Строительство ЛСП "Северный полюс" началось с торжественной церемонии резки металла. Участниками события были генеральный директор "Адмиралтейских верфей" Александр Бузаков, заместитель руководителя Росгидромета Наталия Радькова, директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров.
Церемония резки металла для строительства ЛСП "Северный полюс" проекта 00903 / Фото: "Адмиралтейские верфи" |
Однако самой закладки судна еще не было. По крайней мере о церемонии речи не идет. Пока судостроительная общественность ожидает новостей, давайте поближе познакомимся с "Северным полюсом" с разных углов и ракурсов.
О проекте ЛСП
Проект подобной платформы действительно уникальный, но вряд ли назовешь его архисложным. Все-таки российские корабелы имеют опыт в строительстве НИСов с современными лабораториями на борту. Поэтому, наверняка, при создании и реализации проекта будет использовать накопленный опыт в строительстве такого флота. Единственное, масштаб построенных судов и строящейся платформы разнятся.
Адмиралтейцы уже окрестили его "уникальным по своему назначению судном". Процитируем официальный пресс-релиз от пресс-службы "Адмиралтейских верфей: "Фактически это полярная станция с функционалом научно-исследовательского центра, которая будет в течение двух лет без захода в порт дрейфовать в акватории Северного Ледовитого океана".
О его уникальности рассказал и глава Росгидромета в интервью нашему изданию: "Такого еще никто никогда не строил. Ведь раньше в лучшем случае вмораживали ледокол в лед и работали на нем, пока он стоит или дрейфует. А это первая платформа, которая не будет вмерзать. Ее корпус сконструирован так, что лед фактически будет его вытеснять".
По словам Яковенко, ЛСП "Северный полюс" будет одним из ключевых проектов в Арктике: "Когда мы (Росгидромет - прим. ред.) его объявили, наши зарубежные коллеги сначала скептически к нему относились. А сейчас уже есть серьезные запросы от иностранцев по поводу их включения в работу этого судна. Мы это приветствуем, поскольку проект предполагался масштабным и серьезным. У нас в одном только Росгидромете в нем будет задействовано около 12 научных институтов, плюс подключается несколько институтов Российской академии наук и другие крупные организации".
Ледостойкая самодвижущаяся платформа "Северный полюс" предназначена для осуществления круглогодичных комплексных научных исследований в высоких широтах Северного Ледовитого океана и должна совершать длительный дрейф продолжительностью не менее одного года вместе с окружающим ее ледяным массивом. ЛСП представляет собой самоходное водоизмещающее стальное судно с ледовым классом Arc5. При этом прочность корпуса по бортам и днищу соответствует классу Arc 8, что позволять выдерживать сжатия многолетних льдов.
На создание платформы выделено 6,96 млрд рублей из бюджета страны. В части разработки технического проекта, приемо-сдаточной и эксплуатационной документации проектантом выступает нижегородское КБ "Вымпел". РКД для изготовления корпуса разрабатывается инженерным центром "Адмиралтейских верфей".
Основные характеристики проекта 00903:
Длина наибольшая | 83,1 м | |
Длина по КВЛ | 76,7 м | |
Ширина наибольшая | 22,5 м | |
Ширина по КВЛ | 21,8 м | |
Высота борта на миделе | 11,4 м | |
Осадка по КВЛ | 8,6 м | |
Водоизмещение | 10 373 т | |
Коэффициент общей полноты | 0,626 | |
Коэффициент полноты площади мидель-шпангоута | 0,889 | |
Коэффициент полноты КВЛ | 0,927 | |
Скорость хода на тихой глубокой воде | 10 узлов | |
Мощность ЭУ | 4200 кВт | |
Экипаж | 14 | |
Научный персонал | 34 | |
Автономность по провизии | 365 | |
Автономность по топливу | 730 | |
Срок службы | 25 лет |
Платформа проектируется и строится на класс Российского морского регистра судоходства КМ Arc5 (1) AUT1-C HELIDECK-F Special purpose ship.
Район плавания ЛСП – неограниченный, но эксплуатация предусмотрена именно в Северном Ледовитом океане и на всем протяжении Северного морского пути.
Строительство "Северного полюса" реализуется в рамках государственной программы по социально-экономическому развитию Арктической зоны России и в том числе направлено на закрепление российского присутствия в Арктике и позиций России как мирового лидера полярной науки.
Рассказ о проекте ЛСП завершим, пожалуй, тем, что платформа будет оборудована вертолетной взлетно-посадочной площадкой для приема вертолета Ми-8 и Ми-38 без постоянного базирования.
Откуда корни
Разработка проекта ЛСП "Северный полюс" проходила в тесном сотрудничестве Росгидромета, КБ "Вымпел" и Арктического и антарктического научно-исследовательского института. К последнему мы обратились за помощью с подготовкой материала, потому что ААНИИ играло и продолжает играть далеко не последнюю роль в реализации платформы.
История, участие, ситуация на сегодняшний день - рассказывает ААНИИ
В 2017 году правительством Российской Федерации было принято решение о строительстве нового типа научно-исследовательского судна – ледостойкой самодвижущейся платформы "Северный полюс". Она должна заменить дрейфующие научно-исследовательские станции "Северный полюс", базировавшиеся на дрейфующих льдинах центральных массивов Северного Ледовитого океана с 1937 по 2015 год. Основная цель создания ЛСП – повышение эффективности научных исследований за счет расширения исследовательских программ, применения более современного оборудования, улучшения условий работы и жизни полярников.
Для разработки исходных технических требований к проекту ЛСП был проанализирован уникальный опыт ААНИИ по организации, проведению и результатам исследований всех станций "Северный полюс" за всю историю их существования (всего 41 станция с 1937 по 2015 гг.). В результате этого анализа, по мнению специалистов института, был найден оптимальный вариант плавучего инженерного сооружения для долговременного базирования научно-исследовательских обсерваторий, который имеет максимальную эффективность при минимальной строительной и эксплуатационной стоимости.
В апреле 2018 года Росгидромет и "Адмиралтейские верфи" подписали контракт на проектирование и строительство ЛСП "Северный полюс" проекта 00903. Строительство платформы начато в декабре 2018 года, а первый научный рейс платформы планируется в 2021 году.
Пропульсивный комплекс платформы состоит из винторулевой колонки и водометного азимутального движителя в носу, выполняющего роль подруливающего устройства. В случае необходимости ЛСП сможет самостоятельно переходить к новой точке начала дрейфа по чистой воде или в сравнительно легких ледовых условиях.
В общей сложности продолжительность дрейфа ЛСП по запасам топлива может составлять до двух лет при пополнении запасов провизии. Предполагается, что персонал на платформе будет работать вахтовым методом. На борту предусмотрено комфортное размещение 54 человек, из них 34 научных сотрудника, 14 членов экипажа и 6 вертолетчиков.
Роль Арктического и антарктического научно-исследовательского института Росгидромета в проекте
Со стороны института для КБ "Вымпел" была выполнена большая комплексная работа по оценке ледовых качеств платформы. Была выполнена оценка ледовых условий во время переходов и на этапе дрейфа ЛСП под руководством заведующего отделом ледовых качеств судов Владимира Лихоманова проведены модельные испытания в ледовом бассейне ААНИИ для определения ледового сопротивления платформы, выполнены расчеты ледовых нагрузок на корпус ЛСП при движении по трассе СМП и в условиях сжатий во время дрейфа. Кроме того, в ледовом бассейне института были проведены эксперименты по оценке параметров остойчивости ЛСП в условиях сжатий во время дрейфа при непосредственном участии ведущего научного сотрудника отдела ледовых качеств судов (ОЛКС) Алексея Чернова, младшего научного сотрудника ОЛКС Ивана Свистунова и других специалистов.
Так, для отработки оптимальной формы корпуса платформы в ледовом бассейне ААНИИ в августе-сентябре 2018 года по обширной программе проводились ледовые и мореходные испытания модели платформы. Их целью являлось определение сопротивления чистой воды на различных скоростях движения, определение ледопроходимости в сплошном льду, канале и битом льду. По результатам проведенных испытаний ледопроходимость, то есть толщина сплошного ровного льда, преодолеваемого непрерывным ходом со скоростью 2 узла при полной мощности ВРК и подруливающего устройства, составит передним ходом 59 см, задним ходом – 51 см.
"Строительство ЛСП позволит открыть новую страницу в исследованиях российской Арктики и в международном сотрудничестве по изучению северных широт. Такая плавучая обсерватория позволит охватывать большую часть арктического бассейна и своевременно получать достоверные научные данные о природных процессах в северных полярных районах Земли", – говорит директор ААНИИ Александр Макаров.
Дополнительно проводился новый тип испытаний – экспериментальное определение параметров остойчивости ЛСП при сжатиях во льдах. Ледяное поле надвигалось на модель, и измерялись усилия, действующие на корпус и ВРК со стороны льда, а также ускорения и углы наклона платформы, которые возникают при взаимодействии со льдом. По результатам испытаний был сделан вывод, что остойчивость ЛСП в условиях сжатий обеспечена при всех вариантах загрузки.
Институт являлся инициатором этого проекта, обосновывал его необходимость, определял основные требования к платформе. Вся разработка проекта, а в дальнейшем и постройка, происходят под наблюдением специалистов ААНИИ – в институте сформирована специальная группа, которая рассматривает и согласовывает всю разработанную проектно-конструкторскую документацию. Большой вклад в реализацию проекта внесли научный руководитель института Иван Фролов, начальник Высокоширотной арктической экспедиции Владимир Соколов и другие сотрудники института.
Программа научных исследований платформы
ЛСП представляет собой целый научный комплекс для проведения различных видов исследований и наблюдений. На борту платформы будут размещены 15 научных лабораторий, которые охватывают весь комплекс изучения природной среды Арктики.
Все лаборатории будут оснащены встроенным современным оборудованием. Для проведения работ на льду предусмотрен мобильный полевой ледовый лагерь, а также различная транспортная техника.
Установленное на ЛСП научное оборудование позволит выполнять различные виды научных работ и наблюдений, которые можно разделить на две группы:
- задачи, выполняемые на переходах ЛСП к месту дрейфа и обратно, а также при нахождении платформы в дрейфе на чистой воде и в малосплоченном льду;
- задачи, выполняемые при дрейфе платформы во льдах (с помощью приборов и комплексов, размещаемых на борту) и на прилегающем ледяном покрове с использованием ледового лагеря.
Наряду с традиционным комплексом исследований создание ледостойкой самодвижущейся платформы позволит расширить спектр исследований и наблюдений в области:
- ионосферных наблюдений;
- геологических исследований – на основе пробоотборного комплекса для использования поршневых грунтовых труб и драг, мокрых и аналитических лабораторий, кернохранилища проводить расширенный комплекс геологических исследований осадочного слоя малоизученных труднодоступных районов Арктического бассейна;
- химических и экологических исследований – на основе аналитических комплексов, позволяющих выполнять высокоточный анализ содержания загрязняющих веществ, взвесей, газов, абиотических загрязнителей содержащихся в пробах воды, воздуха, льда, донных осадках;
- исследований ледовых нагрузок и механики разрушения льда – не проводившиеся ранее исследования механики деформаций и разрушения морского льда с целью совершенствования методов расчета локальных и глобальных ледовых нагрузок на суда и другие инженерные сооружения;
- акустической томографии Арктического бассейна – слежение (мониторинг) за состоянием гидрофизических полей Северного Ледовитого океана;
- исследование пограничного слоя и свободной атмосферы в центральной Арктике – на основе усвоения данных о структуре пограничного слоя и свободной атмосферы, полученных с помощью аэростатных и самолетных (беспилотники) измерительных систем, совершенствование метода регионального долгосрочного и краткосрочного прогноза погоды;
- магнитных и гравитационных исследований – проведение наблюдений для уточнения магнитных и гравитационных полей (карт) в высокоширотной Арктике на основе современных магнитных и гравитационных регистрирующих комплексов и др.
- и многих других видов исследований.
Что с "Северным полюсом" сегодня
Адмиралтейцы уже приступили к строительству ледостойкой самодвижущейся платформы "Северный полюс". Мы решили обратиться к заводу-строителю за актуальной информацией о реализации уникального проекта.
Сейчас на "Адмиралтейских верфях" идет сборка закладной секции. По сведениям пресс-службы предприятия, закладка платформы запланирована на весну 2019 года.
На сегодняшний день ЛСП "Северный полюс" действительно не имеет аналогов в мире. Однако ее уникальные особенности связаны с конструкцией, а не с технологиями строительства. Поэтому "Адмиратлейским верфям" не потребовалась закупка уникального оборудования, хоть модернизация и техническое перевооружение завода идет постоянно: возводятся новые объекты, закупается новое оборудование и установки, внедряются инновационные технологии, которые позволяют оптимизировать логистику предприятия, уменьшить накладные расходы, сократить сроки постройки, а также улучшить условия труда на предприятии.
Известно, что для строительства платформы будет использоваться редкая марка стали повышенной прочности, специально предназначенная для судов ледового класса. Отметим, что поставщиком стали выступает российская компания.
"Адмиралтейские верфи" реализуют проект, находясь в постоянном контакте с ААНИИ, потому что, как уже отмечалось, подобное судно строится впервые и при отсутствии прототипов, на которые можно ориентироваться, просто необходимо объединение усилий всех заинтересованных сторон – и проектантов, и строителей, и ученых. Специалисты института разработали техническое задание на платформу, участвовали в проектировании. В ледовом бассейне ААНИИ проходили испытания модели платформы. На заводе постоянно присутствует группа наблюдения от ААНИИ, которую назначил Росгидромет для оперативного решения возникающих вопросов.
Почему все же выбраны "Адмиралтейски верфи"? У предприятия богатый опыт строительства ледоколов, грузовых, вспомогательных и научно-исследовательских судов повышенных ледовых классов. Многие из них, подобно платформе "Северный полюс", не имели аналогов на момент постройки и стали знаковыми для развития не только отечественного, но и мирового судостроения. Достаточно вспомнить знаменитый ледокол "Ленин", первое в мире судно, на котором атомная энергия была использована в мирных целях. В этом году исполняется 60 лет с тех пор, как "Адмиралтейские верфи" передали его в эксплуатацию. В 1967 году был спущен на воду "Петр Пахтусов", первый в мире ледокол в гидрографическом исполнении. 40 лет назад заводчане построили для ААНИИ "Отто Шмидт", на тот момент единственный в мире научно-исследовательский ледокол. Настоящим событием в современной истории научно-исследовательских судов стал флагманский корабль научно-экспедиционного флота "Академик Трешников", построенный в 2012 году для Росгидромета.
На календаре февраль - последний месяц зимы. Исходя из информации, которую нам предоставили основные участники реализации проекта, основные события, связанные с "Северным полюсом", будут проходить весной 2019 года. По контракту, ЛСП проекта 00903 будет передана Росгидромету в 2020 году. К работе судно приступит в 2021-м.
Поэтому предлагаем дождаться самой прекрасной поры в году, потому что за растаявшим льдом и снегом придет долгожданное тепло, но уже вместе с новыми вестями о строительстве платформы.
Материалы по теме:
Автоматизация Севера — Росгидромет накануне большого обновления (интервью с главой Росгидромета)
СПГ, ледоколы, Севморпуть... Как выполнить задачу президента? (о планах довести грузооборот по СМП до 80 млн тонн в год)
Головная боль буксировщиков на Севморпути: ни судов, ни условий (интервью с капитаном буксира "Арго")
Севморпуть — как снабжают наши военные базы? (о деятельности компании "Оборонлогистика")
Пальмы и песок Суэц пусть оставляет себе, а частью грузов с СМП придется поделиться (о первом опыте контейнерной перевозки по Севморпути компании Maersk)
Китай рвется в Арктику. Надо пользоваться! (осотрудничестве с Пекином в использовании Севморпути)
Вывоз ресурсов по Севморпути вырастет в 10 раз. А может быть, в 17? (о прогнозах Министерства природных ресурсов по объемам грузооборота Северного морского пути на 2030 год)
"Дирижеры" Севера (о круглом столе по развитию Севморпути в ходе форума "Арктика: настоящее и будущее" 2017 года)
Нужны ледоколы, опорные зоны и полномочия для "Росатома" (о форуме "Арктика: настоящее и будущее" 2017 года)
Конец полярной ночи? (о форуме "Арктика: настоящее и будущее" 2016 года)
Севморпуть: не ждать у моря погоды (о проблемах логистики Северного морского пути)
Тонкая белая линия (о планах по созданию Национальной арктической транспортной линии)
|
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |
|
В Белгородской области на 2025 год запланировали приобретение трех земснарядов 20:53 , 02 Декабря 2024 / события |
Обновлены правила нахождения иностранных судов в российских водах 20:30 , 02 Декабря 2024 / судоходство |
"Транснефть" увеличит емкость резервуарного парка в Козьмино на 150 тыс. тонн 19:58 , 02 Декабря 2024 / порты |
Теплоход пошел ко дну Большой Невки, проводится ликвидация нефтеразлива 19:30 , 02 Декабря 2024 / аварийность и чп |
В Татарском проливе идет спасательная операция с потерявшим ход рыболовным судном 19:02 , 02 Декабря 2024 / аварийность и чп |
На заводе "Янтарь" реализован новый проект по подготовке кадров 18:57 , 02 Декабря 2024 / пресс-релизы |