Наши репортажи
Наши репортажи
Материалы корреспондентов портала

Арктика ждет "Арктику"

16 июня 2016 года в Санкт-Петербурге со стапеля Балтийского завода сошло судно, которое обещает открыть новую эпоху в судоходстве по Северному морскому пути, — новейший, самый мощный, самый крупный в мире ледокол "Арктика" проекта 22220, построенный на класс Российского морского регистра. О том, как это происходило, читайте в репортаже "Корабел.ру"

"Наш ответ санкциям"

На Балтийском заводе день спуска на воду ледокола "Арктика" по первоначальным планам должен был совпасть с юбилеем предприятия, 160-летие которого отмечалось 26 мая. Однако в итоге мероприятие сдвинулось почти на месяц. Как отметил вчера на церемонии спуска Сергей Кириенко, президент "Росатома" (эта госкорпорация выступила в качестве заказчика ледокола), "Арктика" — это уникальное судно, рисковать которым ни в коем случае было нельзя.
 
Спуск на воду атомного ледокола "Арктика" проекта 22220 / Корабел.ру

— 26 мая в Неве не было достаточного количества воды, — пояснил глава "Росатома", — риски были недопустимы. Плюс коллеги на Балтзаводе попросили дополнительно несколько недель, потому что это уникальный ледокол. Почти все, что делается на этом ледоколе, делается впервые, такого раньше нигде не было. Не только потому что такой реакторной установки не было до сих пор, но и сама система его движения в целом другая, здесь уникальная линия вала. Мы перенесли дату сначала на 8-9 июня, а потом на 16-е для того, чтобы отладить и сделать все правильным образом, чтобы коллектив Балтийского завода качественно сделал работу.
 
Спуск на воду атомного ледокола "Арктика" проекта 22220 / Корабел.ру

От того, что праздник по поводу спуска гигантского атомохода не совпал с праздником по поводу юбилея самого предприятия, расстраиваться никто не стал. К тому же, как раз 16 июня в Петербурге стартовал Международный экономический форум — при желании эти два события можно связать: оба имеют прямое отношение к перспективам отечественной экономики и — опосредованно — к геополитическим позициям России.

— Сегодня в Санкт-Петербурге открывается 20-й, юбилейный, Международный экономический форум, на котором основным будет вопрос состояния и перспектив нашей экономики. И сегодня же здесь, на Балтийском заводе спускается на воду самый мощный в мире и самый крупный атомный ледокол. Это наша демонстрация – демонстрация возможностей нашего судостроения, нашей промышленности и нашей экономики. Если хотите, это наш демонстративный ответ всевозможным санкциям, вызовам и угрозам современности. Не много осталось стран в мире, которые способны – финансово и технологически – реализовать такой проект. И наша страна сохраняет передовые позиции в атомном судостроении, — подчеркнул перед началом спуска "Арктики" полпред президента в Северо-Западном федеральном округе Владимир Булавин.
 
Спуск на воду атомного ледокола "Арктика" проекта 22220 / Корабел.ру


Четверть века спустя

Заложен ледокол "Арктика" был в ноябре 2013 года и за неполные три года успел стать, пожалуй, самым ожидаемым судном в гражданском судостроении. Причин тому несколько.

Во-первых, атомные ледоколы сами по себе являются предметом гордости России — ни одна другая страна не обладает атомным ледокольным флотом. Сейчас в составе "Атомфлота" насчитывается четыре действующих атомохода. Это мелкосидящие "Таймыр" и "Вайгач", а также "Ямал" и "50 лет Победы". Плюс на консервации находится "Советский Союз" — на нем заменили парогенераторы и планируют в будущем вернуть в строй, но сроки постоянно отодвигаются.
 
Атомный ледокол "Сибирь". Выставка «100 лет на службе флоту. Российский морской регистр судоходства» / Корабел.ру

Во-вторых, строящаяся "Арктика" задумана как самый большой и самый мощный атомный ледокол из когда-либо существовавших. Войдя в состав российского атомного флота, она потеснит с этого пьедестала "50 лет Победы". Первый представитель проекта 22220 будет длиннее (173,3 м против 159,6 м), шире (34 м против 30 м) и мощнее (60 МВт против 55 МВт).
 
ОКБМ Африкантов. Модели реакторов / Корабел.ру

В-третьих, как уже было сказано выше, на судне применен целый ряд решений, которые являются уникальными. Сердцем его, например, станет реакторная установка "РИТМ-200" (разработка ОКБМ им. Африкантова), которая принципиально отличается от установки третьего поколения типа "КЛТ-40". Она позволяет удвоить энергоресурс и увеличить в 3,2 раза период непрерывной работы. При этом "РИТМ-200" компактнее своего предшественника, выигрывая по массе более чем в полтора раза. Еще одно важное достоинство "Арктики" — она является первым в истории двухосадочным атомным ледоколом. Набирая балласт и глубоко "садясь" в воде, она будет уверенно чувствовать себя в открытых арктических морях. А при необходимости балласт можно сбросить, и тогда ледоколу будут доступны устья великих сибирских рек.

И в-четвертых, "Арктика" — это первый ледокол, спроектированный, заложенный и спущенный на воду современной Россией. Весь остальной атомный флот имеет советское происхождение. Даже самый юный из действующих атомоходов "50 лет Победы" был заложен на Балтийском заводе еще в 1989 году, а на воду сошел в декабре 1993-го — 23 года назад. За эти почти четверть века не раз поднимался вопрос о том, а способна ли наша страна строить такие суда и что будет, когда имеющиеся у нас в распоряжении атомные гиганты уйдут в историю? Фоном для негативных прогнозов еще несколько лет назад служило тяжелое финансовое положение Балтийского завода — главной отечественной верфи, отвечающей за строительство гражданских атомных судов. Исчерпывающий ответ на все эти вопросы был дан вчера, в день спуска на воду "Арктики".
 
Спуск на воду атомного ледокола "Арктика"/ 
Корабел.ру
Спуск на воду атомного ледокола "Арктика"/
 Корабел.ру
Спуск на воду атомного ледокола "Арктика"/ 
Корабел.ру


— Было много разговоров, а способно ли вообще судостроение Питера поднять такой заказ? — вспоминает глава госкорпорации "Росатом" Сергей Кириенко. — Или надо забыть об атомном судостроении? Тогда Балтийский завод был в тяжелейшем, банкротном состоянии по причине жульничества бывшего владельца. И решение о начале строительства серии (а это именно серия, ледокол "Арктика" является головным) принималось очень сложно. Поэтому это победа — и ЦКБ "Айсберг", и ОКБМ имени Африкантова и Балтийского завода. Важно, что несмотря на все кризисы и санкции, есть полное финансирование этого заказа, мы обеспечиваем необходимое авансирование для проведения всей этой работы. А в перспективе с ЦКБ "Айсберг" идет разработка нового поколения ледоколов, будущего поколения. Ведь во многом и безопасность, и развитие экономики России лежит в арктических водах, это уникальный потенциал нашей страны, больше такого ни у кого нет!


"Контракты под ледокол уже заключены"

О том, что арктический регион — это настоящая сокровищница, от освоения которой зависит будущее России, в этот день говорили практически все выступающие. И сходились на главном тезисе — именно новейший ледокол "Арктика" и его собратья, которые сойдут со стапелей Балтийского завода в последующие годы, позволят стране по максимуму использовать все возможности нашего Заполярья. Благодаря способности круглогодичной навигации по Северному морскому пути, они позволят нарастить объемы трафика углеводородов с арктических месторождений.
 
Закладка первого серийного атомного ледокола проекта 22220 / "Балтийский завод - Судостроение", ООО

— Наши ледоколы смогут обеспечивать как геологоразведку полезных ископаемых (сегодня основные перспективные месторождения углеводородов — это арктический шельф), так и их вывоз. Под ледокол "Арктика" уже заключены контракты, поэтому мы ждем, что ОСК вовремя поставит его в строй ледоколов "Росатомфлота", — пояснил Сергей Кириенко. — В 2018 году на нем мы должны обеспечивать вывоз сжиженного газа с "Ямал-СПГ". А дальше у нас уже заключены контракты с "Ямал-СПГ" на 18 млн тонн, и объемы будут только расти!

Передача ледоколу заказчику состоится в декабре 2017 года. В ближайшие полтора года "балтийцы" будут достраивать судно, причем работы предстоит немало. Однако на заводе уверены, что ледокол сдадут точно в срок.

— Нам еще осталось погрузить достаточно большой объем крупногабаритного оборудования, — говорит генеральный директор "Балтийского завода — Судостроение" Алексей Кадилов. — Это касается и турбин, и ряда ключевых элементов оборудования. Полным ходом на заводе идет строительство надстройки. Несмотря на небольшую задержку со спуском, сейчас мы находимся в графике.
 
Спуск на воду атомного ледокола "Арктика" проекта 22220 / Корабел.ру

В свою очередь, подготовку к управлению новым ледоколом ведет "Росатомфлот". На сегодня уже назначен весь руководящий состав экипажа, идет подбор моряков. В общей сложности на судне будет находиться 53 человека. Это, кстати, практически вдвое меньше, чем на ледоколе "50 лет Победы". Такого показателя удалось добиться за счет очень высокой автоматизации всех систем. Но одновременно с этим повысились и требования к квалификации команды.


Впереди "Сибирь" с "Уралом"

После того, как все торжественные речи произнесены и проведена церемония освящения судна, "крестная мать" перерезает ленточку — и о борт ледокола разбивается бутылка шампанского. Кстати, роль "крестной матери" досталась женщине, занимающей одну из самых высоких ступеней в российской властной иерархии — председателю верхней палаты парламента страны Валентине Матвиенко. Петербуржцам она памятна по двум срокам на посту губернатора города.

— Когда смотришь на эту махину, охватывает такое чувство гордости за Россию, создавшую современнейший, мощнейший корабль! Хочу поблагодарить тех, кто сохранил петербургскую школу кораблестроения, которая способна сегодня быть конкурентной и строить такие корабли, — говорит глава Совета Федерации. И добавляет традиционное морское пожелание: — Семь футов под килем тебе, великая "Арктика"!

Работники завода в течение нескольких минут "газорезками" пережигают металлический задержник, и гигантский корпус, набирая скорость, съезжает в воду. В воздух летят шарики и радостные крики...

А на площадке, где еще несколько минут назад звучали торжественные речи, журналисты не устают расспрашивать высоких гостей о тактико-технических характеристиках "Арктики".

— Скажите, этот ледокол действительно может семь лет ходить без дозаправки? — летит вопрос в адрес главы "Атомфлота" Вячеслава Рукши.
 
Спуск на воду атомного ледокола "Арктика" проекта 22220 / Корабел.ру

— Да, у него специальная новая реакторная установка, в которую конструкторами заложена возможность большой активной зоны. Если загрузить в нее побольше ядерных "дров", то — до семи лет. На первом этапе, в принципе, можно заложить энергоемкость активной зоны вплоть до 12 лет, но это уже экономически не очень целесообразно, — отвечает Вячеслав Рукша, бросая на последних словах взгляд в сторону стоящего рядом Сергея Кириенко.

— Пока нет, — подтверждает президент госкорпорации "Росатом", и это "пока" звучит многообещающе.
 
Спуск на воду атомного ледокола "Арктика" проекта 22220 / Корабел.ру

В нескольких метрах от них тянется в сторону Невы опустевший стапель, на котором в скором времени будет заложен третий ледокол проекта 22220 "Урал". Точная дата сейчас обсуждается. А второй ледокол "Сибирь" уже вовсю строится "балтийцами".
 
Ренарт Фасхутдинов


[Больше фото в галерее ниже]
"Центральное конструкторское бюро "Айсберг", АО Санкт-Петербург
+7 (812) 323-36-09
"Балтийский завод", АО Санкт-Петербург
+7(812)324-94-35, +7(812)324-93-70
"Атомфлот", ФГУП Мурманск
+7 (8152) 553-355
"Объединенная Судостроительная Корпорация", АО Москва
+7 (495) 617-33-00



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Корабелам предлагают дать еще больше времени на постройку судов по инвестквотам
16:03 / судостроение