Проблема контрафактной продукции на рынке судовой трубопроводной арматуры, используемой в составе различных систем кораблей и судов, стоит не менее остро. Пункт ТУ, включающий слова о том, что при ремонте, модернизации судов, кораблей возможно применение складской арматуры, т.е. не текущего производства и возрастом старше полугода, позволяет строителям судов и кораблей использовать неоригинальные некачественные изделия, снижающие экономическую эффективность или боеготовность конечного объекта в связи с его простоями.
При строительстве судов, кораблей или выполнении их ремонта, чаще всего, практикуются три схемы применения контрафактной продукции: использование складских изделий, б/у арматуры, применение импортных комплектующих.
Наиболее распространена схема использования складских изделий выпуска конца 80-ых, начала 90-ых годов. Дело в том, что для поддержания боевой готовности военно-морского флота на высоком уровне был сформирован мобилизационный резерв, который в случае необходимости обеспечивал выполнение ремонта кораблей в кратчайшие сроки. В связи с тем, что срок службы судовой арматуры составляет 20 лет, ежегодно производится «разбронирование» военных складов и списание арматуры. Помимо известных складов МО РФ, также каждый год вскрываются новые (на Украине, Прибалтике) с изделиями неизвестных производителей. И там и там качество остаётся «под вопросом». «Плюсы» данной схемы – арматура по низкой цене, предоставляющая возможность сокращения финансовых затрат на строительство. «Минусы» заключаются в том, что на ремонтируемые, модернизируемые суда и корабли попадает продукция с заканчивающимся сроком службы и характеристиками, не обеспечивающими надлежащее качество.
Бывшая в употреблении арматура используется реже. Применение таких изделий обеспечивается за счёт того, что производство каждого судостроительного, судоремонтного предприятия включает собственную испытательную базу, а законодательная брешь и экономические интересы вынуждают осуществлять ремонт арматуры в цехах для испытаний соответствующих изделий. «Плюс» как и в схеме выше, это низкая цена. «Минус» - низкое качество «ремонта», соответствующее «гаражному».
Дешёвая импортная арматура также как и складские изделия используется часто. Иностранный производитель прилагает все усилия для включения себя в заказные ведомости проектанта судна в качестве поставщика, предлагая строителю финансовую экономию и соответствие ГОСТам. «Минус» - финансовая экономия сейчас, оборачивается постоянными вложениями денежных средств в долгосрочной перспективе в связи с малым сроком службы импортных комплектующих (1 год).
По словам коммерческого директора ОАО «Армалит-1» С.К. Философова «бороться с обозначенными тенденция можно помимо принудительно-законодательных мер ещё и собственными логическими умозаключениями проектантов, строителей судов и кораблей, т.е. сотрудничество с легальным производителем арматуры позволяет получать продукцию предназначенную для систем именно «этого» проекта, высокого качества, высокой надёжности. Стабильный доход при работе по ценам от оригинального производителя, пускай и меньший чем при покупке складской арматуры, гарантирован и в стратегическом плане оборачивается боль! Например, в ЗАО «Холдинг «Спецкомплектресурс» единственный легальный поставщик судовой трубопроводной арматуры для кораблей и судов РФ, входят предприятия ОАО «Армалит-1», ОАО «Аскольд», ОАО «Буревестник», которые производят весь диапазон арматуры. При этом перечень этих изделий документально закреплён за ними единственным разработчиком арматуры для проектов судов и кораблей РФ – конструкторским бюро «Армас», который определил специализацию каждого из предприятий исходя из производственных возможностей и опыта работы – судовая трубопроводная арматура с условными проходами от 10 до 500 мм и давлением до 400 кг/см2. Таким образом работа именно с этими предприятиями обеспечит комфорт деловых взаимоотношений и высокое качество продукции, именно эти «невидимые» факторы в рамках конечного объекта, обеспечат его высокое качество, надёжность, экономическую эффективность, боеготовность и конкурентоспособность на рынке».