8 декабря АО "Центральное конструкторское бюро машиностроения" (АО "ЦКБМ", входит в машиностроительный дивизион "Росатома" – "Атомэнергомаш") отгрузило комплект ключевого оборудования для Белорусской АЭС - первой атомной электростанции в Республике Беларусь, которая сооружается по российскому проекту нового поколения "три плюс" с двумя энергоблоками ВВЭР-1200. На станцию отправлен главный циркуляционный насос ГЦНА-1391 - последний из пяти насосов, предназначенных для строящегося первого энергоблока.
АО «ЦКБМ» является единственным в России разработчиком и изготовителем главных циркуляционных насосов (ГЦН) для всех типов российских реакторов. ГЦН являются неотъемлемой частью реакторных установок. Они применяются для создания циркуляции теплоносителя в первом контуре реактора и работают в условиях высокого давления и температуры. От надежной и бесперебойной работы этих агрегатов напрямую зависит безопасность любой АЭС.
Испытания ГЦН проводятся на производственной площадке в г. Сосновый Бор (Ленинградская обл.). Испытательный стенд для насосного агрегата ГЦНА-1391 представляет собой фрагмент реакторной установки – замкнутую петлю трубопровода первого контура, в которую «включается» тестируемый ГЦН. В ходе испытаний насос перекачивает 27 000 кубометров теплоносителя в час (для сравнения – это равносильно заполнению водой 10 олимпийских бассейнов за один час) при температуре до 300’С и давлении 160 атмосфер. Именно в таких условиях агрегат будет работать на действующем энергоблоке. Срок службы циркуляционного насоса составляет 60 лет. С 2001 года на стенде «1391» успешно прошли испытания десятки циркуляционных насосов для российских и зарубежных станций.
АО «ЦКБМ» постоянно ведет исследовательские работы по совершенствованию конструкции ГЦН. В 2015 году успешно завершились испытания нового циркуляционного насоса без маслосистемы (ГЦНА-1753), в котором все узлы смазываются и охлаждаются водой (в том числе — узлы электродвигателя). Данное техническое решение не имеет аналогов в мире.
Также АО «ЦКБМ» является разработчиком и изготовителем дистанционно-управляемого транспортно-технологического оборудования, предназначенного для работы с радиоактивными материалами, которое широко используется на атомных электростанциях для обслуживания реакторов (перегрузка топлива), в хранилищах отработавшего ядерного топлива (транспортировка, разделка тепловыделяющих сборок в «горячих камерах», упаковка в ампулы, пеналы, контейнеры). ГЦН производства АО «ЦКБМ» успешно эксплуатируются на всех атомных станциях, построенных по российским проектам, в том числе за рубежом.
АО «Центральное конструкторское бюро машиностроения»
Акционерное общество «Центральное конструкторское бюро машиностроения» (АО «ЦКБМ») основано в 1945 г., входит в состав машиностроительного дивизиона Госкорпорации «Росатом» - Атомэнергомаш.
Основной вид деятельности – насосное и дистанционно-управляемое оборудование для объектов атомной энергетики, исследовательских центров и других отраслей промышленности. ЦКБМ специализируется на разработке и производстве главных циркуляционных насосов (ГЦН), герметичных насосов, центробежных электронасосов для АЭС и дистанционно-управляемого оборудования для атомной промышленности.
ЦКБМ является единственным в стране разработчиком и изготовителем главных циркуляционных насосов для всех типов российских реакторов. Новейшая разработка конструкторского бюро – циркуляционный насос без маслосистемы (ГЦНА-1753), в котором все узлы смазываются и охлаждаются водой (в том числе — узлы электродвигателя). Отсутствие маслосистемы значительно повышает пожаробезопасность АЭС. Данное техническое решение не имеет аналогов в мире.
Предприятие располагает единственным в России комплексом для проведения полномасштабных испытаний насосного оборудования в условиях, имитирующих работу реактора по всем параметрам (давление, температура, тип теплоносителя). Вся продукция предприятия, поставляемая на АЭС, проходит испытания в различных режимах, что позволяет своевременно выявлять возможные отклонения параметров работы и устранять неисправности.
Дистанционно-управляемое транспортно-технологическое оборудование, проектируемое в ЦКБМ, предназначено для работы с радиоактивными материалами. Широко используется на атомных электростанциях для обслуживания реакторов (перегрузка топлива), в хранилищах отработавшего ядерного топлива (транспортировка, разделка тепловыделяющих сборок в «горячих камерах», упаковка в ампулы, пеналы, контейнеры).