На форуме "Арктика: настоящее и будущее" "Атомэнергомаш" представил перспективные разработки в области плавучей энергогенерации. В частности, в рамках секции "Развитие энергетического комплекса Арктики: на пути к самообеспечению" директор по судостроению и ОПЭБ АО "Атомэнергомаш" Владимир Аптекарев рассказал о ходе реализации проекта оптимизированного плавучего энергоблока (ОПЭБ), предназначенного для энергоснабжения удаленных и изолированных потребителей.
Проект является развитием идеи плавучих атомных станций малой мощности, впервые воплощенной Росатомом в плавучем энергоблоке "Академик Ломоносов" (ПАТЭС), который в данный момент осуществляет выдачу электрической и тепловой энергии в сети города Певек Чукотского автономного округа.
Среди достоинств оптимизированных плавучих энергоблоков Владимир Аптекарев назвал их мобильность, высокую мощность (100 МВт), срок эксплуатации до 60 лет, более прогнозируемую по сравнению с генерацией на базе других источников энергии стоимость электроэнергии на всем протяжении жизненного цикла, "нулевой" углеродный след и, как минимум, 80%-ную локализацию в Российской Федерации при производстве данных энергоблоков.
Генеральный директор АО "Атомэнергомаш" Андрей Никипелов отметил: "В атомной энергетике каждый проект уникален, и плавэнергоблок "Академик Ломоносов" здесь не исключение. Для тиражирования этого опыта и расширения возможностей его применения нами и был запущен проект создания оптимизированной версии подобных энергоблоков, себестоимость и сроки строительства которых по сравнению с ПАТЭС значительно снижены, а мощность - увеличена. И 2020 год стал для нас важной вехой в его реализации: в этом году нами была завершена разработка и утвержден эскизный проект такого блока. Уже на этом этапе мы получили подтверждение, что экономические показатели обеспечивают ему конкурентоспособность в плане тарифов на электроэнергию как в России, так и на зарубежных рынках. Сейчас мы переходим к следующей фазе – реализации полноценного технического проекта – и активно взаимодействуем с потенциальными заказчиками для более детальной проработки их потребностей. Например, для проекта энергоснабжения Баимской рудной зоны с учетом сжатых сроков его реализации мы предлагаем модернизированную версию плавучего энергоблока "Академик Ломоносов".
Со своей стороны, директор по судостроению и ОПЭБ АО "Атомэнергомаш" Владимир Аптекарев подчеркнул, что "плавучие энергоблоки – это логическое продолжение работы компании на рынке судостроения. Разработанные "ОКБМ Африкантов" реакторные установки РИТМ-200 для ледокольного флота недаром называют "сердцем "Арктики" - самого мощного на сегодня ледокола в мире. Оптимизированные плавучие энергоблоки также созданы на базе этих реакторов, что обеспечивает им уникальные технические характеристики. Я бы расширил эпитет "сердце "Арктики": потенциал использования РИТМов столь широк, что их можно назвать "сердцем" всего арктического региона. Данная технология способна не только обеспечить бесперебойную работу Севморпути, но и – с учетом возможностей плавучих энергоблоков - облегчить реализацию масштабных инфраструктурных - промышленных и социальных - задач в Арктике".
Среди достоинств оптимизированных плавучих энергоблоков Владимир Аптекарев назвал их мобильность, высокую мощность (100 МВт), срок эксплуатации до 60 лет, более прогнозируемую по сравнению с генерацией на базе других источников энергии стоимость электроэнергии на всем протяжении жизненного цикла, "нулевой" углеродный след и, как минимум, 80%-ную локализацию в Российской Федерации при производстве данных энергоблоков.
Генеральный директор АО "Атомэнергомаш" Андрей Никипелов отметил: "В атомной энергетике каждый проект уникален, и плавэнергоблок "Академик Ломоносов" здесь не исключение. Для тиражирования этого опыта и расширения возможностей его применения нами и был запущен проект создания оптимизированной версии подобных энергоблоков, себестоимость и сроки строительства которых по сравнению с ПАТЭС значительно снижены, а мощность - увеличена. И 2020 год стал для нас важной вехой в его реализации: в этом году нами была завершена разработка и утвержден эскизный проект такого блока. Уже на этом этапе мы получили подтверждение, что экономические показатели обеспечивают ему конкурентоспособность в плане тарифов на электроэнергию как в России, так и на зарубежных рынках. Сейчас мы переходим к следующей фазе – реализации полноценного технического проекта – и активно взаимодействуем с потенциальными заказчиками для более детальной проработки их потребностей. Например, для проекта энергоснабжения Баимской рудной зоны с учетом сжатых сроков его реализации мы предлагаем модернизированную версию плавучего энергоблока "Академик Ломоносов".
Судно «Академик Ломоносов« / Корабел.ру |
Со своей стороны, директор по судостроению и ОПЭБ АО "Атомэнергомаш" Владимир Аптекарев подчеркнул, что "плавучие энергоблоки – это логическое продолжение работы компании на рынке судостроения. Разработанные "ОКБМ Африкантов" реакторные установки РИТМ-200 для ледокольного флота недаром называют "сердцем "Арктики" - самого мощного на сегодня ледокола в мире. Оптимизированные плавучие энергоблоки также созданы на базе этих реакторов, что обеспечивает им уникальные технические характеристики. Я бы расширил эпитет "сердце "Арктики": потенциал использования РИТМов столь широк, что их можно назвать "сердцем" всего арктического региона. Данная технология способна не только обеспечить бесперебойную работу Севморпути, но и – с учетом возможностей плавучих энергоблоков - облегчить реализацию масштабных инфраструктурных - промышленных и социальных - задач в Арктике".