В целях локализации отрасли до 2020 года в России планируется начать производство более 600 видов новых судовых узлов и агрегатов. Но в грандиозной стройке атомного ледокола "Арктика" отечественные инновации внедряются уже сегодня.
Новый ледокол "Арктика" (ЛК-60Я, проект 22220) строится ООО "Балтийский завод – судостроение" почти два года. Работы должны быть завершены в декабре 2017 года. Некоторые эксперты считают, что после его спуска на воду грузопоток Северного морского пути увеличится более чем в 10 раз, а это как минимум 30 миллионов тонн грузов. Таким образом, наши северные моря смогут стать конкурентоспособной транспортной артерией. К примеру, время в пути из Мурманска в Японию займёт 17 дней. Сейчас в зимний период приходится использовать Суэцкий канал в Египте и на дорогу уходит больше месяца.
Ещё одна задача, поставленная перед "Арктикой", это сопровождение танкеров с арктической нефтью, добываемой на морской платформе "Приразломная". Она способна давать около 6,6 миллиона тонн сырья в год, но, чтобы полностью реализовать потенциал месторождения, нужно обеспечить круглогодичное сообщение между платформой и континентом. Новому ледоколу это будет под силу: он способен преодолевать льды толщиной до 2,3 метра.
Однако сегодня гражданское и военное судостроение в нашей стране зависит, в том числе, и от поставок немецкой, норвежской и американской продукции. В связи с этим по поручению Министерства промышленности и торговли РФ ФГУП "Крыловский государственный научный центр" подготовило предложения по локализации отрасли до 2020 года. Но на "Арктике" импортозамещение активно внедряется уже сегодня – специалисты концерна "Русэлпром" разрабатывают комплект электрических машин суммарной мощностью более 132 МВт для системы электродвижения строящегося ледокола.
Данное оборудование является отечественным инновационным продуктом, который не уступает мировым аналогам по эксплуатационным и массогабаритным характеристикам. При проектировании к оборудованию были предъявлены самые высокие требования по надежности, перегрузочным способностям и минимизации текущих эксплуатационных расходов на весь срок его работы. К разработке были подключены значительные конструкторские силы концерна "Русэлпром". Высокие характеристики позволят обеспечить надёжное функционирование ледокола проекта 22220 в условиях разной ледовой обстановки.
"Созданное нами оборудование для системы электродвижения строящегося ледокола нового поколения стало очередным этапом развития линейки оборудования, разработанной концерном "Русэлпром" для судостроительной отрасли в рамках государственной программы "Развитие судостроения на 2013-2030 гг.", – говорит Максим Свиридов, директор дирекции по судовой электромеханике "ТД "Русэлпром".
Стоит отметить, что продукция "Русэлпрома" уже сегодня успешно заменяет дорогостоящие электродвигатели ведущих мировых брендов в самых разных агрегатах. Это объясняется существенной экономией, как на этапе закупки, так и на протяжении всего жизненного цикла оборудования.
Опыт, полученный при конструировании электрических машин для "Арктики", в дальнейшем позволит комплектовать другие строящиеся корабли и суда отечественным оборудованием, не прибегая к услугам зарубежных поставщиков. Тем более, что проект 22220 уже поставлен на поток.
|
Ледокол типа ЛК-60Я проект 22220 / "Русэлпром" |
Технические характеристики ледокола "Арктика" (ЛК-60Я) проекта 22220:
- длина - 173,3 метра,
- ширина - 34 метра,
- осадка по конструктивной ватерлинии - 10,5 метра,
- минимальная рабочая осадка - 8,55 метра,
- водоизмещение - 33,54 тыс. тонн,
- минимальная рабочая осадка - 8,55 метра,
- водоизмещение - 33,54 тысячи тонн.