационная документация (ЭД)). Затраты на разработку проектной документации относятся на один заказ целиком либо распределяются на все заказы серии и всегда вносят существенный вклад в общую стоимость каждого заказа.
Ввиду длительных сроков проектирования и постройки, строительство заказа начинается задолго до полной готовности проектной документации. При этом работы по рабочему проектированию обычно выполняются параллельно со строительством.
График поставки проектантом проектной документации согласован с графиком строительства заказа, с учетом принятых на заводе-строителе технологий и технических возможностей, ресурсов и мощностей. Несвоевременный выпуск проектантом проектных документов негативно влияет на график строительства и ведет к значительным финансовым потерям, как для проектанта, так и для строителя.
Обеспечение разработки проектной документации в сроки и с качеством, необходимыми для своевременной постройки соответствующего заказа, является нетривиальной управленческой задачей. Обобщенно модель управления ходом проектных работ может быть представлена повторяющейся последовательностью четырех основных шагов:
Как правило, разработанная документация должна согласовываться с заводом-строителем и судовладельцем, а также получить одобрение классификационного общества и других надзорных органов. На любом их этих этапов разработанный документ может быть возвращен проектанту на доработку с необходимостью получения одобрения заново на новую ревизию документа. Кроме того, зачастую возникает необходимость внесения изменений в уже разработанные документы по тем или иным причинам.
Плановые показатели разработки тех или иных проектных документов, в свою очередь, нередко претерпевают изменения по требованию завода-строителя вследствие различных факторов, связанных с особенностями проекта, организацией производства, поставками материалов, оборудования и комплектующих, изменениями требований судовладельца и пр.
В результате, проектант сталкивается с необходимостью управления ходом множества параллельно протекающих процессов разработки, согласования и изменения проектных документов в динамичной и не очень предсказуемой среде, включающей в себя множество неблагоприятных факторов. Среди некоторых из них:
К средствам, претендующим на обеспечение эффективной поддержки проектанта в части управления проектными работами, предъявляется целый ряд специфических требований, основные из которых:
АС "МЕРИДИАН. Поддержка проектных работ" предназначена для использования:
Основой модельного состояния является перечень разделов и пакетов документов по проектам, подлежащих разработке. Начальный проектный перечень документов вводится вручную либо загружается из проекта-прототипа, а затем пополняется по мере необходимости, в том числе путем дублирования существующих документов.
По каждому документу проекта заполняются (индивидуально или группой) некоторые плановые показатели (по мере того, как они становятся известны):
Затем, если требуется детальное планирование и учет работ отдельных исполнителей, заблаговременно отбираются документы с наступающим сроком сдачи и формируются работы для исполнителей с учетом сроков и загрузки (исполнителя, подразделения, проектанта в целом). Исполнители, видя перечень и параметры назначенных им работ, приступают к их выполнению.
В ходе и по завершении выполнения работ исполнители вводя в систему данные о ходе работ, а также о выпущенных ревизиях документов, извещениях, оперативных решениях и пр. АС "МЕРИДИАН" обеспечивает централизованное ведение извещений разных видов и оперативных решений, обеспечивая при необходимости автоматическое формирование их номеров по соответствующим шаблонам.
По окончании разработки документ отправляется на поэтапное согласование с заводом-строителем и другими организациями, а также может быть помещен в заводской архив. Все пересылки документа, одобрения, возвраты с замечаниями и прочее фиксируются в АС "МЕРИДИАН". Аналогичным образом фиксируются поступления и отправки документов от/к исполнителям-контрагентам.
Детальные данные по ходу работ, накопленные в АС "МЕРИДИАН", используются для формирования нескольких десятков отчетных форм. Эти отчетные формы предоставляют руководителю набор показателей с различной степенью детальности (вплоть до отдельного документа) о текущем состоянии в общем, о проблемных участках, надвигающихся нарушениях плана, причинах возникновения отклонений.
При необходимости, администраторы системы могут самостоятельно пополнить или изменить набор формируемых показателей с использованием диалогового экранного интерфейса. К примеру, штатными средствами АС "МЕРИДИАН" легко формируется показатель ”Перечень документов, которые были разработаны, согласованы, отправлены в архив завода вместе с ПТД, после чего от завода поступили замечания на эти документы, и эти замечания еще не отработаны, и поэтому ПТД, возможно, нужно будет переделать”.
Для минимизации начальных трудозатрат и финансовых рисков внедрение АС "МЕРИДИАН. Поддержка проектных работ" может осуществляться в последовательности и в конфигурациях, наиболее подходящих условиям конкретного проектанта или завода-строителя. Система не навязывает необходимости обязательного участия всех сотрудников и массового ручного ввода абсолютно всех данных, имеющих отношение к ходу проектных работ.
АС "МЕРИДИАН" будет помогать проектанту и заводу ровно в той части, в которой она располагает данными. К примеру:
В то время как все средства АС "МЕРИДИАН" штатным образом доступны в виде настольного приложения, в состав системы входит дополнительный модуль — "МЕРИДИАН. Ассистент руководителя". Эта подсистема предназначена для выполнения информационной поддержки руководителя проектной организации или подразделения завода-строителя с использованием мобильного устройства (планшета семейства iPad), подключенного к сети Интернет посредством WiFi либо мобильного соединения.
Подсистема “МЕРИДИАН. Ассистент руководителя” предоставляет руководителю возможность оперативного получения нужных сводных и детальных данных — от текущего состояния работ по тому или иному проекту до информации об отдельных документах — с целью своевременного принятия необходимых управленческих решений вне зависимости от текущего местонахождения пользователя подсистемы (офис, командировка, выездное совещание и пр.) в полном соответствии с принципом доступности.
Данная подсистема нацелена на предоставление помощи руководителю двумя способами:
Использование планшета семейства iPad обеспечивает подсистеме необходимые эксплуатационные характеристики. Малый вес и толщина планшета позволяют руководителю всегда иметь устройство под рукой, а срок работы без подзарядки обеспечивает его доступность там и тогда, когда это нужно руководителю.
Подсистема “МЕРИДИАН. Ассистент руководителя” имеет два режима работы:
Применением АС "МЕРИДИАН. Учет нагрузки масс" достигаются следующие цели:
Учет нагрузки масс возможен как в целом по проекту, так и в разрезе отдельных секций, блоков и строительных районов. Система не навязывает жесткого порядка работы. Пользователи сами выбирают, в каком объеме и с какой степенью детальности вводятся данные в систему.
Поддержка ревизий и аннулирований документов позволяет легко поддерживать соответствие между документами, выпущенными либо измененными проектантом, и актуальными данными по нагрузке масс в системе.
Развитые средства контроля первичных данных по нагрузке масс предупреждают либо облегчают выявление значительного числа ошибочных данных на всех этапах обработки.
В ПКБ "Петробалт" за период использования АС "МЕРИДИАН", с 2015 года по настоящее время, накоплен большой положительный опыт работы с системой, а также с разработчиком программного обеспечения - ООО "ДАТА СИТИ". Внедрение системы в практической работе ПКБ происходило одновременно с осознанием и формулированием новых задач для разработчика, тестированием обновленных версий, освоением расширяющегося функционала системы, обучением пользователей, применением АС "МЕРИДИАН" в информационном обеспечении работы над текущими проектами судов.
Начало работы с системой было положено в процессе разработки в ПКБ рабочей документации для строительства ледокола проекта 22600, причем информация по выполненной к тому моменту работе загружалась в систему пакетным образом, далее дополнялась изменениями и дополнениями. С момента появления первых документов приемо-сдаточной и эксплуатационной документации они также загружались в АС "МЕРИДИАН" в текущем, рабочем порядке.
Первым проектом судна, информация о РКД, ПСД и ЭД которого в режиме реального времени создавалась, хранилась и использовалась полностью с начала проектирования, был проект ледового судна обеспечения IBSV01, две единицы которого были построены и сданы Выборгским судостроительным заводом заказчику в 2018 году.
Удобство использования, функциональность, информационная насыщенность позволили успешно использовать АС "МЕРИДИАН" в работе ПКБ "Петробалт" с 2017 года в работе над ПДСП, РКД, ПСД, ЭД проекта судна ярусного лова краба 03070, строящегося в настоящее время на ОАО "Ленинградский судостроительный завод "Пела" и дноуглубительного судна типа TSHD 2000, строящегося на Онежском судостроительно-судоремонтном заводе.
Активное использование системы в настоящее время ведется по всем проектам судов разрабатываемых в ПКБ "Петробалт", в том числе для рыбопромысловых судов - траулеров проекта ST-116XL, строящихся на Выборгском судостроительном заводе. При этом АС "МЕРИДИАН" для указанного проекта учитывает особенности РКД четырех заказов данного проекта, строящихся для разных заказчиков рыбопромысловых судов.
В работе ПКБ "Петробалт" АС "МЕРИДИАН" на практике позволило оптимизировать использование ресурсов бюро, способствовало улучшению планирования, организации собственных работ, координации работ контрагентов и, в конечном счете, во многом обеспечило более рациональное управление ходом проектных работ в их взаимной увязке в многозадачных проблемах работы проектной организации.
Практический опыт активного применения АС "МЕРИДИАН Поддержка проектных работ" в ПКБ "Петробалт", показал высокую эффективность в управлении процессами проектирования, что позволяет заявлять о соответствии системы поставленным целям. Система доказала свою эффективность по поддержке проектных работ в проектной организации и сейчас испытываются модули более широкого взаимодействия между проектантом и заводом-строителем (ПКБ "Петробалт" - ПАО "ВСЗ").
Основываясь на реальных потребностях проектанта и заводов-строителей, АС “МЕРИДИАН“ непрерывно развивается. Среди расширений, ожидаемых в следующих версиях системы, можно отметить:
Понимаем, что многим не хватило времени отвлечься от основной экспозиции МВМС и побывать на этой конференции. Однако доклады участников можно ведь не только слушать, но и читать. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию текст совместного доклада генерального директора ПКБ "Петробалт" Ильи Щербакова и генерального директора Выборгского судостроительного завода Александра Соловьева.
От редакции
Управление проектными работами в судостроении с использованием автоматизированной системы поддержки проектных работ "МЕРИДИАН"
Разработка конструкторской документации для судостроения характеризуется значительным объемом и сложностью выполняемых проектных работ, а также жесткими требованиями к соблюдению графика выпуска документов. С учетом количества разрабатываемых проектных документов, а также сложных и длительных жизненных циклов уже разработанных документов, проектант обычно сталкивается с непростой задачей планирования и организации собственных работ с учетом графика сдачи документов, имеющихся ресурсов, необходимости одобрения документов, требований по внесению изменений, а также координации деятельности своих контрагентов-исполнителей. В докладе приведен пример решения задачи управления ходом проектных работ с использованием автоматизированной системы поддержки проектных работ "МЕРИДИАН".
Современное отечественное судостроение характеризуется единичным либо мелкосерийным характером производства. Для обеспечения строительства каждого отдельного заказа (или серии) разрабатывается соответствующий комплект проектной документации.
Объем и сложность необходимых проектных документов влекут за собой значительные трудозатраты проектанта на их разработку, особенно на заключительных стадиях проектирования (рабочий проект, приемо-сдаточная документация (ПСД), эксплуатационная документация (ЭД)). Затраты на разработку проектной документации относятся на один заказ целиком либо распределяются на все заказы серии и всегда вносят существенный вклад в общую стоимость каждого заказа.
Ввиду длительных сроков проектирования и постройки, строительство заказа начинается задолго до полной готовности проектной документации. При этом работы по рабочему проектированию обычно выполняются параллельно со строительством.
График поставки проектантом проектной документации согласован с графиком строительства заказа, с учетом принятых на заводе-строителе технологий и технических возможностей, ресурсов и мощностей. Несвоевременный выпуск проектантом проектных документов негативно влияет на график строительства и ведет к значительным финансовым потерям, как для проектанта, так и для строителя.
Обеспечение разработки проектной документации в сроки и с качеством, необходимыми для своевременной постройки соответствующего заказа, является нетривиальной управленческой задачей. Обобщенно модель управления ходом проектных работ может быть представлена повторяющейся последовательностью четырех основных шагов:
- планирование выполнения тех или иных проектных работ;
- запуск и выполнение запланированных работ;
- контроль хода и результатов выполнения работ;
- выработка и реализация управленческих решений, направленных на устранение отклонений от плановых показателей.
Рис.1. Обобщенная модель управления разработкой проектной документации / "Петробалт", ПКБ ООО |
Как правило, разработанная документация должна согласовываться с заводом-строителем и судовладельцем, а также получить одобрение классификационного общества и других надзорных органов. На любом их этих этапов разработанный документ может быть возвращен проектанту на доработку с необходимостью получения одобрения заново на новую ревизию документа. Кроме того, зачастую возникает необходимость внесения изменений в уже разработанные документы по тем или иным причинам.
Плановые показатели разработки тех или иных проектных документов, в свою очередь, нередко претерпевают изменения по требованию завода-строителя вследствие различных факторов, связанных с особенностями проекта, организацией производства, поставками материалов, оборудования и комплектующих, изменениями требований судовладельца и пр.
В результате, проектант сталкивается с необходимостью управления ходом множества параллельно протекающих процессов разработки, согласования и изменения проектных документов в динамичной и не очень предсказуемой среде, включающей в себя множество неблагоприятных факторов. Среди некоторых из них:
- несвоевременное поступление документов предыдущих стадий проектирования;
- поступление новых ревизий документов предыдущих стадий проектирования;
- задержка с получением спецификаций по оборудованию;
- несвоевременное планирование собственных работ;
- неверная оценка трудоемкости работ;
- срыв сроков собственными исполнителями;
- срыв сроков исполнителями-контрагентами;
- нехватка собственных ресурсов для выполнения в срок;
- изменение графика заказчиком;
- дополнительные затраты на отработку замечаний заказчика и надзорных органов и пр.
К средствам, претендующим на обеспечение эффективной поддержки проектанта в части управления проектными работами, предъявляется целый ряд специфических требований, основные из которых:
- Соответствие предметной области. Используемые объекты модельного состояния и их характеристики должны соответствовать искомой предметной области. При взаимодействии с системой должен использоваться привычный пользователю понятийный язык — документы проекта, пакеты документов, виды документации, извещения, оперативные решения, помещения, секции, блоки, заводской архив, замечания классификационного общества и другие.
- Адекватность. Принятие управленческих решений должно опираться на адекватное модельное состояние процессов проектирования.
- Полнота. Модельное состояние процессов проектирования должно включать в себя набор таких показателей, которых будет достаточно для определения источников и причин возникновения отклонений, требующих соответствующей управляющей реакции.
- Актуальность. Те или иные аналитические показатели, предоставляемые средствами поддержки проектанта, должны отражать текущее состояние дел и быть актуальными на момент формирования.
- Детальность. Вследствие того, что в проектной организации (подразделении) обычно действует принцип разделения полномочий и ответственности между уровнями управления, руководителям разных уровней требуется управленческая информация разной степени детальности.
- Доступность. Требуемые данные по ходу работ, возможным проблемам и причинам их появления должны быть доступны соответствующему руководителю в любое время и немедленно — сразу, как только понадобятся, вне зависимости от вычислительной сложности процедур их получения, а также в любом текущем месте нахождения руководителя.
АС "МЕРИДИАН. Поддержка проектных работ" предназначена для использования:
- руководителями различных уровней (руководителем проектной организации, главным конструктором, менеджером отдельного проекта, руководителем направления (специализации), начальником отдела, руководителем группы) — как средство управления ходом проектных работ;
- рядовыми исполнителями — как инструмент информационной поддержки и координации;
- руководителями подразделений завода-строителя – как инструмент информационной поддержки процессов строительства судов.
- Обеспечение управляемости ходом проектных работ за счет предоставления сотрудникам всех уровней — от исполнителя до руководителя проекта — полной и актуальной информации с требуемой степенью детальности о текущем состоянии проектных документов и работ с ними для принятия эффективных управленческих решений;
- Предупреждение срывов договорных сроков и прочих обязательств перед контрагентами при помощи средств планирования, контроля и прогнозирования сроков завершения работ;
- Оптимизация загрузки сотрудников и более эффективное использование имеющихся ресурсов за счет планирования ресурсов и контроля фактических трудозатрат;
- Облегчение взаимодействия и координации сотрудников в ходе выполнения проектных работ.
Основой модельного состояния является перечень разделов и пакетов документов по проектам, подлежащих разработке. Начальный проектный перечень документов вводится вручную либо загружается из проекта-прототипа, а затем пополняется по мере необходимости, в том числе путем дублирования существующих документов.
Рис.2. Пример планового перечня пакетов документов проекта / "Петробалт", ПКБ ООО |
По каждому документу проекта заполняются (индивидуально или группой) некоторые плановые показатели (по мере того, как они становятся известны):
- состав пакета (перечень документов, составляющих пакет);
- сведения о контрагенте-исполнителе (если есть) и заказчике, договорные отношения с заказчиком и контрагентом, платежные этапы заказчика и контрагента и пр.;
- сведения о необходимости получения одобрения классификационного общества и других организаций;
- сведения о направлении (специализации), подразделении-исполнителе, ответственном сотруднике-исполнителе, плановой трудоемкости и пр.;
- данные по соотнесению документа с секциями, блоками, строительными районами, помещениями и пр.;
- сведения о необходимости выпуска ПТД к документу (карт раскроя, шаблонов и пр.) и соответствующих плановых показателях;
- набор служебных пометок (”Закладная секция”, ”К спуску” и т.д.);
- указания на необходимость получения тех или иных документов предыдущих стадий проектирования, спецификаций на оборудование и пр.
Рис.3. Пример настройки некоторых плановых показателей документа / "Петробалт", ПКБ ООО |
Затем, если требуется детальное планирование и учет работ отдельных исполнителей, заблаговременно отбираются документы с наступающим сроком сдачи и формируются работы для исполнителей с учетом сроков и загрузки (исполнителя, подразделения, проектанта в целом). Исполнители, видя перечень и параметры назначенных им работ, приступают к их выполнению.
Рис.4. Пример формирования исполнителю работы по документу / "Петробалт", ПКБ ООО |
В ходе и по завершении выполнения работ исполнители вводя в систему данные о ходе работ, а также о выпущенных ревизиях документов, извещениях, оперативных решениях и пр. АС "МЕРИДИАН" обеспечивает централизованное ведение извещений разных видов и оперативных решений, обеспечивая при необходимости автоматическое формирование их номеров по соответствующим шаблонам.
По окончании разработки документ отправляется на поэтапное согласование с заводом-строителем и другими организациями, а также может быть помещен в заводской архив. Все пересылки документа, одобрения, возвраты с замечаниями и прочее фиксируются в АС "МЕРИДИАН". Аналогичным образом фиксируются поступления и отправки документов от/к исполнителям-контрагентам.
Рис.5. Пример данных по отправке и получению документов / "Петробалт", ПКБ ООО |
Детальные данные по ходу работ, накопленные в АС "МЕРИДИАН", используются для формирования нескольких десятков отчетных форм. Эти отчетные формы предоставляют руководителю набор показателей с различной степенью детальности (вплоть до отдельного документа) о текущем состоянии в общем, о проблемных участках, надвигающихся нарушениях плана, причинах возникновения отклонений.
Рис.6. Пример сводки по проекту в разрезе специализаций / "Петробалт", ПКБ ООО |
При необходимости, администраторы системы могут самостоятельно пополнить или изменить набор формируемых показателей с использованием диалогового экранного интерфейса. К примеру, штатными средствами АС "МЕРИДИАН" легко формируется показатель ”Перечень документов, которые были разработаны, согласованы, отправлены в архив завода вместе с ПТД, после чего от завода поступили замечания на эти документы, и эти замечания еще не отработаны, и поэтому ПТД, возможно, нужно будет переделать”.
Для минимизации начальных трудозатрат и финансовых рисков внедрение АС "МЕРИДИАН. Поддержка проектных работ" может осуществляться в последовательности и в конфигурациях, наиболее подходящих условиям конкретного проектанта или завода-строителя. Система не навязывает необходимости обязательного участия всех сотрудников и массового ручного ввода абсолютно всех данных, имеющих отношение к ходу проектных работ.
АС "МЕРИДИАН" будет помогать проектанту и заводу ровно в той части, в которой она располагает данными. К примеру:
- отсутствие данных о договорных отношениях с контрагентами и платежных этапах по документам приведет лишь к невозможности анализировать выполнение работ в разрезе этапов, а также контролировать обоснованность выбора дат завершения для документов;
- отсутствие данных об основных и смежных помещениях не позволит оценивать ход работ по отдельным помещениям, а также затруднит решение возможных проблем по помещениям;
- отсутствие данных о принадлежности документов строительным блокам не даст возможности проверить возможности сдачи всей документации по отдельному блоку;
- отсутствие данных о необходимых документах ПДСП будет препятствовать мониторингу своевременного получения документов ПДСП;
- отсутствие данных о спецификациях на оборудование, необходимых для разработки документов проекта, не даст возможности выявить проблемы с получением указанных спецификаций до момента, когда это будет обнаружено исполнителем;
- отсутствие детальных данных о работах отдельных исполнителей ограничит возможности детального планирования и контроля загрузки исполнителей и так далее.
В то время как все средства АС "МЕРИДИАН" штатным образом доступны в виде настольного приложения, в состав системы входит дополнительный модуль — "МЕРИДИАН. Ассистент руководителя". Эта подсистема предназначена для выполнения информационной поддержки руководителя проектной организации или подразделения завода-строителя с использованием мобильного устройства (планшета семейства iPad), подключенного к сети Интернет посредством WiFi либо мобильного соединения.
Подсистема “МЕРИДИАН. Ассистент руководителя” предоставляет руководителю возможность оперативного получения нужных сводных и детальных данных — от текущего состояния работ по тому или иному проекту до информации об отдельных документах — с целью своевременного принятия необходимых управленческих решений вне зависимости от текущего местонахождения пользователя подсистемы (офис, командировка, выездное совещание и пр.) в полном соответствии с принципом доступности.
Данная подсистема нацелена на предоставление помощи руководителю двумя способами:
- В офисе либо вне офиса (в командировке, в пути) руководитель имеет возможность отслеживать ключевые параметры хода работ по интересующим проектам, заблаговременно обнаруживая возможные нарушения планов. Это позволяет руководителю своевременно и обосновано принимать соответствующие управленческие решения для исправления ситуации;
- В ходе технических совещаний (как с контрагентами, так и с собственными сотрудниками) подсистема обеспечивает руководителю получение необходимой в данный момент детальной информации по отдельному документу, договору, этапу оплаты, контрагенту и прочую, буквально за пару касаний экрана.
Рис.7. Пример экранов “МЕРИДИАН. Ассистент руководителя” / "Петробалт", ПКБ ООО |
Использование планшета семейства iPad обеспечивает подсистеме необходимые эксплуатационные характеристики. Малый вес и толщина планшета позволяют руководителю всегда иметь устройство под рукой, а срок работы без подзарядки обеспечивает его доступность там и тогда, когда это нужно руководителю.
Подсистема “МЕРИДИАН. Ассистент руководителя” имеет два режима работы:
- ”Сеть” — в этом режиме через подключение к Интернет пользователь видит самые актуальные данные, получаемые непосредственно из базы данных АС “МЕРИДИАН“. Данный режим наиболее подходит для использования в офисе при наличии WiFi, а также вне офиса при доступности WiFi либо при наличии мобильного Интернет.
- “Автоном” — в этом режиме все запрашиваемые данные извлекаются из локальной копии данных, полученной ранее в режиме ”Сеть”. Локальная копия данных располагается непосредственно на планшете в его энергонезависимой памяти. При работе в этом режиме не требуется подключение к Интернету. Режим “Автоном” хорошо подходит для использования в таких ситуациях, когда:
-
- крайне важна бесперебойность функционирования вне зависимости от пропадания-отсутствия-качества связи с Интернет (к примеру, выездные технические совещания на территории контрагента, нахождение в поезде/самолете и пр.);
- допускается некоторая ”несвежесть” данных;
- есть возможность заблаговременно подготовиться (загрузить актуальную копию данных на планшет).
Рис.8. Графическое представление обрабатываемых данных по нагрузке масс / "Петробалт", ПКБ ООО |
Применением АС "МЕРИДИАН. Учет нагрузки масс" достигаются следующие цели:
- Обеспечение выпуска конструкторской документации по нагрузке масс в требуемом объеме и точно в срок;
- Кардинальное снижение трудоемкости ведения нагрузки масс;
- Существенное повышение качества проектных работ, связанных с нагрузкой масс, за счет наличия развитых средств предупреждения, выявления и устранения ошибок, допускаемых сотрудниками;
- Постоянный контроль на соответствие текущих результатов по нагрузке масс и данных по весовой нагрузке, полученных на предыдущих стадиях проектирования;
- Организация эффективного технологического процесса массовой обработки данных по нагрузке масс с разделением зон ответственности между сотрудниками;
- Организация прозрачного информационного взаимодействия, как с заказчиками, так и с контрагентами-исполнителями.
Рис.9. Расчет водоизмещения порожнем / "Петробалт", ПКБ ООО |
Учет нагрузки масс возможен как в целом по проекту, так и в разрезе отдельных секций, блоков и строительных районов. Система не навязывает жесткого порядка работы. Пользователи сами выбирают, в каком объеме и с какой степенью детальности вводятся данные в систему.
Поддержка ревизий и аннулирований документов позволяет легко поддерживать соответствие между документами, выпущенными либо измененными проектантом, и актуальными данными по нагрузке масс в системе.
Развитые средства контроля первичных данных по нагрузке масс предупреждают либо облегчают выявление значительного числа ошибочных данных на всех этапах обработки.
В ПКБ "Петробалт" за период использования АС "МЕРИДИАН", с 2015 года по настоящее время, накоплен большой положительный опыт работы с системой, а также с разработчиком программного обеспечения - ООО "ДАТА СИТИ". Внедрение системы в практической работе ПКБ происходило одновременно с осознанием и формулированием новых задач для разработчика, тестированием обновленных версий, освоением расширяющегося функционала системы, обучением пользователей, применением АС "МЕРИДИАН" в информационном обеспечении работы над текущими проектами судов.
Начало работы с системой было положено в процессе разработки в ПКБ рабочей документации для строительства ледокола проекта 22600, причем информация по выполненной к тому моменту работе загружалась в систему пакетным образом, далее дополнялась изменениями и дополнениями. С момента появления первых документов приемо-сдаточной и эксплуатационной документации они также загружались в АС "МЕРИДИАН" в текущем, рабочем порядке.
Первым проектом судна, информация о РКД, ПСД и ЭД которого в режиме реального времени создавалась, хранилась и использовалась полностью с начала проектирования, был проект ледового судна обеспечения IBSV01, две единицы которого были построены и сданы Выборгским судостроительным заводом заказчику в 2018 году.
Удобство использования, функциональность, информационная насыщенность позволили успешно использовать АС "МЕРИДИАН" в работе ПКБ "Петробалт" с 2017 года в работе над ПДСП, РКД, ПСД, ЭД проекта судна ярусного лова краба 03070, строящегося в настоящее время на ОАО "Ленинградский судостроительный завод "Пела" и дноуглубительного судна типа TSHD 2000, строящегося на Онежском судостроительно-судоремонтном заводе.
Активное использование системы в настоящее время ведется по всем проектам судов разрабатываемых в ПКБ "Петробалт", в том числе для рыбопромысловых судов - траулеров проекта ST-116XL, строящихся на Выборгском судостроительном заводе. При этом АС "МЕРИДИАН" для указанного проекта учитывает особенности РКД четырех заказов данного проекта, строящихся для разных заказчиков рыбопромысловых судов.
В работе ПКБ "Петробалт" АС "МЕРИДИАН" на практике позволило оптимизировать использование ресурсов бюро, способствовало улучшению планирования, организации собственных работ, координации работ контрагентов и, в конечном счете, во многом обеспечило более рациональное управление ходом проектных работ в их взаимной увязке в многозадачных проблемах работы проектной организации.
Практический опыт активного применения АС "МЕРИДИАН Поддержка проектных работ" в ПКБ "Петробалт", показал высокую эффективность в управлении процессами проектирования, что позволяет заявлять о соответствии системы поставленным целям. Система доказала свою эффективность по поддержке проектных работ в проектной организации и сейчас испытываются модули более широкого взаимодействия между проектантом и заводом-строителем (ПКБ "Петробалт" - ПАО "ВСЗ").
Основываясь на реальных потребностях проектанта и заводов-строителей, АС “МЕРИДИАН“ непрерывно развивается. Среди расширений, ожидаемых в следующих версиях системы, можно отметить:
- Архив электронных документов, связанных с объектами системы;
- Книга вопросов верфи проектанту;
- Элементы анализа и нормирования трудоемкости тех или иных проектных работ на основе накопленного массива данных по выполненным работам, а также характеристик сложности (объема) объектов проектирования (по массе объекта, по длине трубопровода, по количеству спулов и пр.);
- Создание ведомостей и перечней для ведения работ по комплектации и насыщению макроблоков, при использовании на заводе-строителе технологии интегрированного крупноблочного строительства;
- Создание ведомостей и перечней для ведения работ под сдачу помещений и районов судна на конструктивность.
Илья Щербаков,
генеральный директор ПКБ "Петробалт"
Александр Соловьев
генеральный директор Выборгского судостроительного завода
генеральный директор ПКБ "Петробалт"
Александр Соловьев
генеральный директор Выборгского судостроительного завода