Наши репортажи
Наши репортажи
Материалы корреспондентов портала

Атомный ледокол "Урал": ледовые проводки на подходе

0 15 8 мин
В этом материале вслед за морским блогером Викторией Корабеловной мы пройдемся по атомному ледоколу "Урал" проекта 22220 и расскажем о его устройстве, заглянем в машинное отделение, посмотрим ходовой мостик, каюты и в обязательном порядке камбуз. Ведь где, как не там, моряки в дальних рейсах обретают покой и набираются свежих сил для работы.
Универсальный атомный ледокол "Урал" во время стоянки на Енисее / Фото: Госкорпорация
Универсальный атомный ледокол "Урал" во время стоянки на Енисее / Фото: Госкорпорация "Росатом"

Начнем с общего устройства. Первое, о чем нужно напомнить, – атомные ледоколы проекта 22220 (ЛК-60Я), разработанные в ЦКБ "Айсберг" и строящиеся на Балтийском заводе, создаются для проводок судов сквозь льды на трассе СМП не только по морю, но и по неглубоким устьям рек, в связи с чем эти ледоколы могут похвастаться так называемой двухосадочной схемой. А ввиду того, что проводка должна осуществляться с определенной коммерческой скоростью, – то и соответствующими характеристиками корпуса и мощностью пропульсивной системы. Не зря их везде называют – универсальными. Ледоколы проекта 22220 – рабочие лошадки, быстро вписавшиеся во ФГУП "Атомфлот" и отлично зарекомендовавшие себя с момента постройки первого судна. 

Атомный ледокол "Урал" в Мурманске / Фото: Сильченко Ян Витальевич
Атомный ледокол "Урал" в Мурманске / Фото: Сильченко Ян Витальевич

Технические характеристики проекта 22220:

  • Длина – 173,3 м (наибольшая);
  • Ширина – 34,0 м;
  • Высота – 59,3 м (наибольшая);
  • Осадка – 9,03 м (минимальная рабочая), 10,5 м (полная по КВЛ);
  • Главная энергетическая установка – два водо-водяных ядерных реактора РИТМ-200 тепловой мощностью 175 мегаватт каждый;
  • Движители – три четырехлопастных гребных винта фиксированного шага;
  • Максимальная скорость – 22 узла;
  • Ледопроходимость: предельная толщина сплошного льда, преодолеваемая непрерывным ходом, — 2,9 м;
  • Автономность: 6 месяцев (по запасам провизии), 7 лет (по ресурсу топлива);
  • Экипаж: 54 человека.
Атомный ледокол "Урал" / Фото: Корабел.ру
Атомный ледокол "Урал", рубка / Фото: Корабел.ру

Всего на сегодняшний день построено и сдано в эксплуатацию три ледокола проекта 22220: "Арктика" (головной), "Сибирь", "Урал". В процессе строительства еще три ледокола данного проекта судна: "Якутия", "Чукотка", "Ленинград". Каково же оказаться на подобном атомоходе и работать на нем?

Атомный ледокол "Урал" / Фото: Корабел.ру
Полный вперед! / Фото: Корабел.ру

19-этажный дом мощностью 60 МВт
 

Первые впечатления от атомного ледокола, а уж тем более, когда на него ступаешь собственными ногами, – всегда яркие и насыщенные. Махина, раскинувшаяся в длину на 172,7 м, в ширину на 34 м, а в высоту на 63,1 м (наибольшая высота) вполне может поспорить по габаритам с жилым 19-этажным домом. Гость, не работающий на этом судне, в состоянии заблудиться в обилии ярусов и переплетений коридоров. Чего только стоит машинное отделение, отличающееся от большинства судов внушительными размерами и технической насыщенностью, а продовольственные кладовые проекта 22220 способны принять полугодовой запас провизии. В специализированных помещениях масса полезного оборудования.

Виктория Корабеловна на атомном ледоколе "Урал" / Фото: Корабел.ру
Виктория Корабеловна на атомном ледоколе "Урал" / Фото: Корабел.ру

"И головной, и первый серийный ледоколы проекта 22220 названы в честь легендарных одноименных атомоходов проекта 1052. Суда за время эксплуатации успели прославиться, поэтому их имена было решено увековечить. Атомоход "Арктика" 17 августа 1977 года стал первым в мире надводным судном, достигшим Северного полюса. Атомоход "Сибирь" в 1978 году впервые осуществил круглогодичную навигацию на линии Мурманск – Дудинка", – рассказывает Виктория Корабеловна о ледоколах.
 

Атомный ледокол "Урал" в Мурманске / Фото: Сильченко Ян Витальевич
Атомный ледокол "Урал" в Мурманске / Фото: Сильченко Ян Витальевич

Два водо-водяных ядерных реактора РИТМ-200 тепловой мощностью 175 мегаватт каждый дают на выходе 60 МВт на три гребных электродвигателя. Разработало их АО "ОКБМ Африкантов". Мощность более чем достаточная, чтобы осуществлять круглогодичную проводку в заданном регионе.

Проводы ледокола "Арктика" с Балтийского завода. / Фото: Корабел.ру
Машинное отделение атомного ледокола проекта 22220 / Фото: Корабел.ру

Интересный нюанс, о котором знают только проектанты и те, кто непосредственно эксплуатирует ледокол: парогенераторы – не отдельные конструкции, а заключены внутри корпуса реактора. Благодаря этому он получился компактный, не очень высокий: 8-9 метров. И это, как рассказывал специально для "Корабел.ру" в 2020 г. начальник отдела судовых ядерных энергетических установок Балтийского завода Александр Ванюшин, – хорошо. Так как чем выше уровень реактора, тем выше уровень безопасности с точки зрения естественной регуляции воды.

Реакторная установка для атомохода "Лидер" / Фото: Атомэнергомаш
Реакторная установка для атомохода "Лидер" / Фото: Атомэнергомаш

Кстати, на ледоколе "Россия", строящемся на ССК "Звезда", будут использованы новые реакторы РИТМ-400, которые дадут мощность в 120 МВт на валах. Как только у нас появится такая возможно, обязательно прогуляемся и по этому судну.

 

В гостях у судового повара атомохода "Арктика"
 

Работа – работой, но обед, как говорится, по расписанию. И так как на "Урале" не было возможности пообщаться с судовым поваром, "Корабел.ру" принял видеосообщение от коллеги по цеху с ледокола "Арктика". Опыт получился удачным.

Повар атомного ледокола "Арктика" Денис Аксёнов / Фото: Корабел.ру
Повар атомного ледокола "Арктика" Денис Аксёнов / Фото: Корабел.ру

Денис Аксёнов – позитивный, любознательный человек, берущийся за дело с огоньком, а потому и встреча с ним получилась такой же интересной и огненной. Денис показал, как приготовить завтрак моряка из манной каши и жаренной на гриле яичницы с беконом. Получилось весьма и весьма вкусно, даже через экран.

Повар атомного ледокола "Арктика" Денис Аксёнов / Фото: Корабел.ру
Готовим яичницу / Фото: Корабел.ру

Для манной каши он использовал стандартную судовую кастрюлю, в воду засыпал две столовые ложки соли и один полный совок сахара. Крупу начал засыпать в кипящую воду, помешивая (чтобы комочков не было), только потом добавил молоко.

Повар атомного ледокола "Арктика" Денис Аксёнов / Фото: Корабел.ру
Готовим манную кашу / Фото: Корабел.ру

"Любую кашу лучше начинать варить в воде. Это я говорю с опорой на собственный опыт, потому что некоторые каши в молоке плохо развариваются. Уже потом можно будет добавить молоко, а в конце масло, чтобы каша получилось душистой и насыщенной", – раскрывает кулинарные секреты Денис.
 

Повар атомного ледокола "Арктика" Денис Аксёнов / Фото: Корабел.ру
Готовим грудинку / Фото: Корабел.ру

С яичницей и беконом все ещё проще. Для первой части блюда достаточно растительного масла и разогретого гриля, для второго – противня с высокими полями, чтобы естественный сок, возникающий во время готовки, не покинул посуду.

Атомный ледокол "Урал" / Фото: Корабел.ру
А теперь вновь переносимся на "Урал", чтобы попробовать местную еду / Фото: Корабел.ру

Ключевое при жарке яиц – поставить нужную температуру на гриле, чтобы блюдо не подгорело. Определяется опытным путем, поэтому первая пара яиц может получиться слегка более поджаристой. В этом нет ничего страшного.

Повар атомного ледокола "Арктика" Денис Аксёнов / Фото: Корабел.ру
Обязательного готовим компот / Фото: Корабел.ру

Грудинку Денис приготовил в конвектомате – профессиональной судовой технике, использующейся обычно для больших объемов еды. В ней, к слову, можно и хлеб изготовить, но в нашем случае – бекон.

Повар атомного ледокола "Арктика" Денис Аксёнов / Фото: Корабел.ру
Отправляем приготовленную еду по судовому лифту в кают-компанию / Фото: Корабел.ру

Как только все блюда были готовы, их отправили в специальный лифт, по которому вкусный завтрак пожаловал в кают-компанию.

Повар атомного ледокола "Арктика" Денис Аксёнов / Фото: Корабел.ру
Кормим команду и поднимаем всем настроение / Фото: Корабел.ру

Капитаны атомных ледоколов работы не боятся

 

Капитан атомного ледокола "Урал" Виктор Сурядов работает на судне не первый год. За это время успел собрать отличный экипаж, наладить внутреннюю коммуникацию, взаимодействие и взаимопонимание между судовыми службами, а также подготовить множество специалистов на старшие и младшие командные должности, ведь для Виктора наставничество и передача опыта молодым специалистам является одним из главных приоритетов в ходе работы. В меру строгий, справедливый и свое дело точно знает. На необходимость давать интервью без подготовки сперва отреагировал неохотно, но вскоре между Викторией Корабеловной и Виктором Андреевич завязалась содержательная беседа.

Атомный ледокол "Урал" / Фото: Корабел.ру
Атомный ледокол "Урал" / Фото: Корабел.ру

"Наш ледокол способен преодолеть любой лед. Лишь бы это был не айсберг и не лед на берегу, – улыбается Виктор. – Просто преодолевается он не с одного раза, а с нескольких. Массы ледокола и прочности у нас хватит. Так что безвыходных ситуаций для моряка, а в особенности для моряка ледокольного флота, не бывает. Мы ведь первые помощники для тех, кто прокладывает торговые маршруты по Северному морскому пути".
 

Капитан "Урала" в первую очередь полагается на знания и холодный расчет. Но порой прибегает и к морским приметам, о которых предпочитает не говорить, дабы они не потеряли своей эффективности. Ключевым в своей деятельности считает интерес, поэтому на вопрос о свободном времени честно отвечает, что во время работы его нет.

Атомный ледокол "Урал" / Фото: Корабел.ру
Атомный ледокол "Урал", рубка / Фото: Корабел.ру

Однако сон должен быть полноценным, иначе службу будет непросто нести. А ещё Виктор Андреевич искренне заинтересован в передачи знаний, поэтому всегда с радостью приходит на ходовой мостик и помогает своим помощникам разбираться в непростых премудростях ледовой обстановки.

Атомный ледокол проекта 22220 идёт через льды / Фото:
Суровые будни атомохода / Фото: "Атомфлот"

"Наша работа требует настоящего мастерства и выдержки. Например, как атомным ледоколом обработать причал в сложных ледовых и погодных условиях, убрать лед вдоль причальной линии, чтобы проводимое судно, или сам ледокол самостоятельно, без буксиров смогли подойти и ошвартоваться у него. Надо понимать, как важно заранее просчитывать путь и маневры во льду. Не зря работу капитанов атомных ледоколов по престижности и сложности сравнивают с работой космонавтов", – продолжает Виктор.
 

Спортзал, ледокол "Урал"
Спортзал, ледокол "Урал" / Фото: Корабел.ру 

Когда атомные ледоколы проекта 22220 только-только начали проектировать, Виктор Сурядов работал старпомом на "Таймыре", поэтому непосредственного участия в создании универсальных атомных ледоколов не принимал, но видел, как разработчики приходили на "Таймыр", изучали судно и постарались внести в новый проект лучшие находки предыдущих лет. Кстати, именно на "Таймыре" Виктор Андреевич работал вместе с капитаном Вадимом Николаевичем Ивановым, которого считает своим наставником, и у которого многому научился. К сожалению, Вадим Николаевич уже ушел из жизни. Капитан "Урала" проработал с ним в одной команде 11 лет.

Атомный ледокол "Урал" / Фото: Корабел.ру
На ледоколе все сделано для комфортной жизни / Фото: Корабел.ру

На вопрос о том, планирует ли Виктор Андреевич и дальше работать капитаном, утвердительно отвечает: "Да, я ещё не всех научил!" Да и сам постоянно продолжает обучаться: например, в академии "Росатома", где познает тонкости управления и различные методы мотивирования подчиненных.

Атомный ледокол "Урал" / Фото: Корабел.ру
На ледоколе все сделано для комфортной жизни / Фото: Корабел.ру

"Учиться важно всегда. В связи с этим считаю, что если молодой специалист приходит на работу и показывает плохой уровень образования и отсутствие базовых навыков – чаще всего он сам виноват в сложившейся ситуации, так как у него отсутствует желание обучаться и не развиты навыки поиска и усвоения информации. Сейчас в интернете можно найти практически любую книгу. Так что ответственность за получение знаний в первую очередь лежит на ученике. Но если готов, если не пасуешь перед трудностями, то на атомном ледоколе для тебя всегда найдется место", – подытоживает Виктор Сурядов.
 

В рубке капитана / Фото: Корабел.ру
В рубке капитана, ледокол "Урал" / Фото: Корабел.ру

На классический вопрос об оборудовании капитан подчеркнул, что России необходимо и дальше придерживаться вектора на собственное производство, потому что только так наше отечество сможет стать действительно независимым от зарубежных поставок. Кстати, универсальные атомные ледоколы проекта 22220 строятся более чем на 90% из отечественных комплектующих.

Атомный ледокол "Урал" / Фото: Корабел.ру
Атомный ледокол "Урал", рубка / Фото: Корабел.ру

В дорогу – колоть лед
 

Буквально через неделю после того, как Виктория посетила судно, оно ушло работать в акваторию Северного морского пути. На СМП в Арктике сейчас уже очень много льда, который просто так не пройдешь, поэтому ледоколы нужны и не один. Не меньше ледоколов нужны и капитаны, а ещё другие специалисты, готовые обеспечивать безопасные ледокольные проводки.

Виктория Корабеловна на ледоколе "Урал" / Фото: Корабел.ру
Виктория Корабеловна на ледоколе "Урал" / Фото: Корабел.ру

В конце этого года на Балтийском заводе состоится ввод в эксплуатацию универсального атомного ледокола "Якутия", продолжается строительство атомоходов "Чукотка" и "Ленинград", на очереди закладка атомохода "Сталинград", а на Дальнем Востоке строят головной атомный ледокол "Россия" проекта 10510. Кадры будут привлекаться, и мы продолжим об этом рассказывать.

Ледокол "Урал" / Фото: Корабел.ру
А вот так выглядел ледокол "Урал", когда его строили на Балтийском заводе / Фото: Корабел.ру

А на этом все. В скором времени на наших каналах выйдет видеосюжет, посвященный атомному ледоколу "Урал", и появиться возможность увидеть его собственными глазами. До скорых встреч. 

Атомный ледокол "Урал" / Фото: Корабел.ру
Виктория Корабеловна на аомном ледоколе "Урал" / Фото: Корабел.ру
ТТХ УРАЛ
Валовая вместимость (т)32,5
Дедвейт (т)18,6
Водоизмещение (т)46,9
Длина габаритная (м)21
Ширина габаритная (м)3,8
Высота борта (м)2,15
Осадка судна (м)1,24
Материал корпусаВСт3сп2 по ГОСТ5521-86
Марка главного двигателя8ЧСП13/14 (ЯМЗ-238МГ2)
Тип топливаДизельный
Количество главных двигателей1
Мощность главного двигателя110
Число пассажиров6
ТТХ проекта 22220
Водоизмещение (т)33540
Длина габаритная (м)173,3
Ширина габаритная (м)34
Высота борта (м)15,2
Осадка судна (м)10,5
Скорость (уз)22
"Атомфлот", ФГУП
Мурманск
+7 (8152) 553-355
"Балтийский завод", АО Санкт-Петербург
+7(812)324-94-35, +7(812)324-93-70



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
рекламаПодписка 2025