Тема дноуглубления с каждым годом становится все более актуальной. Если раньше мы могли наблюдать лишь за тем, как в той или иной точки России водная инфраструктура умирает, то сегодня поддержание гарантированных глубин на внутренних водных путях и в морских акваториях стало задачей государственной важности. В связи с этим, конечно, активизировалось и строительство специальной техники. Сегодня отправляемся в Астрахань на судостроительный завод "Лотос", чтобы посмотреть, как идет строительство уникальных самоходных земснарядов с роторным рыхлителем проекта 93.159 от мирового лидера в производстве дноуглубительных судов Royal IHC.
На вопросы отвечает генеральный директор ЮЦСС (входит в состав ОСК) Анатолий Викторович Мишанов.
– На каком этапе строительства находятся дноуглубительные суда?
– На головных заказах (строительные № 504 и 506) формирование корпусов завершено, ведутся работы по монтажу систем трубопроводов, дноуглубительного оборудования и судовых устройств. Продолжаются работы по окраске помещений и цистерн. На вторых двух земснарядах (строительные № 505 и 507) формирование корпусов также завершено. Идут работы по изготовлению и монтажу фундаментов, дельных вещей, устройств, изготовлению систем трубопроводов.
– Насколько тесно взаимодействуете с заказчиком судов?
– Напомним, что контракт подписан с ПАО "Государственная транспортная лизинговая компания" (ГТЛК). Строительство ведется для Администраций бассейнов внутренних водных путей. Периодически на верфь приезжают представители ГТЛК с проверкой хода строительства судов. Кроме того, ежемесячно мы отправляем отчеты о выполненных работах.
– Насколько тесно работаете с проектантом судов и как он отзывается о ходе строительства?
– Технический проект представлен нидерландской компанией Royal IHC, рабочую конструкторскую документацию разрабатывает ООО "ГЦКБ Речфлота". Коммуникация между специалистами налажена. Проводятся еженедельные совещания, где решаются и протоколируются все возникающие вопросы.
При поступлении от разработчика РКД чертежи безотлагательно запускаются в производство. Со слов проектантов: всегда приятно смотреть на своевременную реализацию строительства, выполненную по их чертежам, без внесения каких-либо корректировок.
– Что-то в процессе строительства приходится изменять в проекте?
– Проект разработан после тщательного анализа существующего флота и особых условий, в которых работает Росморречфлот, с учетом требований РРР. Стоит отметить, что в процессе строительства любого головного судна зачастую приходится вносить небольшие корректировки в ТП. На данный момент существенных отклонений не было.
Характеристики земснаряда проекта 93.159:
Тип судна – самоходный земснаряд с роторным рыхлителем, монопонтонного типа, с погружным грунтовым насосом на раме ротора.
Назначение судна – дноуглубление на различных объектах по утвержденным проектам с изыскательскими и промерными данными; чистка русла рек и каналов от наносов; прокладка каналов; другое гидротехническое строительство.
Длина габаритная – 58 м;
Ширина габаритная – 12,4 м;
Высота борта – 2,97 м;
Осадка – 1,34 м;
Производительность по грунту – 900 м3 /ч;
Мощность главного двигателя – 353 кВт;
Глубина извлечения грунта – 10 м (максимальная);
Глубина извлечения грунта – 2 м (минимальная);
Мощность главных дизель-генераторов – 2x192 кВт;
Скорость хода – 7 км/ч;
Автономность плавания – 14 сут.;
Экипаж – 12 чел.
– Планируете ли выводить строительство земснарядов на серийное производство?
– Благодаря приобретенной компетенции ЮЦСС рассчитывает в дальнейшем продолжить участие в программе по обновлению дноуглубительного флота страны. В конце 2021 года мы заключили контракт с ГТЛК на строительство еще двух земснарядов с роторным рыхлителем проекта 93.159.
Стоит отметить, что данная платформа (проект 93.159) является универсальной и на ее базе с помощью набора опций можно создавать иную дноуглубительную технику по уникальным требованиям Росморречфлота. Вместе с тем, мы готовы осуществлять строительство и других типов земснарядов.
– Дает ли взаимодействие с Royal IHC возможность перенимать их технологии? Смогли бы вы потом самостоятельно строить земснаряды такого уровня?
– Основные принципы и технологии в части строительства судов идентичны российским. Другое дело обстоит с производством специализированного дноуглубительного оборудования, в котором технологии и разработки компаний из Нидерландов шагнули далеко вперед. Не секрет, что IHC – один из мировых лидеров в производстве дноуглубительного флота. По контракту на нашей верфи "Лотос" будет осуществлена крупноузловая сборка дноуглубительного оборудования, поставляемого компанией Royal IHC на первые четыре судна.
В дальнейшем, возможно, производство оборудования будет локализовано в России, но при учете выхода в серию. Обсуждалось размещение производства на территории особой экономической зоны "Лотос", где как раз завод является якорным резидентом. Безусловно, кооперация с иностранным партнёром позволит использовать производственные мощности наших судостроительных предприятий и применить технологии, которыми обладают зарубежные партнеры.
– Как решается вопрос импортозамещения на строящихся дноуглубительных судах?
– На данных проектах поставка главных двигателей, ВРК, системы вентиляции и кондиционирования, дельные вещи, навигационное оборудование, аварийно-спасательное оборудование, камбузное оборудование и т.д. осуществляется российскими производителями. Материал полностью приобретён у отечественных поставщиков.
– Приходилось ли (приходится) обновлять оборудование завода для строительства земснарядов?
– Нет, не приходилось. Но в целом у нас разработана дорожная карта по техническому перевооружению и модернизации производственных мощностей Южного центра судостроения и судоремонта на период до 2027 года.
– Насколько это строительство повышает компетенции персонала завода?
– Этот проект впервые будет реализован на территории страны. Безусловно, это компетенция новая для астраханских корабелов. Но не стоит забывать, что у нас весомый опыт в строительстве судов, а верфи обладают большими производственными возможностями, квалифицированным персоналом.
У нас есть свой лицензированный учебный центр, где осуществляется обучение сотрудников по производственной необходимости. Подписан ряд соглашений о сотрудничестве с высшими учебными заведениями региона. Мы не исключаем, что Южный центр мог бы стать основной производственной площадкой для строительства, в т.ч. и технического флота.
– Где земснаряды будут проходить проверку перед отправкой к заказчику?
– Проверка земснарядов будет производиться в соответствии с требованиями приемо-сдаточной документации, методик швартовых и ходовых испытаний. Швартовые и ходовые испытания планируются в акватории завода "Лотос",c выходом на Волгу при необходимости.
Справка об ЮЦСС
АО "Южный центр судостроения и судоремонта" – единый промышленный комплекс, консолидирующий крупнейшие судостроительные предприятия Юга России. Предприятие располагает высоким уровнем технологий, современными средствами контроля и системой качества, высококвалифицированным персоналом, выпускает широкую линейку судов различного назначения под ключ, имеет большой опыт строительства морских платформ.
Генеральный директор ЮЦСС Анатолий Викторович Мишанов / Фото: ЮЦСС |
– На каком этапе строительства находятся дноуглубительные суда?
– На головных заказах (строительные № 504 и 506) формирование корпусов завершено, ведутся работы по монтажу систем трубопроводов, дноуглубительного оборудования и судовых устройств. Продолжаются работы по окраске помещений и цистерн. На вторых двух земснарядах (строительные № 505 и 507) формирование корпусов также завершено. Идут работы по изготовлению и монтажу фундаментов, дельных вещей, устройств, изготовлению систем трубопроводов.
Погрузка оборудования на земснаряд проекта 93.159 / Фото: ЮЦСС |
– Насколько тесно взаимодействуете с заказчиком судов?
– Напомним, что контракт подписан с ПАО "Государственная транспортная лизинговая компания" (ГТЛК). Строительство ведется для Администраций бассейнов внутренних водных путей. Периодически на верфь приезжают представители ГТЛК с проверкой хода строительства судов. Кроме того, ежемесячно мы отправляем отчеты о выполненных работах.
– Насколько тесно работаете с проектантом судов и как он отзывается о ходе строительства?
– Технический проект представлен нидерландской компанией Royal IHC, рабочую конструкторскую документацию разрабатывает ООО "ГЦКБ Речфлота". Коммуникация между специалистами налажена. Проводятся еженедельные совещания, где решаются и протоколируются все возникающие вопросы.
При поступлении от разработчика РКД чертежи безотлагательно запускаются в производство. Со слов проектантов: всегда приятно смотреть на своевременную реализацию строительства, выполненную по их чертежам, без внесения каких-либо корректировок.
Земснаряд проекта 93.159 / Фото: ЮЦСС |
– Что-то в процессе строительства приходится изменять в проекте?
– Проект разработан после тщательного анализа существующего флота и особых условий, в которых работает Росморречфлот, с учетом требований РРР. Стоит отметить, что в процессе строительства любого головного судна зачастую приходится вносить небольшие корректировки в ТП. На данный момент существенных отклонений не было.
Закладная доска земснаряда проекта 93.159 / Фото: "Лотос", СЗ ОАО |
Характеристики земснаряда проекта 93.159:
Тип судна – самоходный земснаряд с роторным рыхлителем, монопонтонного типа, с погружным грунтовым насосом на раме ротора.
Назначение судна – дноуглубление на различных объектах по утвержденным проектам с изыскательскими и промерными данными; чистка русла рек и каналов от наносов; прокладка каналов; другое гидротехническое строительство.
Длина габаритная – 58 м;
Ширина габаритная – 12,4 м;
Высота борта – 2,97 м;
Осадка – 1,34 м;
Производительность по грунту – 900 м3 /ч;
Мощность главного двигателя – 353 кВт;
Глубина извлечения грунта – 10 м (максимальная);
Глубина извлечения грунта – 2 м (минимальная);
Мощность главных дизель-генераторов – 2x192 кВт;
Скорость хода – 7 км/ч;
Автономность плавания – 14 сут.;
Экипаж – 12 чел.
Проект 95.159 / Изображение: http://www.gckb.ru/ |
– Планируете ли выводить строительство земснарядов на серийное производство?
– Благодаря приобретенной компетенции ЮЦСС рассчитывает в дальнейшем продолжить участие в программе по обновлению дноуглубительного флота страны. В конце 2021 года мы заключили контракт с ГТЛК на строительство еще двух земснарядов с роторным рыхлителем проекта 93.159.
Стоит отметить, что данная платформа (проект 93.159) является универсальной и на ее базе с помощью набора опций можно создавать иную дноуглубительную технику по уникальным требованиям Росморречфлота. Вместе с тем, мы готовы осуществлять строительство и других типов земснарядов.
– Дает ли взаимодействие с Royal IHC возможность перенимать их технологии? Смогли бы вы потом самостоятельно строить земснаряды такого уровня?
– Основные принципы и технологии в части строительства судов идентичны российским. Другое дело обстоит с производством специализированного дноуглубительного оборудования, в котором технологии и разработки компаний из Нидерландов шагнули далеко вперед. Не секрет, что IHC – один из мировых лидеров в производстве дноуглубительного флота. По контракту на нашей верфи "Лотос" будет осуществлена крупноузловая сборка дноуглубительного оборудования, поставляемого компанией Royal IHC на первые четыре судна.
В дальнейшем, возможно, производство оборудования будет локализовано в России, но при учете выхода в серию. Обсуждалось размещение производства на территории особой экономической зоны "Лотос", где как раз завод является якорным резидентом. Безусловно, кооперация с иностранным партнёром позволит использовать производственные мощности наших судостроительных предприятий и применить технологии, которыми обладают зарубежные партнеры.
Погрузка оборудования на земснаряд проекта 93.159 / Фото: ЮЦСС |
– Как решается вопрос импортозамещения на строящихся дноуглубительных судах?
– На данных проектах поставка главных двигателей, ВРК, системы вентиляции и кондиционирования, дельные вещи, навигационное оборудование, аварийно-спасательное оборудование, камбузное оборудование и т.д. осуществляется российскими производителями. Материал полностью приобретён у отечественных поставщиков.
– Приходилось ли (приходится) обновлять оборудование завода для строительства земснарядов?
– Нет, не приходилось. Но в целом у нас разработана дорожная карта по техническому перевооружению и модернизации производственных мощностей Южного центра судостроения и судоремонта на период до 2027 года.
– Насколько это строительство повышает компетенции персонала завода?
– Этот проект впервые будет реализован на территории страны. Безусловно, это компетенция новая для астраханских корабелов. Но не стоит забывать, что у нас весомый опыт в строительстве судов, а верфи обладают большими производственными возможностями, квалифицированным персоналом.
У нас есть свой лицензированный учебный центр, где осуществляется обучение сотрудников по производственной необходимости. Подписан ряд соглашений о сотрудничестве с высшими учебными заведениями региона. Мы не исключаем, что Южный центр мог бы стать основной производственной площадкой для строительства, в т.ч. и технического флота.
Земснаряд проекта 93.159 / Фото: ЮЦСС |
– Где земснаряды будут проходить проверку перед отправкой к заказчику?
– Проверка земснарядов будет производиться в соответствии с требованиями приемо-сдаточной документации, методик швартовых и ходовых испытаний. Швартовые и ходовые испытания планируются в акватории завода "Лотос",c выходом на Волгу при необходимости.
Справка об ЮЦСС
АО "Южный центр судостроения и судоремонта" – единый промышленный комплекс, консолидирующий крупнейшие судостроительные предприятия Юга России. Предприятие располагает высоким уровнем технологий, современными средствами контроля и системой качества, высококвалифицированным персоналом, выпускает широкую линейку судов различного назначения под ключ, имеет большой опыт строительства морских платформ.
Текст подготовлен начальником отдела по связям с общественностью АО "ЮЦСС" Юлией Конопатовой