Наши репортажи Материалы корреспондентов портала |
Начнем с общего устройства. Первое, о чем нужно напомнить, – атомные ледоколы проекта 22220 (ЛК-60Я), разработанные в ЦКБ "Айсберг" и строящиеся на Балтийском заводе, создаются для проводок судов сквозь льды на трассе СМП не только по морю, но и по неглубоким устьям рек, в связи с чем эти ледоколы могут похвастаться так называемой двухосадочной схемой. А ввиду того, что проводка должна осуществляться с определенной коммерческой скоростью, – то и соответствующими характеристиками корпуса и мощностью пропульсивной системы. Не зря их везде называют – универсальными. Ледоколы проекта 22220 – рабочие лошадки, быстро вписавшиеся во ФГУП "Атомфлот" и отлично зарекомендовавшие себя с момента постройки первого судна.
Технические характеристики проекта 22220:
Всего на сегодняшний день построено и сдано в эксплуатацию три ледокола проекта 22220: "Арктика" (головной), "Сибирь", "Урал". В процессе строительства еще три ледокола данного проекта судна: "Якутия", "Чукотка", "Ленинград". Каково же оказаться на подобном атомоходе и работать на нем?
19-этажный дом мощностью 60 МВт
Первые впечатления от атомного ледокола, а уж тем более, когда на него ступаешь собственными ногами, – всегда яркие и насыщенные. Махина, раскинувшаяся в длину на 172,7 м, в ширину на 34 м, а в высоту на 63,1 м (наибольшая высота) вполне может поспорить по габаритам с жилым 19-этажным домом. Гость, не работающий на этом судне, в состоянии заблудиться в обилии ярусов и переплетений коридоров. Чего только стоит машинное отделение, отличающееся от большинства судов внушительными размерами и технической насыщенностью, а продовольственные кладовые проекта 22220 способны принять полугодовой запас провизии. В специализированных помещениях масса полезного оборудования.
"И головной, и первый серийный ледоколы проекта 22220 названы в честь легендарных одноименных атомоходов проекта 1052. Суда за время эксплуатации успели прославиться, поэтому их имена было решено увековечить. Атомоход "Арктика" 17 августа 1977 года стал первым в мире надводным судном, достигшим Северного полюса. Атомоход "Сибирь" в 1978 году впервые осуществил круглогодичную навигацию на линии Мурманск – Дудинка", – рассказывает Виктория Корабеловна о ледоколах.
Два водо-водяных ядерных реактора РИТМ-200 тепловой мощностью 175 мегаватт каждый дают на выходе 60 МВт на три гребных электродвигателя. Разработало их АО "ОКБМ Африкантов". Мощность более чем достаточная, чтобы осуществлять круглогодичную проводку в заданном регионе.
Интересный нюанс, о котором знают только проектанты и те, кто непосредственно эксплуатирует ледокол: парогенераторы – не отдельные конструкции, а заключены внутри корпуса реактора. Благодаря этому он получился компактный, не очень высокий: 8-9 метров. И это, как рассказывал специально для "Корабел.ру" в 2020 г. начальник отдела судовых ядерных энергетических установок Балтийского завода Александр Ванюшин, – хорошо. Так как чем выше уровень реактора, тем выше уровень безопасности с точки зрения естественной регуляции воды.
Кстати, на ледоколе "Россия", строящемся на ССК "Звезда", будут использованы новые реакторы РИТМ-400, которые дадут мощность в 120 МВт на валах. Как только у нас появится такая возможно, обязательно прогуляемся и по этому судну.
В гостях у судового повара атомохода "Арктика"
Работа – работой, но обед, как говорится, по расписанию. И так как на "Урале" не было возможности пообщаться с судовым поваром, "Корабел.ру" принял видеосообщение от коллеги по цеху с ледокола "Арктика". Опыт получился удачным.
Денис Аксёнов – позитивный, любознательный человек, берущийся за дело с огоньком, а потому и встреча с ним получилась такой же интересной и огненной. Денис показал, как приготовить завтрак моряка из манной каши и жаренной на гриле яичницы с беконом. Получилось весьма и весьма вкусно, даже через экран.
Для манной каши он использовал стандартную судовую кастрюлю, в воду засыпал две столовые ложки соли и один полный совок сахара. Крупу начал засыпать в кипящую воду, помешивая (чтобы комочков не было), только потом добавил молоко.
"Любую кашу лучше начинать варить в воде. Это я говорю с опорой на собственный опыт, потому что некоторые каши в молоке плохо развариваются. Уже потом можно будет добавить молоко, а в конце масло, чтобы каша получилось душистой и насыщенной", – раскрывает кулинарные секреты Денис.
С яичницей и беконом все ещё проще. Для первой части блюда достаточно растительного масла и разогретого гриля, для второго – противня с высокими полями, чтобы естественный сок, возникающий во время готовки, не покинул посуду.
Ключевое при жарке яиц – поставить нужную температуру на гриле, чтобы блюдо не подгорело. Определяется опытным путем, поэтому первая пара яиц может получиться слегка более поджаристой. В этом нет ничего страшного.
Грудинку Денис приготовил в конвектомате – профессиональной судовой технике, использующейся обычно для больших объемов еды. В ней, к слову, можно и хлеб изготовить, но в нашем случае – бекон.
Как только все блюда были готовы, их отправили в специальный лифт, по которому вкусный завтрак пожаловал в кают-компанию.
Капитаны атомных ледоколов работы не боятся
Капитан атомного ледокола "Урал" Виктор Сурядов работает на судне не первый год. За это время успел собрать отличный экипаж, наладить внутреннюю коммуникацию, взаимодействие и взаимопонимание между судовыми службами, а также подготовить множество специалистов на старшие и младшие командные должности, ведь для Виктора наставничество и передача опыта молодым специалистам является одним из главных приоритетов в ходе работы. В меру строгий, справедливый и свое дело точно знает. На необходимость давать интервью без подготовки сперва отреагировал неохотно, но вскоре между Викторией Корабеловной и Виктором Андреевич завязалась содержательная беседа.
"Наш ледокол способен преодолеть любой лед. Лишь бы это был не айсберг и не лед на берегу, – улыбается Виктор. – Просто преодолевается он не с одного раза, а с нескольких. Массы ледокола и прочности у нас хватит. Так что безвыходных ситуаций для моряка, а в особенности для моряка ледокольного флота, не бывает. Мы ведь первые помощники для тех, кто прокладывает торговые маршруты по Северному морскому пути".
Капитан "Урала" в первую очередь полагается на знания и холодный расчет. Но порой прибегает и к морским приметам, о которых предпочитает не говорить, дабы они не потеряли своей эффективности. Ключевым в своей деятельности считает интерес, поэтому на вопрос о свободном времени честно отвечает, что во время работы его нет.
Однако сон должен быть полноценным, иначе службу будет непросто нести. А ещё Виктор Андреевич искренне заинтересован в передачи знаний, поэтому всегда с радостью приходит на ходовой мостик и помогает своим помощникам разбираться в непростых премудростях ледовой обстановки.
"Наша работа требует настоящего мастерства и выдержки. Например, как атомным ледоколом обработать причал в сложных ледовых и погодных условиях, убрать лед вдоль причальной линии, чтобы проводимое судно, или сам ледокол самостоятельно, без буксиров смогли подойти и ошвартоваться у него. Надо понимать, как важно заранее просчитывать путь и маневры во льду. Не зря работу капитанов атомных ледоколов по престижности и сложности сравнивают с работой космонавтов", – продолжает Виктор.
Когда атомные ледоколы проекта 22220 только-только начали проектировать, Виктор Сурядов работал старпомом на "Таймыре", поэтому непосредственного участия в создании универсальных атомных ледоколов не принимал, но видел, как разработчики приходили на "Таймыр", изучали судно и постарались внести в новый проект лучшие находки предыдущих лет. Кстати, именно на "Таймыре" Виктор Андреевич работал вместе с капитаном Вадимом Николаевичем Ивановым, которого считает своим наставником, и у которого многому научился. К сожалению, Вадим Николаевич уже ушел из жизни. Капитан "Урала" проработал с ним в одной команде 11 лет.
На вопрос о том, планирует ли Виктор Андреевич и дальше работать капитаном, утвердительно отвечает: "Да, я ещё не всех научил!" Да и сам постоянно продолжает обучаться: например, в академии "Росатома", где познает тонкости управления и различные методы мотивирования подчиненных.
"Учиться важно всегда. В связи с этим считаю, что если молодой специалист приходит на работу и показывает плохой уровень образования и отсутствие базовых навыков – чаще всего он сам виноват в сложившейся ситуации, так как у него отсутствует желание обучаться и не развиты навыки поиска и усвоения информации. Сейчас в интернете можно найти практически любую книгу. Так что ответственность за получение знаний в первую очередь лежит на ученике. Но если готов, если не пасуешь перед трудностями, то на атомном ледоколе для тебя всегда найдется место", – подытоживает Виктор Сурядов.
На классический вопрос об оборудовании капитан подчеркнул, что России необходимо и дальше придерживаться вектора на собственное производство, потому что только так наше отечество сможет стать действительно независимым от зарубежных поставок. Кстати, универсальные атомные ледоколы проекта 22220 строятся более чем на 90% из отечественных комплектующих.
В дорогу – колоть лед
Буквально через неделю после того, как Виктория посетила судно, оно ушло работать в акваторию Северного морского пути. На СМП в Арктике сейчас уже очень много льда, который просто так не пройдешь, поэтому ледоколы нужны и не один. Не меньше ледоколов нужны и капитаны, а ещё другие специалисты, готовые обеспечивать безопасные ледокольные проводки.
В конце этого года на Балтийском заводе состоится ввод в эксплуатацию универсального атомного ледокола "Якутия", продолжается строительство атомоходов "Чукотка" и "Ленинград", на очереди закладка атомохода "Сталинград", а на Дальнем Востоке строят головной атомный ледокол "Россия" проекта 10510. Кадры будут привлекаться, и мы продолжим об этом рассказывать.
А на этом все. В скором времени на наших каналах выйдет видеосюжет, посвященный атомному ледоколу "Урал", и появиться возможность увидеть его собственными глазами. До скорых встреч.
|
|
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |