Участники дискуссий об освоении Арктики ставят много вопросов, но дают мало ответов.
В последние недели прошел целый ряд международных и всероссийских конференций, на которых под самыми разными углами рассматривалась тема освоения Арктики. Ученые, чиновники и представители бизнеса обсуждали перспективы добычи нефти на шельфе, геополитическое соперничество в приполярном регионе, идеи масштабного использования Северного морского пути. Судя по высказанным мнениям, роль Арктики в ближайшие годы станет ключевой для экономики страны. И, конечно, развитию отечественного судостроения и судоходства в этих планах отводится немаловажное место.
В последние недели прошел целый ряд международных и всероссийских конференций, на которых под самыми разными углами рассматривалась тема освоения Арктики. Ученые, чиновники и представители бизнеса обсуждали перспективы добычи нефти на шельфе, геополитическое соперничество в приполярном регионе, идеи масштабного использования Северного морского пути. Судя по высказанным мнениям, роль Арктики в ближайшие годы станет ключевой для экономики страны. И, конечно, развитию отечественного судостроения и судоходства в этих планах отводится немаловажное место.
«Наилучшие условия в мире»
Середина сентября ознаменовалась проведением традиционной Международной выставки и конференции по освоению ресурсов нефти и газа Российской Арктики и континентального шельфа стран СНГ RAO/CIS Offshore. В Петербург съехались представители 230 компаний из 17 стран – «Газпром», «Роснефть», «Лукойл», «Севмаш», Крыловский государственный научный центр, Statoil, FMC Technologies, SOCAR и многие другие известные компании. Участие в мероприятии приняли академик РАН, председатель Научного Совета РАН по геологии и разработке нефтяных, газовых и угольных месторождений Алексей Конторович, заместитель министра энергетики Российской Федерации Кирилл Молодцов, заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Денис Храмов, член правления ПАО «Газпром» Всеволод Черепанов, вице-президент ПАО «Лукойл» Илья Мандрик, президент АО «Объединенная судостроительная корпорация» Алексей Рахманов, президент «Статойл» в России Торгейр Кюдланд, президент SOCAR Ровнаг Ибрагим оглы Абдуллаев, вице-президент DNV GL AS Нильс Андреас Масви. Об этом мероприятии уже рассказывалось на нашем сайте, поэтому здесь достаточно коротко упомянуть самые интересные моменты.
RAO/CIS Offshore 2015 / "RAO/CIS Offshore 2015" |
Прямо в ходе пленарного заседания открылась дискуссия на тему «Роль морских нефтегазовых ресурсов Арктики в обеспечении глобальной энергетической безопасности в 21-м веке». Замминистра энергетики Кирилл Молодцов сразу взял быка за рога, заявив: «На сегодняшний день в России существуют наилучшие условия в мире для осуществления геологоразведки новых месторождений и добычи сырья. Безусловно, данная работа связана с высокими репутационными рисками, высоким уровнем затрат, но государство дает небывалые налоговые преференции всем, кто хочет осуществлять разработку новых провинций. Это – основной стимул развития отрасли». Далее последовали впечатляющие цифры: в арктической зоне России сосредоточено 60 процентов всех углеводородов страны. Причем наиболее перспективной является разработка шельфовых месторождений — в Арктике за предстоящие 20 лет добычу планируется нарастить до 33 млн тонн в год. Для поощрения деятельности нефтегазовых компаний в этом регионе правительство в прошлом году ввело налоговый маневр, снизив целевую ставку за пользование недрами в арктической зоне до 5 процентов.
Правда, есть нюанс — рентабельной добыча углеводородов в Арктике станет, если стоимость нефти WTI будет в коридоре от 52 до 81 доллара за баррель, в среднем 63 доллара. Напомним, что сейчас котировки WTI держатся в районе 48 долларов за баррель. В таких условиях крупные компании снижают инвестиционную активность и, прямо говоря, несут убытки. Есть понимание, что без разработки шельфовых запасов уже сейчас будущее может оказаться под большим вопросом, но для этого нужно как-то снизить издержки. Это общемировой тренд, но российские добывающие компании сейчас оказались еще и в санкционных тисках — широкое окно импортных возможностей превратилось в маленькую форточку. Приходится делать ставку на разработку и производство отечественного оборудования. По данным Минэнерго, проблемы в этой сфере уже начинают ощущаться — наметился дефицит плавучих буровых установок. Кроме того, прежде чем приступать к масштабной добыче ресурсов, нужно провести подробные геологоразведочные работы. Для этого желательно иметь дополнительный флот.
Оригинальные методы решения этой проблемы прозвучали уже на самой конференции. На одном из круглых столов заместитель генерального директора «Атомфлота» по развитию Станислав Головинский высказал идею превратить в дрейфующие научные станции по изучению Арктики выведенные из эксплуатации атомные ледоколы.
— Мы предлагаем такой вариант: у нас есть атомные ледоколы, выведенные из эксплуатации. На них сохранены хорошие бытовые условия. Такие суда можно использовать в неатомном варианте, даже гребной винт не нужен, — заявил заместитель главы «Атомфлота» и тут же пояснил, как он видит это на практике. Ледокол уводят на буксире к Чукотке, а оттуда он в течение всего сезона дрейфует к Новой Земле. Ученые на его борту все это время ведут свои исследования.
Ледоколы напрокат?
Другие аспекты арктической темы рассмотрели на Международном экспертном совете по сотрудничеству в Арктике, который состоялся в рамках Международной выставки и конференции по гражданскому судостроению, судоходству, деятельности портов и освоению океана и шельфа «Нева-2015». Создан совет был два года назад при поддержке Общественной палаты и МИД, Фонда Горчакова, а также Русского географического общества. В минувшем сентябре его участники собрались вместе в третий раз. Здесь было поменьше бизнес-гигантов, но в целом представительский уровень был достаточно высок. Спикерами стали президент Транспортного союза Северо-Запада, советник губернатора Санкт-Петербурга Владимир Ходырев, руководитель независимого исследовательского центра World Stability Observatory Луис Фрага (Испания), депутат Государственной Думы РФ, президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ Григорий Ледков, представитель Международной морской организации ООН Михаил Гаппоев и другие.
Заседание Международного экспертного совета по сотрудничеству в Арктике в рамках выставки "Нева-2015" / Корабел.ру |
Красной нитью, пронизывающей все выступления делегатов, были обострившиеся геополитические проблемы в арктическом регионе. Российская активность на этом поле, по мнению выступавших, явно раздражает наших соседей, в особенности их силовые и правительственные структуры. Западный бизнес, исходя из прагматических интересов, возможно, и хотел бы наладить стабильное сотрудничество с нами. Об этом свидетельствуют договоры, подписанные с американской компанией ExxonMobil, французской Total, британской BP, итальянской Eni, считает выступивший с докладом ведущий научный сотрудник Центра Северной Европы Института Европы РАН Валерий Журавель. Нам, в свою очередь, выгодно привлекать к освоению месторождений компании, у которых есть необходимые технологии глубоководного бурения в Арктике. Однако санкции, введенные в последние полтора года, грозят подорвать уже наладившееся сотрудничество, сведя его к минимальному уровню.
Тем не менее, даже в таком контексте Россия готова налаживать конструктивное взаимодействие с другими игроками, используя свои преимущества.
— Сегодня мы существуем и выстраиваем свои отношения в условиях санкций. Тем не менее есть ряд отраслей, в которых продолжается наше двустороннее и многостороннее общение. В частности, это космические полеты. Соединенные Штаты пользуются услугами в том числе российских ракет-носителей, — начал издалека модератор заседания, директор Центра стратегических оценок и прогнозов Сергей Гриняев. — На что я хотел бы обратить внимание. Российская Федерация — фактически единственная страна, которая имеет масштабный ледокольный флот, насчитывающий порядка 30 судов ледового класса. Шесть из них — атомные ледоколы, способные выполнять задачи в условиях тяжелой ледовой обстановки. Нарастить подобный флот в любой другой арктической стране потребует значительных финансов и времени. Что мешает нашим зарубежным коллегам обсуждать с Российской Федерацией вопросы совместного использования ледокольного флота так же, как сейчас используется Международная космическая станция, как используются российские ракеты, в интересах совместного исследования Арктики?
Сергей Гриняев на заседании Международного экспертного совета по сотрудничеству в Арктике / Корабел.ру |
Интересно мнение о крене в азиатскую сторону состава активных участников освоения Арктики Дмитрия Медведева (нет, не того!), эксперта Центра стратегических оценок и прогнозов, ассистента факультета национальной безопасности РАНХиГС при президенте РФ. Он считает, что нынешняя ситуация в Арктике подтверждает тезис о наступающем в мире «веке Азии». Этот регион все чаще оказывается в поле зрения Индии, Китая, Сингапура, Южной Кореи и Японии. Китайская госкомпания COSCO Group ведет коммерческие рейсы по Севморпути, другие корпорации из КНР присматриваются к проекту Сахалин-3 и изучают возможность совместной с «Роснефтью» разработки участков в Баренцевом море. Причем китайцы способны производить необходимые для этого платформы и буровые установки, что позволит минимизировать потери от западных санкций. Южная Корея ждет заказов от российских компаний на строительство метановозов ледового класса. Daewoo Shipbuilding and Marine Engineering (DSME) уже штампует газовозы ледового класса ARC-7 на 170 тыс. кубометров груза — к 2016 году их должно быть готово 10 штук. Часть из них строится по заказу «Совкомфлота».
На трех стульях сразу
Наконец, на минувшей неделе о проблемах освоения арктического шельфа и трудностях импортозамещения говорили на V Петербургском международном газовом форуме. Мероприятие это проходило с большим размахом — 1500 делегатов из 27 стран; губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, приветствующий участников; глава «Газпрома» Алексей Миллер, выступающий с докладом. О том, какие предложения по судостроению в рамках форума сделал управляющий партнер компании «Российские технологии судостроения» Дамир Хайров, «Корабел» уже писал. Но помимо этого на круглом столе, посвященном шельфовым разработкам, прозвучали еще некоторые соображения по вопросу локализации производства и влияния санкций.
Корабел.ру |
— Пока, к сожалению, мы не можем сформировать действительно эффективной долгосрочной стратегии крупнейших российских государственных компаний, — считает Михаил Бурмистров, генеральный директор INFOLine-Аналитика. — Есть целый ряд ограничений, которые препятствуют реализации шельфовых проектов. Уровень зависимости от импортного оборудования, который был обозначен в ряде наших шельфовых проектов, высок. И мы видим у компаний подход, связанный с желанием переждать ситуацию. Поэтому нет реализации масштабных долгосрочных программ импортозамещения даже в части их формулирования в привязке к крупнейшим месторождениям. Между тем нужно понимать, что санкции в ближайшие два-три года не отменят. Мне кажется, что это очень серьезная проблема — мы, получается, не готовы говорить, что в долгосрочной перспективе будем ориентироваться на собственные ноу-хау, разработки, интеллектуальную собственность. Настроения такие — давайте подождем, ситуация наладится, санкции ослабнут.
Как образно заметил Бурмистров, Россия в ситуации с освоением арктического шельфа пытается усидеть сразу на трех стульях. Во-первых, заявляет о необходимости программы импортозамещения. Это часть общей стратегии по противодействию санкциям, которую проводит власть. Во-вторых, настойчиво рекомендует отечественным компаниям включаться в долгосрочные проекты на шельфе даже в условиях неопределенности. В-третьих, пытается привлечь к этому зарубежные компании. Бурмистров считает, что в данном случае сначала нужно расставить приоритеты и подготовить конкретные планы.
— Фактически мы до сих пор толком не можем ответить: какие проекты при тех или иных текущих параметрах являются более приоритетными, а какие менее? Какие проекты должны привлекать международное финансирование, схемы с партнерами из стран Азии, а какие мы будем реализовывать самостоятельно? — говорит он. — Эти вопросы достаточно просты, но без ответа на них мы будем топтаться на месте.
Если окидывать взглядом все прошедшие в сентябре-октябре заседания по Арктике, можно заметить, что вопросов ставится много. По крайней мере, хорошо, что они возникают, формулируются и озвучиваются. С ответами все сложнее — их дается меньше, да и касаются они только локальных моментов. Впереди еще одно масштабное мероприятие, теперь уже целиком посвященное исключительно Арктике — Федеральный Арктический Форум «Дни Арктики в Москве», который пройдет с 19 по 21 ноября. В программе уже заявлено прибытие более 2 тыс. человек, включая весомый зарубежный десант. Еще пару недель спустя арктическую тему обсудят на ежегодном Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее», который состоится в начале декабря в Санкт-Петербурге. Там организаторы по опыту прошлых лет ожидают увидеть не менее тысячи делегатов. Остается надеяться, что качество дискуссии на предстоящих мероприятиях будет соответствовать количеству участников.