На конец 2012 года в Каспийском регионе, согласно данным международного нефтегазового интернет-ресурса «Rigzone», доказанные запасы нефти составляли около 10 млрд тонн.
Наиболее привлекательными и крупными сырьевыми проектами на Каспии являются:
в азербайджанском секторе месторождения Азери-Чигар-Гюнешли и Шах-Дениз;
северо-Каспийский проект, и в первую очередь Кашаган (Казахстан);
в туркменском секторе - Челекен и месторождение блока 1;
месторождение российского Северного блока («Лукойл»): им. Ю. Корчагина (открыто в 2000 году), Сарматовское (2002), Ракушечное (2008), трансграничное Хвалынское (2000), им. В. Филановского (2005).
«Лукойл» считает освоение своих месторождений основным фактором роста добычи нефти в среднесрочной перспективе (особенно месторождения им. Ю. Корчагина и им. В. Филановского, которые вводятся в эксплуатацию в первую очередь).
В 2009 году завершены работы по обустройству месторождения им. Ю. Корчагина. Во втором квартале 2010 года на месторождении им. Ю. Корчагина получена первая нефть.
Месторождение им. Ю. Корчагина стало первым из расположенных в российской части акватории Каспийского моря, введенным «Лукойлом» в эксплуатацию.
Следующим после месторождения им. Ю. Корчагина планируется ввести в разработку месторождение им. В. Филановского.
Месторождение им. В. Филановского является наиболее крупным в данном регионе, к тому же в отличие от ранее открытых, оно является преимущественно нефтяным. Прогнозный уровень добычи на месторождении, на основании имеющихся данных, оценивается в 210 тыс. баррелей нефти в сутки.
Его технологический комплекс будет обеспечивать добычу, подготовку и транспорт углеводородов не только с месторождения им. В. Филановского, но и с ряда близлежащих месторождений.
В соответствии со схемой обустройства месторождения предусматривается строительство следующих объектов (строительство разделено на 2 фазы):
- двух ледостойких стационарных платформ (ЛСП);
- центральной технологической платформы (ЦТП) для подготовки продукции скважин;
- трубопроводов для транспорта продукции скважин на головные береговые сооружения;
- райзерного блока, через который также будет транспортироваться продукция месторождений им. Ю. Корчагина и Сарматского;
- двух жилых платформ (ПЖМ)
На ЦТП будет размещено следующее оборудование: установка подготовки нефти, компрессорная станция и установка подготовки и закачки пластовой воды. Технологические линии установок подготовки нефти будут рассчитаны на производительность до 10 млн тонн нефти в год.
В строительстве объектов для освоения месторождения принимают участие все главные астраханские верфи: судостроительный завод «Лотос», завод «Красные Баррикады» и головная площадка группы «Каспийская энергия» - Астраханское судостроительное производственное объединение, с которой мы и начнем наш рассказ.
|
Астраханское судостроительное производственное объединение / АСПО |
Бывший «Судоремонтный завод им. Сталина» (а после «Астраханский морской судостроительный завод») был основан в 1930 году и изначально ориентировался на суда рыбопромыслового флота. В составе группы «Каспийская Энергия» - это не самое старое предприятие. «ССЗ им. III Интернационала», берет свое начало с 1894 года, но, к сожалению, этот завод сейчас находится на консервации и использование его производственных площадок предполагается только в случаях чрезмерной загрузки АСПО и «Лотоса».
После Великой Отечественной войны, завод имени Сталина стал заниматься строительством барж и наливных судов.
Расцвет, тогда уже Астраханского морского судостроительного завода, пришелся на 70-е годы прошлого века; было принято решение о развитии, как принято теперь называть, оффшорной индустрии. Для решения задач по строительству СПБУ типа «Каспий» и полупогружных буровых установок ППБУ типа «Шельф» было создано «Астраханское судостроительное производственное объединение», головным предприятием которого стал «Морской судостроительный завод».
Помимо изготовления буровых платформ и отдельных модулей, предприятие ориентировалось на строительство плавкранов и крановых судов. Все проектные работы для заводов, входящих в объединение, выполняло севастопольское ЦКБ «Коралл», находящееся в настоящее время в Группе Каспийская Энергия.
Сейчас в составе «Каспийской Энергии» находится целый ряд конструкторских бюро. Помимо «Коралла», туда входят еще ОАО «КБ «Вымпел» и ЗАО «Астрамарин».
С конца 2000-х годов, в связи с массовым освоением Каспийских месторождений, активизировалось и строительство оффшорных сооружений. В конце марта 2008 года на заводе был завершен уникальный заказ по изготовлению технологического модуля №10 для Кашаганского месторождения (казахстанский сектор Каспия). АСПО было единственным российским строительным подрядчиком, участвующим в строительстве этого объекта.
В настоящее время Группой Каспийская Энергия на производственной площадке ведется несколько проектов:
Строительство кранового судна проект UT755 c дедвейтом 3350 тонн для Туркменской компании «Dragon Oil Turkmenistan Ltd». А также в 2013 году завершилась установка устьевой платформы для месторождения «Жданов» изготовленной для компании «Dragon Oil Turkmenistan Ltd».
Конструкция морской стационарной платформы «Жданов» состоит из устьевой и жилой платформ, соединенных переходным мостом. Предполагается, что с этой стационарной платформы будет пробурено 8 скважин.
Так как в планах «Dragon Oil» заложено строительство еще порядка 10 подобных платформ, то Каспийская Энергия рассчитывает стать основным подрядчиком по эти проектам.
|
Астраханское судостроительное производственное объединение / www.korabel.ru |
Главные размеры устьевой платформы:
верхнее строение – 65х45х6,7 м, масса – 1350 т.
опорное основание – 40х20х32,5 м, масса – 600 т,
Главные размерения жилой платформы:
верхнее строение - 35х25х6,7м, масса 230 т.
опорное основание – 20х20х32,5 м, масса 600 т.
Помимо проектов для иностранных фирм, «Каспийская Энергия» занимается строительством Ледостойкой стационарной платформы для «Лукойла» месторождение им. В. Филановского, где будут размещены комплексы: буровой, эксплуатационно-технологический, энергетический.
|
Астраханское судостроительное производственное объединение / АСПО |
Габаритные размеры платформы:
Высота - 35 м, (79 м с буровой вышкой)
Ширина - 50,6 м.
Длина - 79,5 м.
Масса порожнем - 8 250 тн.
Габаритные размеры опорных блоков:
Высота - 16,4 м,
Ширина - 23,7 м,
Длина - 28,3 м.
Масса двух блоков - 5 000 тн.
Каспийская Энергия в 2013 завершила строительство Самоподъемной буровой установки проект Super 116E для компании Lamprell Energy Ltd., и приступила к сборке корпуса второй СПБУ.
Габаритные размеры СПБУ:
Длина – 74,1 м.
Ширина – 62,8 м.
Высота борта– 7,9 м.
Высота опор – 145 м.
Водоизмещение при полной нагрузке – ок. 11 000 тн.
Производственные мощности предприятия впечатляют. Для проведения морских операций компания «Крейн Марин Контрактор», которая является оператором плавсредств (входит в группу «Каспийская Энергия»), располагает плавкраном «Волгарь», грузоподъемностью 1600 тонн, плавкраном «Богатырь-3» (г/п 300 т.) и транспортным понтоном «Севан» (г/п 5000 т.) и «Мар и Гон» (г/п 6800 т.)
Учитывая крановое вооружение и возможности сборочно-сварочного производства (а также наличия специальных тележек-транспортеров) АСПО способно вести работу с модулями весом до 1000 тонн и габаритами 50х21х17 метров, а так же выполнять отгрузку верхних строений весом до 11 тыс. тонн.
Металлорезательные машины предприятия рассчитаны на обработку 12 тыс. тонн металла в год.
На данный момент количество задействованного персонала составляет около 1500 человек. В пиковую загрузку, с учетом субподрядчиков, численность может увеличена до 4000 человек. В сфере выстраивания политики системной подготовки кадров Каспийская Энергия совместно с Астраханским Государственным Техническим Университетом ведет работу Базовой кафедры «Судостроение и Энергетические комплексы морской техники» по подготовке инженеров.
|
Астраханское судостроительное производственное объединение / АСПО |
Сегодняшняя главная цель «Каспийской Энергии» — расширять географию своего присутствия и достигнуть статуса подрядчика мирового уровня. В сфере охвата Группы как строителя и проектанта уже не только Каспий, Балтийское, Охотское и Печорское море, но и есть перспективные проекты в других регионах, в т.ч. береговые. Накопленный опыт, технологии и производственные мощности, конечно, требуют реализации.