Уже объявлено - «Аврору» будут ремонтировать. А потом — и полноценную реставрацию проведут. Однако, пока обсуждались подробности технического задания, в СМИ звучали громкие заявления: поставим крейсер на ход, вернем флоту, сделаем «кораблем №1», патриотическим символом и т. д.
Главный редактор Korabel.ru, Николай Николаевич Ивакин, уже высказал свое мнение о вероятности подобного сценария (https://www.korabel.ru/news/newsid/45078.html). Но — мало ли, может чего не понимаем — мы договорились о беседе с Сергеем Ивановичем Овсянниковым, в 80е участвовавшим в прошлой реставрации, а ныне представляющим отдел современного флота ЦВММ, и потому имеющего представление о состоянии легендарного корабля.
Н. Ивакин: Когда пошла волна шумихи вокруг крейсера ”Аврора”, я не удивился: мало ли какую глупость можно в запале сморозить? Ведь проведенный 30 лет назад анализ уже тогда показал, что из этого музея корабль делать очень дорого и нецелесообразно. А сейчас на полном серьезе люди вновь начинают строить планы воссоздания корабля чуть ли не как самостоятельной боевой единицы, подавая это с умным видом, под хорошим соусом. А учитывая, что Вы в курсе прошлой реставрации, кому как не Вам растолковать, насколько реально этот музей превратить в корабль?
Овсянников: Завод и конструкторское бюро готовят коммерческое техническое предложение. Не зная обстоятельств, они сами набирали информацию, предполагали, расписывали. Именно в этот момент можно было фантазировать, обуславливая большую стоимость, чтобы в итоге и предприятия тоже осталось в выигрыше.
Н. Ивакин: Россия, конечно, не обеднеет, это и Президент сказал. В принципе ведь «Аврору» и в космос можно запустить, вопрос в том - надо ли это делать и сколько это будет стоить. Но, на мой взгляд, чем запускать старый корабль «в космос», лучше заняться пенсиями и детскими пособиями. Овсянников: Боюсь, вопрос “сколько” - это не ко мне. Я могу только рассказать “как”.
Хотя официально реставрация “Авроры” проходила в 84-87 году, работы начались с 1983 году. И в марте-апреле того года было проведено совещание в “Северном ПКБ”. На нем присутствовал главный наблюдающий, сотрудники бюро, главный инженер и контрагенты, которые должны были помогать нам в работе. Главным конструктором был назначен Жуков Петр Иванович. Я тоже присутствовал на этом совещании. Военные первоначально заказали много: автономность в течение десяти суток на рейде, цистерны пресной воды, топливные баки на 40 тонн, каюты для экипажа и многое другое.
Н. Ивакин: Все это планировалось сделать, исходя из техники 80х гг, а не начала века, не так ли? И в голову ведь никому не приходило запустить паровую машину, бункероваться углем. Овсянников: Конечно, все проектировалось на основе последних современных достижений.
Итак, согласно техническому заданию, экипаж легендарного крейсера насчитывал 78 человек - 60 матросов, 13 мичманов и пять офицеров. Вся команда должна была жить в нормальных каютах, с санузлами и душем в течение десяти суток. При обсуждении того ТЗ, собственно, и было предложено вставить двигатель и движители. Дело в том, что за машинным отделением было пустое место: раньше там стояли фекальные цистерны, а еще раньше, при царе, две из трех паровых машин, уже утраченных к началу прошлой реконструкции. На это место мы и предлагали установить два среднеобортных двигателя и небольшие редукторы. Линия вала не менялась - трассировка была сохранена и в новом корпусе, более того, при проектировании нового корпуса остались даже выкружки для двух бортовых и центрального вала. Корпус при реставрации повторялся один к одному, только металл взяли толще. Геометрия была соблюдена, как и внутренняя конструкция, только без фундаментов. Коридор гребного вала мы закрыли заглушкой.
Проблема была в навигационном оборудовании - для полного восстановления требовались большие антенны, которые нарушали знаменитый силуэт. В итоге, когда были рассчитаны необходимые для постановки на ход изменения - увеличение объема цистерн, дополнительные антенны, навигационное оборудование и т.д. - все расчеты легли на стол к Бурову В.Н. Он посмотрел документацию еще раз и сказал, уже окончательно, что теперь точно видит, что это не нужно. И тогда “вся работа перешла в рациональное и реализуемое русло”.
С появлением компактного оборудования, электродвижения кто-то может снова загореться идеей поставить на ход “Аврору”, но нужно ли это? Конечно, проектанту выгодно сначала заключить контракт, провести работу, а по итогам все-таки отказаться от установки за нецелесообразностью.
Какими путями будут делать реставрацию? Если руководить будет человек добросовестный, он сможет рассмотреть различные варианты и найти оптимальный. Если не добросовестный - “Аврору” просто изувечат!
Если нынешняя команда реставраторов решится ставить крейсер на ход, то придется найти поставщиков навигационного оборудования, которые смогут сделать оборудование, адаптированное под антураж корабля. Антенны в звукопрозрачных корпусах, например, можно спрятать в трубах. Но ходовая рубка в любом ракурсе является важным элементом силуэта. Ее невозможно будет ни расширить или надстроить, ведь это изуродует фотографический портрет крейсера, который уже привычен. На это, наверное, пойти нельзя. Агрегаты, необходимые для работы, можно разместить и ниже, в надстройке и корпусе, но рубка точно увеличится, и значительно.
Н. Ивакин: Видите ли Вы возможность восстановления “Авроры” до исторического состояния - хоть времен Цусимы, хоть 17 года? Овсянников: Если и ориентироваться, то только на 1917 год - это состояние корабля было зафиксировано документально. Но и в этом случае нужно будет менять орудия, щиты, ведь установленные сейчас взяты с береговых орудий 1946 года, однако они заслужили свое право быть на борту. Нужна прорисовка, проработка, которую должна выполнить рабочая группа, сформированная Шойгу. Туда, уверен, войдут люди грамотные. Именно результат работы этой группы и станет окончательным.
Сегодня у “Авроры” автономность в 10 суток обеспечена. Есть цистерны, заполненные водой, есть генераторы, готовые к работе, достаточно кнопку нажать, однако нет достаточных запасов пищи и спальных мест. Почему, например, трап подъемный весит 23 т? Потому что там не только ступеньки. Снизу к нему прикреплены все коммуникации, непосредственно соединяющие крейсер с берегом. Чтобы корабль не кренился, цистерны для воды разбиты - слева 40 т, и справа 25+20, т.е. 45 тонн. Летняя история с креном произошла из-за того, что воду для полива палубы брали из маленькой пожарной цистерны у трапа, которая, как и все остальные, получает воду с берега. Собственно, механик не уследил, трап перевесил, и корабль начал крениться — а там один градус уже заметен. Когда включили систему перекачки, все быстро вернулось на место.
Если говорить о других работах, выполненных во время реставрации 1984-87 гг, стоит вспомнить, что на борту “Авроры” стоит паровая машина, оригинальная, царской эпохи. В результате прошлых работ фланцы у нее были заменены на настоящие, маслёнки с краниками появились, циферблаты реалистичные, минимальные украшения, что успели сделать. В мире таких машин нет - она единственная. Но и кроме этого на борту много других ценных экспонатов. Например, рефрижератор Light Food. В те времена охлаждающие камеры для продуктов были не слишком распространены. В данном случае, кладовая работала за счет подачи предварительно сжатого и охлажденного воздуха в снеговую камеру и предназначалась для офицеров: зелень, вино, немного мяса. Она перестала работать где-то в 1915 году.
Кроме того, на “Авроре” было несколько видов приводов - паровой, ручной автономный и электрический. Самый популярный в то время был паровой. Но чаще использовался электрический - им пользовались практически все время, за исключением испытаний. Интересны еще шпилевая машина и кормовой шпиль, 1916 года.
Думаю, нынешняя задача музейных служителей - осветить интереснейшую историю этих машин, вытащить их на сцену для посетителя, и привести в порядок. Производители и двигателя, и рефрижератора охотно нам помогут, просто потому что это и их история тоже.
Н. Ивакин: А необходимость ремонта чем обоснована? Ведь ремонтировали в 1984-ом на века? Овсянников: Ремонт необходим по документам. В документах написано, кстати, что докование должно проходить каждые десять лет - а прошло уже двадцать пять. Так что “Аврору” точно пора поднимать и осматривать. За четверть века на корабле, насколько я знаю, накопились определенные повреждения донно-бортовой арматуры - это показали водолазные обследования. Потеряны, например, решетки на приемниках кингстонов, вокруг креплений поврежден металл, соответственно все работы нужно сделать в сухом доке, а не под водой. Насосы тоже нуждаются в осмотре, ремонте - все это записано в документации.
Крейсер "Аврора" - филиал Центрального военно-морского музея - пришвартована около Нахимовского училища. / www.korabel.ru
Прошлый ремонт был сделан очень качественно, так что в этот раз длительного восстановления корабль не потребует. Но, например, в пожарной системе, не водяной, химической, необходимо внести изменения - поскольку фреон, которым она наполнена, давно запрещен. Гарантийный срок кабельной изоляции истекает как раз сейчас, не дай бог растрескается. Можно либо провести обследование состояния, либо замену кабеля. Эту процедуру также удобнее проводить на заводе, а не у стенки - что тоже должна, кстати, упомянуть рабочая группа. Остойчивость, непотопляемость “Авроры” вне подозрений - она не утонет. Но сгореть может.
Как итог: ремонт необходим, по техническим соображениям, с точки зрения поддержания корабля. Но разговора о восстановлении оригинальной обстановки, и тем более, постановки на ход, быть не может.
Н. Ивакин: Как в 1984 году происходила реставрация музейной экспозиции крейсера? И, кстати, в этот раз музеем тоже займутся? Овсянников: Сегодня “Аврора” - вся сама по себе музей.
В 80х проектное бюро и завод передали готовый, чистый, прекрасный памятник, и корабль, на котором он располагался. Все исследовательские работы сделала группа СПКБ: копалась в архивах, искала источники, делала техническую экспозицию, внешнюю и внутреннюю. Внешняя - это спасательные, якорные устройства, такелаж, мачты, артиллерия - все то, что составляет запоминающийся облик корабля. На борту, напримет, есть крепления для стоек леерного тентового устройства, чтоб белье вешать, эдакие карманчики. Мы взяли их на учет, завод их отремонтировал, и военпред Гилярович с нашим списком принимал каждую мелочь - даже если мы не знали, для чего нужен крючок, мы его восстанавливали.
Внутренняя экспозиция - это паровая машина, вентиляторы, центробежные насосы, рулевые машины, компасы, дальномеры - масса всего. Восстановление шло по нескольким направлениям - восстановление утраченного, восстановление по сохранившимся остаткам, по царским чертежам. Например, чертежи дымовых труб времен царя были переведены из дюймов в миллиметры, а заклепочные швы - сделаны согласно оригиналу. Есть вещи, выполненные в модели: дальномеры, трубы. Забортный трап, например, полностью функционален. Иллюминаторы остались действующими; были отлиты заново и сегодня свою функцию выполняют.
С 1987 года реставрационных работ не проводилось. Устарела и концепция экспозиции, создававшаяся в соответствие с существовавшей тогда идеологией. Мне кажется, что сегодня “Аврора” может стать прекрасным музеем отечественного кораблестроения 19-20 веков, металлического кораблестроения, которое у нас нигде не представлено. Сохраненное на корабле, дополненное моделями судов, историческими предметами, смогло бы выполнить эту задачу. Есть расписанные планы по демонстрации устройств связи, оружия, атрибутов военной медицины тех лет. На “Авроре”, кстати, для поиска осколков в ранах впервые был использован рентген. Можно добавить интерактивных, актуальных сейчас в мировом музейном деле, объектов. Сохраненная планировка, в частности, жилой палубы дает интересные возможности для наглядных макетов. В фондах Военно-морского музея лежит много экспонатов, которые могли бы получить должное окружение, если обстановка на “Авроре” во время модернизации будет изменена.
После беседы с Сергеем Ивановичем у нас остались определенные вопросы, которые мы адресовали лично руководителю Центрального Военно-морского музея Лялину Андрею Яковлевичу.
Собственно, письмо состояло из трех вопросов касательно судьбы музейной экспозиции на крейсере “Аврора”, который на данный момент является филиалом ЦВММ. - Когда последний раз проводился переучет, осмотр и реставрация предметов и объектов, входящих в музейную экспозицию крейсера? - Войдут ли эти мероприятия в перечень работ, которые предстоит выполнить на судне в рамках "ремонта"? - Изменится ли концепция музея? Нынешняя экспозиция создавалась в другой стране, с другой, не столь просветительской целью. С тех пор изменилась и идеология, и тенденции в музейном деле. Собираетесь ли вы им соответствовать?
И, несмотря на то, что руководство музея сильно загружено переездом в новый корпус и, теперь, еще и ремонтом “Авроры”, мы получили ответ:
“ Уважаемая Анна! На ваш запрос от 13 марта 2013 года сообщаю следующее. Вами совершенно справедливо отмечено, что музейная экспозиция - главный объект на борту крейсера “Аврора”. Но так было.
В настоящее время весь корабль - это музей, в котором представлены как подлинные экспонаты, например, палубные шпигаты или шестидюймовые орудия, так и т. н. “новодел” - натурные макеты компасов, дальномеров, паровых катеров, дымовых труб и многое другое. Всего на корабле 2283 музейных предмета технической экспозиции ( без музейных предметов из фондов ЦВММ, как, например, часы матроса А.П. Молчанова или подарок от делегации коммунистов Турции). Из указанного числа 1598 предметов являются подлинными, сохраненными с 1903 года. Цифры приведены из документов, разработанных в 1984-87 годах: “Перечня внешних элементов технической экспозиции” - №01917-050-014ТБ и “Перечня внутренних элементов технической экспозиции” - №01917-050015ТБ. Военно-Морской флот, в составе которого крейсер “Аврора” числился до августа 2012 года, переучета не производил. С начала 2013 года мы разрабатываем специальную “Методику учета” авроровских экспонатов и перед отправкой крейсера на завод появится полный Реестр музейных предметов.
На крейсере размещено много технических средств, обеспечивающих безопасность посетителей на борту корабля и жизнедеятельность музейных сотрудников и гражданского экипажа. За 25 лет показатели надежности обеспечивающего оборудования, особенно противопожарного, значительно снизились или полностью перестали соответствовать требованиям технических условий. В проекте Технического задания (ТЗ) на ремонт крейсера “Аврора” (именно ремонт, а не реставрацию) главной целью выполнения работ является восстановление технической готовности крейсера как КОРАБЛЯ-МУЗЕЯ с продлением срока службы на 35 лет.В ТЗ также указывается о модернизации музея по специальному дизайн-проекту.
Далее, параллельно, я отвечу на Ваши второй и третий вопросы. Крейсер “Аврора” в 2002 году принят во Всемирную Ассоциацию кораблей-памятников. В 2003 года, в преддверии 300-летнего юбилея города, корабль получил престижную премию за отличную сохранность как морской памятник.
После ремонта “Аврора” должна стать еще значимее среди своих “коллег”, так как крейсер, прежде всего наглядный свидетель исторических событий в жизни нашего Отечества и его военно-морского флота, а также памятник отечественного кораблестроения. На сегодняшний день, музей располагает шестью залами с устаревшей музейной экспозицией историко-революционной тематики и 28 помещениями технической экспозиции. Ученый совет ЦВММ 5 марта определил главные направления реэкспозиции филиала музея - крейсер “Аврора”. Однако о них говорить еще рано. Исходя из планировки помещений “Авроры”, которая максимально приближена к “царской”, в перспективе, с использованием хранящихся в фондах музейных предметов, впервые возможно создание новых тематических экспозиций, рассказывающих об отечественном кораблестроении. Подобного музея в России нет.
Новыми темами будут: 1. Организация морского ведомства в России накануне русско-японской войны и Морского министерства накануне Первой мировой войны. Кораблестроительные программы. Учебные заведения и морская наука. 2. Металлическое кораблестроение в России 19-20 вв. Отечественные судостроительные заводы. Корпуса корабельных инженеров и инженер-механиков флота. 3. Вооружение и защита кораблей. Применение электричества на флоте. 4. Связь на флоте (радиосвязь, флажная, семафорная, телефонная. переговорными трубами, звукоподводная). 5. Корабельные механические установки. Паровые котлы, главные машины, паровые приводы корабельных механизмов. Топливо - уголь и нефть. 6. Обитаемость русских кораблей. Кубрик матросов и каюта офицера. Корабельная служба и быт матросов и офицеров на кораблях. Богослужение на флоте. 7. Военно-морская медицина и морские врачи. Морские госпитали.
В ЦВММ создана Рабочая группа, задачи которой - подготовить программу первоочередных работ на крейсере “Аврора” до перевода на заводской ремонт и подготовить проект Тематико-экспозиционного плана обновленной экспозиции крейсера.
Директор Центрального военно-морского музея А. Я. Лялин.”
#Донской Алексей Владимирович 27.03.2013, 13:18Хотелось бы узнать состав рабочей группы сформированной Минобороны и кто будет являться лицом, ответственным за работу, т.е. кто тот главный, который будет за все отвечать и докладывать Шойгу? Рабочая группа ЦВММ подчинена рабочей группе МО?
-0+
#Абрамова Анна Александровна 28.03.2013, 11:41Точно знаю, что представители ЦВММ входят в рабочую группу по "Авроре". И что руководит группой вроде как Курдин, советник губернатора города на добровольных началах. Насчет состава - постараюсь уточнить в ближайшее время. К сожалению, службы музея крайне неторопливы.
-0+
#Абрамова Анна Александровна 29.03.2013, 09:05Уточнила. Пока рабочая группа есть только в музее, она делает план реставрации именно музейной части корабля. Приказ исходит от Шойгу через Департамент гособоронзаказа, и от военных пока возятся только "военные инженеры" (я цитирую). Реальная рабочая группа будет сформирована, только когда Аврора снимется с места, поскольку половина проблем под водой, и все ждут постановки в док. Тогда будет проведена диагностика, установлен полный объем работ.
Насчет подчинения одной группы другой - неясно. Либо правда группа ЦВММ будет работать в подчинении у МО, либо представители музея, с подарком от музейной группы, войдут в состав. Решаться будет в сентябре.
-0+
#проф 28.03.2013, 22:24Не буду касаться ЗДЕСЬ глобальных вопрсов... задамся более простыми
А именно каким образом хоть что-то можно делать если совершено не очевидно что это за объект - с сугубо формальной точки зрения
И так - вот есть корабль... он же музей... вот на нем нужно .. ну хотя бы просто заменить какое-то оборудование ... неважно какое .. ну вот какой-то клапан... И вот кт-то может СЕЙЧАС внятно ответить на вопрос что это должен быть за клапан??? нет я не про Ду, и Пу... нет я про ДОКУМЕНТЫ Это корабль??? чей? ВМФ ??? и нужна приемка " Заказчка" ??? или это судно под флагом РФ тогда что? нужен сертификат Регистр??? ил это не корабль??? и нужны докуметы Ростехнадзора??? Да ладно клапан.... ели хоть что то делаь то КТО будет определять по каким правилам??
Господа - представьте себе что вы руководитель компнии и вам прдлагают провести ремонт..или рестврацию??? или вообще что??? далее... Вы как? Вы готовы браться зарботу до того как понятно в соответсвии с какими нормами и правлами надо работу делать???
Я это к тому что в любом случае прежде всего надо определить статус и принадлежность.. - то есть это не отменяет постановку задачи..-но....
-0+
#Королев Сергей Игоревич 05.04.2013, 01:28Хорошо что Аврору сохранят и будут реставрировать. Это все таки символ. Не только революционный, но и флотский. В Питере - Аврора, у нас в Севастополе - Памятник затопленным кораблям. Музеев в Питере конечно больше, но и в Севастополе есть что посмотреть, Панорама, Диорама, музей флота, музей якорей. http://www.insea.com.ua/novosti/otkrylsja-muzei-jakorei.html тут статья о нем. Скоро лето, приезжайте к нам в гости.
Каждый день только самые важные и интересные новости
Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Рег. номер: ЭЛ № ФС 77-76728 Учредитель: ООО «РА Корабел.ру» Знак инф. продукции: 16+