Так например, начиная с первого десятилетия XXI века, в ходе реализации государственных программ построены и переданы в состав ФГБУ «Морспасслужба» три многофункциональных аварийно-спасательных судна проекта MPSV06 (мощность 7 МВт, категория ледового усиления Icebreaker6), четыре спасательных судна проекта MPSV07 (мощность 4 МВт, категория ледового усиления Arc5), четыре многофункциональных буксира-спасателя проекта MPSV12 (мощностью 2,5—3,0 МВт, категория ледового усиления Arc5), морской буксир проекта TG-17 (мощностью 1200 кВт, с пожарным классом FF3 WS, категория ледового усиления Arc4). Эти суда оснащены необходимым аварийно-спасательным имуществом и оборудованием для решения всего комплекса задач поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море, ликвидации последствий морских аварий и ЛРН на море.
Для повышения возможностей системы аварийно-спасательного обеспечения (АСО) АЗ РФ организовано несение аварийно-спасательной готовности судами проектов MPSV06 и MPSV07 в акватории СМП, а также привлечение данных судов к несению аварийно-спасательной готовности на морских объектах нефтегазовых месторождений на арктическом шельфе. «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года» предусматривает строительство 16 аварийно-спасательных судов ледового класса для обеспечения безопасности мореплавания в акватории СМП, а именно:
В Военно-морском флоте России до 2025г планируется создание многофункциональных спасательных судов дальней морской и океанской зоны, а также многофункциональных спасательных судов ближней морской зоны.
Следует отметить, что в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России» и других программ уже построены:
Заслуживает внимания и распространения положительный опыт проектирования и строительства малотоннажных универсальных платформ при создании серии многофункциональных катеров поисково-спасательного обеспечения проекта 23370. Принцип многофункциональности спасательных судов и катеров обуславливает использование различных сменяемых модулей контейнерного типа (противопожарный, водолазный и др.) в зависимости от решаемых задач.
Например, Планом развития инфраструктуры Северного морского пути на период до 2035 года другими программами предусмотрено создание буксиров-спасателей, противопожарных буксиров-спасателей, буксирно-спасательных судов, многофункциональных буксиров-спасателей, многофункциональных мелкосидящих буксиров-спасателей, спасательных буксирных судов, буксиров-якорезаводчиков, транспортно-буксирных судов, морских буксиров; буксиров- толкачей, пожарно-буксирных судов и т.д. .
Многообразие типов присуще и спасательным катерам: многофункциональный катер поисково-спасательного обеспечения, многофункциональный модульный катер; многофункциональный катер, многоцелевой поисково-спасательный катер, противопожарный катер, спасательный катер – постановщик бонов и т.д.
Наименование |
Потребность в судах, млн. руб. |
|
|
|
|
|
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
Многофункциональное аварийно-спасательное судно мощностью 18 МВт (2 ед.) Icebreaker7 |
|
|
|
1,0 |
1,0 |
Многофункциональное аварийно-спасательное судно мощностью 7 МВт (3 ед.) Icebreaker 6 |
|
|
|
1,0 |
2,0 |
Многофункциональные аварийно-спасательные судна мощностью 4 МВт (1 ед.) Icebreaker 5 |
|
|
|
1,0 |
|
Многофункциональный буксир-спасатель мощностью 2,5-3 МВт. Проект MPSV12 (1 ед.) Icebreaker 5 |
|
|
|
1,0 |
|
Противопожарный буксир-спасатель ледового класса Arc 4. Проект TG16 (4 ед.) |
|
|
2,0 |
2,0 |
|
Буксирно-спасательное судно ледового класса Arc 4. Проект NE025 (5 ед.) |
|
1,0 |
1,0 |
2,0 |
1,0 |
В настоящее время ФГБУ «Морская спасательная служба Росморречфлота» по сравнению с АСС других ФОИВ обновляет свой спасательный флот наиболее динамично. Сегодня в его составе имеется более 320 судов АСО, в том числе около 50 судов новых проектов. При этом все спасательные суда ФГБУ «Морспасслужба» можно распределить по назначению на три основные группы:
- буксиры-спасатели - 16 (из них 7 новые), проектов – 8 (из них 3 новых);
- водолазные суда (катера) - 28 (из них 12 новые), проектов – 5 (из них 2 новые);
- спасательные суда и катера - 31 (из них 18 новых), проектов – 18 (из них 6 новых).
До 2025 года в рамках федеральных целевых программ планируется дополнительно построить еще около 30 современных аварийно-спасательных судов и катеров. Кстати, устойчивой тенденцией развития спасательных судов ФБУ «Морская спасательная служба Росморречфлота» является создание многофункциональных судов.
В составе же СПАСР ВМФ находится 140 спасательных судов, в том числе 8 новых, построенных в рамках реализации Концепция развития поисково-спасательного обеспечения морской деятельности ВМФ на период до 2025г. Все эти суда можно по назначению распределить по четырем основным группам:
– спасательные суда – 13, проектов – 6 (из них 2 новые);
- спасательные буксирные суда – 27 (из них 4 новые), проектов – 9 (из них 4 новые)
- водолазные суда и катера - 52 (из них 5 новые), проектов – 6 (из них 2 новые);
- противопожарные суда и катера - 28, проектов – 3.
Заметим, что на вооружение ВМФ поступили новые спасательные буксирные суда проекта 22870, катера проектов 23370, 23040 др.
До 2030 года для российского Военно-морского флота планируется построить еще около 60 единиц современных спасательных судов и катеров. При сохранении нынешних темпов финансирования судовой состав системы ПСО ВМФ будет полностью обновлен к 2030 году.
МЧС России в настоящее время имеет порядка 30 спасательных судов и катеров (в основном прибрежного плавания), в том числе – два морских спасательных буксира и водолазные суда проектов 522, 376. Как и на ФГБУ «Морспаслужба», на аварийно-спасательные формирования МЧС России возложена задача ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, для решения которой в их составе имеются спасательные катера-бонопостановщики и многоцелевое пожарно-спасательное судно.
Учитывая создание МЧС десяти комплексных аварийно-спасательных центров в Арктической зоне России, а так же принимая во внимание климатические особенности этого региона, большое внимание уделяется строительству и применению многофункциональных спасательных судов амфибийного типа на воздушной подушке.
Несмотря на наличие в АСС ФОИВ и других организациях различных ведомственных требований к спасательным судам, имеют место примеры использования одних и тех же проектов спасательных судов. Так, например, в ФБУ «Морская спасательная служба Росморречфлота» и в СПАСР ВМФ широко применяются рейдовые водолазные катера проекта А-160.
Относительно новой для России является тенденция создания судов тылового, ледокольного и другого назначения с задачами аварийно-спасательного обеспечения, например :
– судно тылового обеспечения (изначально называлось морское буксирное судно) проекта 23120;
– судно обеспечения аварийно-спасательных работ проекта 23700;
– ледокол проекта 21180;
– универсальное патрульное судно арктической зоны проекта 23550 и др.
|
Судно тылового обеспечения "Эльбрус" / Фото: Корабел.ру |
Особенности и тенденции современного развития спасательных судов определяют актуальные аспекты дальнейшего их развития, к которым следует отнести:
Нормативно-правовые
Из «Правил осуществления взаимодействия ФОИВ, субъектов РФ и организаций при проведении поисковых и спасательных операций на море» (Постановление Правительства РФ №1928 от 25.11.2020г) исключён раздел «Организация технического сотрудничества участников взаимодействия и подготовки их сил и средств, привлекаемых к выполнению работ», который был в действующем с 1995г. «Положении о взаимодействии АСС министерств, ведомств и организаций на море и водных бассейнах России». Отменённый раздел определял головные научные и проектно-конструкторские организации по координации усилий для обеспечения единой государственной технической политики в области создания спасательных судов, а также средств поиска и спасания людей на море и водных бассейнах.
Необходима актуализация номенклатуры и классификации спасательных судов. Следует отметить, что определение «спасательное судно» не имеет однозначной трактовки. Так например, в соответствии с ГОСТ Р 22.009-95 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Чрезвычайные ситуации на акваториях. Термины и определения» под спасательным судном понимается «судно с оборудованием, предназначенным для выполнения поисково-спасательных работ, а также участия в судоподъёмных, подводных и подводно-технических работах».
Согласно «Правил классификации и постройки морских судов. ч I. Классификация» (далее-Правила) Российского морского регистра судоходства (РМРС) cпасательное судно – это самоходное судно, предназначенное для оказания помощи судам, терпящим бедствие в море. Правилами ч.XVII РМРС также даётся определение буксиру (т.е. одному из типов спасательных судов), под которым понимается судно, предназначенное для буксировки и кантовки других судов и плавучих сооружений. Кроме того, в Правилах определены требования к судам, предназначенным для выполнения спасательных операций и несения дежурной службы в районах морской добычи углеводородов.
Организационные
Приведенная выше номенклатура спасательных судов не только не соответствует требованиям нормативных документов, но и имеет противоречия, связанные с созданием как многофункциональных, так и достаточно узкоспециализированных спасательных судов (например, водолазных). Построенные еще в прошлом веке спасательные суда и спасательные буксирные суда можно смело отнести к многофункциональным, как например проекты 527, 537,5757, 1452 и др., поскольку они предназначены для выполнения многих задач.
Неопределённость с нормированием задач АСО и уровнем их решения многофункциональными спасательными судами, а также с различными наименованиями буксирных, противопожарных, водолазных и других типов спасательных судов является основным источником противоречий. Для решения данной проблемы необходимо создать единую номенклатуру судов аварийно-спасательного назначения.
Технические
Одним из приоритетов развития морской деятельности РФ на долгосрочный период является унификации судов аварийно-спасательного назначения и поисково-спасательной техники. Часто при близких и практически одинаковых задачах ряда проектов спасательных судов и катеров для выполнения аварийно-спасательных работ применяются различные технические средства. При этом для каждого проекта необходимо готовить персонал, комплектующие для оригинальных изделий дороже, чем для серийных, затраты на ремонт судов различных проектов больше, чем на ремонт однотипных и т.д.
Все это приводит к тому, что при существенных финансовых затратах общая эффективность федеральной системы поиска и спасания на море порой оказывается недостаточной и безусловно требует полной гармонизации ведомственных технических требования к спасательным судам.
Основные причины низкого уровня унификации спасательных судов:
- межведомственная разобщённость АСС;
- отсутствие единой технической политики при формировании программ развития спасательных судов;
- отсутствие единой классификации спасательных судов;
- отсутствие национальных стандартов по техническим требованиям к спасательным судам.
Основные этапы проведения работ по унификации спасательных судов:
- определение оптимального типоряда судов, решающих одинаковые (сходные) и специфические задачи, стоящие перед ФОИВ .
- разработка единой номенклатуры спасательных судов;
- разработка и актуализация национальных стандартов и нормативных документов, регламентирующих номенклатуру и требования к спасательным судам.
Унификация судов аварийно-спасательного обеспечения позволит:
- снизить затраты на проектирование судов, за счет уменьшения количества проектов;
- увеличить количество судов в серии и уменьшить их стоимость;
- снизить затраты на подготовку персонала, на их обслуживание и ремонт и др.
Так, например, анализ характеристик спасательного судна ВМФ пр. 21300 и многофункционального аварийно-спасательного судна ФБУ «МСС Росморречфлота» пр. MPSV06 свидетельствует о достаточно близких по ряду параметров технических характеристиках, а значит – и о целесообразности выполнения конструкторской проработки для их возможной унификации.
Характеристики |
СС пр. 21300 |
МФСС пр. MPSV06 |
Класс судна (ВМФ, РМРС) |
Спасательное судно подводных лодок (ССПЛ) |
КМ Icebreaker 6
AUT1-ICS OMBO FF2WS DYNPOS-2 EPP Salvage ship |
Номер проекта |
21300 |
MPSV06 |
Планируемый год сдачи головного судна |
2014 |
2015 (2 ед.) |
Количество судов |
6 (для СЛО – 2 ед.) |
3(4), для СЛО – 2 ед. |
Проектант |
ОАО “ЦМКБ “Алмаз” (СПб) |
Морское инженерное бюро (Одесса-СПб) |
Верфь |
ОАО "Адмиралтейские верфи" |
Нордик Ярдс Висмар ГмбH (Германия) |
Кораблестроительные элементы: |
Водоизмещение полное, т. |
5037 |
5121 |
Длина наибольшая, м |
107,3 |
86,0 |
Длина между перпендикулярами, м |
94,5 |
70,6 |
Ширина, м |
17,2 |
19,1 |
Высота борта, м |
11,0 |
8,5 |
Осадка |
5,0 |
6,0 |
Скорость полного хода, уз. |
15,0 |
15,0 |
Дальность плавания, миль |
3500 |
5000 |
Автономность, сут. |
По провизии и пресной воде – 30,0 |
30,0 |
Мощность ГЭУ (по движителям), мВт |
2х2,4+1,0 |
2х3,5 |
Экипаж, чел. |
96 |
26(+12) |
Число мест для спасённых, чел. |
120 (60 в барокамерах) |
95 |
Устройства стабилизации на волнении |
– |
Успокоитель качки |
Ледопроходимость |
Шуга, битый лёд |
Лёд толщиной до 1,5 м |
Обзор из ходовой рубки, град. |
180 |
360 |
Спасательное оборудование (по основным сходным или замещаемым позициям): |
Спасательный глубоководный аппарат |
СГА «Бестер» пр. 18271 |
– |
Спускоподъёмное устройство, грузоподъёмность, т |
Бортовое, ▪ |
Кормовое, 80 тс (вылет 10 м) |
Глубоководный водолазный комплекс |
Стационарный ГВК-450 на 12 водолазов |
Транспортабельный ГВК-300 на 3 водолаза |
Нормобарическое водолазное снаряжение |
HS-1200 (350 м) |
– |
Автономный (обитаемый) рабочий снаряд |
2хАРС-600 |
– |
Телеуправляемый подводный аппарат |
Осмотровой - «Tiger» |
Рабочего класса – «Scorpio» |
Рабочая глубина ТНПА |
До 1000 м |
До 1000 м |
Грузовые краны |
▪ |
2х32 тс (вылет 22,5 м) |
Буксирная лебёдка, тяговое усилие, тс |
– |
95 |
Стоимость постройки судна, млрд. руб., |
9,0 |
2,992) |
- в том числе ГВК, млрд. руб. |
1,0+1,38 |
– |
На судах ФГБУ «Морспасслужба» не предусмотрены транспортировка глубоководныых спасательных аппаратов (СГА) и проведение с ними спускоподъёмных операций, но кормовое спускоподъёмное устройство (СПУ) по своим грузоподъёмности и размерам в принципе позволяет выполнять подобные работы. На палубе в кормовой оконечности этих судов также возможно разместить транспортабельные декомпрессионные барокамеры.
К настоящему времени различными проектными бюро разработано пять проектов близких по своим характеристикам буксирных судов – 23470, 745, 02980, 22870, 22540. О реальной возможности создания проекта унифицированного спасательного буксирного судна ближней морской зоны, которое могло бы входить в состав Минобороны, Минтранса и Росрыболовства на основании общих согласованных ведомствами требований можно судить по назначению и характеристикам спасательных буксирных судов ВМФ и ФГБУ «Морспасслужба».
Интересно отметить, что буксирное судно ВМФ пр. 22870, как и судно пр. MPSV12, предназначено для решения задачи ЛРН и нефтепродуктов.
|
"Профессор Николай Муру" / Фото: Министерство обороны РФ |
Выводы
1. Ключевой особенностью развития судов аварийно-спасательного назначения в России на современном этапе является отсутствие единой технической политики, как следствие недостаточного уровня комплексного подхода к обоснованию структуры и функционирования федеральной системы поиска и спасания на море в целом.
2. Противоречивость тенденций современного развития судов аварийно-спасательного назначения заключается, c одной стороны, в их многофункциональности, использовании различных сменяемых модулей контейнерного типа, а с другой стороны – в многочисленной и противоречивой номенклатуре судов, что обусловлено их созданием по техническим требованиям АСС различных ФОИВ и отсутствием единой технической политики развития аварийно-спасательного флота.
3.Актуальными аспектами развития аварийно-спасательного флота являются: разработка единой номенклатуры, классификации спасательных судов и гармонизация ведомственных технических требований к спасательным судам на основе совершенствования национальных стандартов и нормативных документов, регламентирующих требования к их проектированию и постройке.
Автор:
|
Илюхин В.Н.
Фото: Илюхин В.Н. |
Виктор Николаевич Илюхин – доктор технических наук, профессор. Вот уже более тридцати лет деятельность Виктора Николаевича сосредоточена на развитии системы поисково-спасательного обеспечения морской деятельности, совершенствовании сил и средств выполнения аварийно-спасательных работ. С 1989 по 2010г наш уважаемый автор трудился на посту заместителя начальника 40-го Государственного НИИ аварийно-спасательного дела, водолазных и глубоководных работ МО РФ по научной работе, а сегодня является руководителем секции «Поисково-спасательная техника и технологии» Российского НТО судостроителей им. академика А.Н. Крылова, председателем технического комитета по стандартизации «Гипербарическая техника» ТК416 и членом научно-экспертного совета Морской коллегии при Правительстве РФ.
Наше видео про "Бейсуг"