Российский профессиональный союз моряков говорит о том, что судам под иностранным флагом запретят перевозить грузы по Северному морскому пути на внутренних рейсах – с такой инициативой выступил Минтранс РФ. Ведомство предлагает распространить понятие каботажа на Северный морской путь и тем самым заставить работающих в Арктике судовладельцев отказаться от флагов офшорных государств. Это созвучно требованию Российского профсоюза моряков (РПСМ): защитить национальный морской рынок труда и сохранить рабочие места российских моряков, в особенности на судах, занятых на работах по разведке, добыче и транспортировке углеводородов. Не исключено, что новая инициатива Минтранса – результат работы РПСМ
– РПСМ добивается от органов государственной власти изменения действующего российского законодательства и установления такого порядка использования иностранного флота в офшорном секторе, чтобы иностранный судовладелец обязательно регистрировал свои суда в Российском международном реестре судов или, по крайней мере, нанимал не менее 80% российских граждан в состав экипажа на борту судна, – говорит председатель РПСМ Юрий Сухоруков.
Проблемы, вызванные переводом морских судов из-под национальной юрисдикции, не новы, и в первую очередь увеличивают зависимость национальной экономики от импорта морских транспортных услуг – российские внешнеторговые грузы перевозят суда под флагами иностранных государств, и именно в их бюджеты уходят налоги и другие поступления от этих перевозок. Другая не менее важная проблема – потеря рабочих мест для российских моряков, вынужденных искать работу на судах под иностранными флагами, где они зачастую остаются без правовой и социальной защиты.
Чтобы сделать регистрацию под флагом России более привлекательной, для судов, зарегистрированных в Российском международном реестре, создан режим, позволяющий обеспечить конкурентоспособность российского флота по отношению к судам под иностранными флагами. Здесь нужно учитывать, что деятельность морского флота полностью либерализована, и если в отношении других видов транспорта у государства есть возможность защищать национального перевозчика, то на морском транспорте в качестве рыночного регулятора выступает в первую очередь уровень фрахтовой ставки. Поэтому Минтранс выступил с инициативой по совершенствованию законодательства в части использования судов под российским флагом для перевозок при разработке арктических шельфовых месторождений. Исходя из необходимости полного использования возможностей по защите интересов национальных морских перевозчиков, предоставляемых международным морским правом, и с учетом зарубежного опыта в ведомстве уже подготовили соответствующий законопроект.
– Во всех странах, занимающихся разведкой и добычей полезных ископаемых, их транспортировкой, правительства поддерживают своих моряков и на законодательном уровне не допускают участия в такого рода работах ни иностранных судовладельцев, ни иностранных моряков в составе экипажей судов. Что мешает нам сделать подобное в России? У нас давно создан и существует Российский международный реестр судов. Хотят иностранцы работать на Арктическом шельфе и вообще на континентальном шельфе РФ? Пожалуйста – регистрируйтесь в Российском международном реестре и работайте под российским флагом, – говорит Юрий Сухоруков. – Мы не предлагаем ничего нового. Приоритетное участие в перевозках добываемых полезных ископаемых должно быть за российскими судовладельцами и российскими моряками.
Сегодня в стране на всех уровнях ведется серьезная работа по импортозамещению товаров, но куда меньше внимания уделяется вопросу создания условий для импортозамещения услуг, в частности, в морском секторе. По экспертным оценкам, в России импорт морских транспортных услуг (фрахт за перевозку российских внешнеторговых грузов на судах под иностранным флагом) составляет 12 - 15 миллиардов долларов в год.
– Применительно к нашей сфере деятельности важнейшим условием "импортозамещения" все же является создание новых рабочих мест для российских моряков при осуществлении морских перевозок на континентальном шельфе Российской Федерации, включая Арктическую зону, – говорит Юрий Сухоруков
При этом для развития флота в правильном направлении не требуются государственные инвестиции, вопрос лишь в совершенствовании законодательной базы, устранении избыточных, дополнительных и дублирующих функций национального законодательства, а также административных барьеров.
Проблемы, вызванные переводом морских судов из-под национальной юрисдикции, не новы, и в первую очередь увеличивают зависимость национальной экономики от импорта морских транспортных услуг – российские внешнеторговые грузы перевозят суда под флагами иностранных государств, и именно в их бюджеты уходят налоги и другие поступления от этих перевозок. Другая не менее важная проблема – потеря рабочих мест для российских моряков, вынужденных искать работу на судах под иностранными флагами, где они зачастую остаются без правовой и социальной защиты.
Чтобы сделать регистрацию под флагом России более привлекательной, для судов, зарегистрированных в Российском международном реестре, создан режим, позволяющий обеспечить конкурентоспособность российского флота по отношению к судам под иностранными флагами. Здесь нужно учитывать, что деятельность морского флота полностью либерализована, и если в отношении других видов транспорта у государства есть возможность защищать национального перевозчика, то на морском транспорте в качестве рыночного регулятора выступает в первую очередь уровень фрахтовой ставки. Поэтому Минтранс выступил с инициативой по совершенствованию законодательства в части использования судов под российским флагом для перевозок при разработке арктических шельфовых месторождений. Исходя из необходимости полного использования возможностей по защите интересов национальных морских перевозчиков, предоставляемых международным морским правом, и с учетом зарубежного опыта в ведомстве уже подготовили соответствующий законопроект.
– Во всех странах, занимающихся разведкой и добычей полезных ископаемых, их транспортировкой, правительства поддерживают своих моряков и на законодательном уровне не допускают участия в такого рода работах ни иностранных судовладельцев, ни иностранных моряков в составе экипажей судов. Что мешает нам сделать подобное в России? У нас давно создан и существует Российский международный реестр судов. Хотят иностранцы работать на Арктическом шельфе и вообще на континентальном шельфе РФ? Пожалуйста – регистрируйтесь в Российском международном реестре и работайте под российским флагом, – говорит Юрий Сухоруков. – Мы не предлагаем ничего нового. Приоритетное участие в перевозках добываемых полезных ископаемых должно быть за российскими судовладельцами и российскими моряками.
Сегодня в стране на всех уровнях ведется серьезная работа по импортозамещению товаров, но куда меньше внимания уделяется вопросу создания условий для импортозамещения услуг, в частности, в морском секторе. По экспертным оценкам, в России импорт морских транспортных услуг (фрахт за перевозку российских внешнеторговых грузов на судах под иностранным флагом) составляет 12 - 15 миллиардов долларов в год.
– Применительно к нашей сфере деятельности важнейшим условием "импортозамещения" все же является создание новых рабочих мест для российских моряков при осуществлении морских перевозок на континентальном шельфе Российской Федерации, включая Арктическую зону, – говорит Юрий Сухоруков
При этом для развития флота в правильном направлении не требуются государственные инвестиции, вопрос лишь в совершенствовании законодательной базы, устранении избыточных, дополнительных и дублирующих функций национального законодательства, а также административных барьеров.