5 ноября 2013 года на Балтийском заводе состоялась церемония закладки атомного ледокола нового поколения ЛК-60. Технический проект судна (пр.22220) разработан ЦКБ «Айсберг» в 2009 году. Главный конструктор атомохода Владимир Михайлович Воробьев участвовал в свое время в создании лихтеровоза «Севморпуть» - «судна размером с американский авианосец», как выразился на церемонии закладки бывший капитан ледокола «Арктик» и «Россия» Анатолий Алексеевич Ламехов. Но в официальной церемонии открытия были сказаны не только лестные слова в адрес конструкторов и произнесены речи о важности атомных ледоколов в освоении Арктики. Говорили и о проблемах.
В апреле текущего года стало известно, что Минфин намеревается сократить расходы на строительство ледоколов, и в частности на три ЛК-60. Тем не менее, как отметил первый заместитель генерального директора корпорации «Росатом» Михаил Иванович Каменских: «Мы очень долго ждали решения правительства о выделении средств. Но сегодня эти вопросы были окончательно решены, и я несколько дней назад подписал извещение о строительстве первого и второго ледокола 22220. Для Балтийского завода «Росатом» - самый крупный заказчик: помимо трех атомоходов у вас стоит ещё плавучий атомный энергоблок. А это означает, что у предприятия очень хорошие перспективы».
|
Церемония закладки атомного ледокола нового поколения ЛК-60 / Российский морской регистр судоходства |
Двухосадочная конструкция судна позволяет ему работать, как на глубокой воде, так и на мелководных участках Енисея и Обской губы, а также на арктическом шельфе. Сроки сдачи трех ледоколов уже определены: 2017, 2018 и 2020 годы. С учетом графика выведения действующих атомоходов из эксплуатации первенец ЛК-60 в декабре 17 года придет на замену одному из мелкосидящих ледоколов «Таймыр» или «Вайгач».
Генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Вячеслав Владимирович Рукша: «Когда в строй войдут все три ЛК-60, то вместе с «Ямалом» и ледоколом «50 лет Победы» они будут в достаточной степени удовлетворять те задачи по освоению Арктики, которые перед нами стоят на ближайшие десятилетия. В дальнейшем решение о строительстве 4-го и 5-го ледоколов будет зависеть от активности в регионе, и прежде всего нефтяной и газовой индустрии».
|
Церемония закладки атомного ледокола нового поколения ЛК-60 / Российский морской регистр судоходства |
Напомним, что согласно срокам вывода действующих атомных ледколов из эксплуатации, ориентировочное время работы а/л «Ямал» - 10 лет, а/л «50 лет Победы» - 25 лет, а/л «Таймыр» и «Вайгач» - 5 лет.
Поднимался вопрос о расчете тарифов. «Если брать атомный ледокол типа Арктика то, чтобы не сидеть на шее у государства, судно должно зарабатывать 120-140 тыс. долларов в сутки», - сказал Вячеслав Владимирович.
График вывода из эксплуатации атомоходов жесткий, поэтому на церемонии много внимания уделялось срокам строительства судов. Президент ОСК Владимир Иванович Шмаков заверил, что сомнений в том, что работа будет выполнена в четко обозначенные сроки и с надлежащим качеством, нет. И попутно ответил на слухи о переносе мощностей Балтийского завода на Северную верфь: «На сегодняшний момент ОСК приняла новую стратегию развития. Могу заверить, что в любом случае мы сохраняем сейчас все наши производственные мощности. Никаких перемен в работе Балтийского завода не будет».
|
Церемония закладки атомного ледокола нового поколения ЛК-60 / Российский морской регистр судоходства |
Среди почетных гостей на закладке первого ЛК-60 присутствовал и бывший капитан атомоходов «Арктика» и «Россия», Герой Социалистического Труда, почетный полярник Анатолий Алексеевич Ламехов, который сказал теплые слова в адрес «балтийцев», построивших 6 атомоходов второго поколения. В строительстве первого из них, а/л «Арктика», Анатолий Алексеевич принимал непосредственное участие.
Анатолий Алексеевич Ламехов: «Я хочу пожелать, чтобы новый атомоход ЛК-60 «Арктика», если подтвердится это его название, совершил столько же подвигов, сколько его предшественник».
Основные характеристики универсального ледокола ЛК-60:
Длина (по КВЛ), м |
160 |
Ширина (по КВЛ), м |
33 |
Осадка мин/по КВЛ, м |
8.5/10.5 |
Водоизмещение мин/по КВЛ, тыс.тонн |
22.5/33.5 |
Общая мощность, МВт |
60 |
Автономное плавание |
до 6-ти месяцев |
Дальность хода |
без ограничений |
Гарантийный срок эксплуатации |
40 лет |
Средняя скорость (чистая вода), уз |
20 |
Вахтенная смена ЦП, чел |
5 |
Экипаж корабля, чел |
75 |
Владислав Букин