Архангельский речной порт — один из крупнейших портов региона. Основан, как пристань города 11 февраля 1920 года.
С причалов речного порта в Жаровихе уходят грузы в разные уголки Крайнего Севера и стран Европы. Свыше четырёх млн тонн грузов переваливает предприятие ежегодно. В НАО уходят стройматериалы и техника, в Мезень топливо и уголь, в портопункты Байдарацкой губы оборудование, в глубоководный порт Сабетта спецтехника и строительные блок-модули для нефтегазодобывающей отрасли, в страны Европы лес и металлолом.
"Пригородка"
И все же, обывателям порт больше знаком по тем речным трамвайчикам, которые каждую весну весело разбивают гладь Северной Двины. Проходит ледоход и на реку, сверкая свежевыкрашенными бортами, выходят теплоходы. Те, кто хоть раз теплым летним днем катался на речном пароходике, согласится - самый красивый вид на Архангельск с реки! "Пригородка" - так ласково прозвали архангелогородцы районное пассажирское управление речного порта. Это подразделение отвечает за перевозку пассажиров по Двине.
За 95 лет будто ничего и не изменилось. Лишь деревянные причалы Пригородки остались на черно-белых фотографиях, исчез с набережной деревянный вокзал. Но теплоходы, как и прежде везут пассажиров на Кего, Хабарку, Бревенник, Пинегу.
"Сегодня на пассажирских теплоходах трудятся те, кто по-настоящему верен своей профессии, - говорит Руслан Епишев, начальник Пассажирского районного управления. - Работать на реке и не любить своё дело - невозможно. Все мое детство прошло среди капитанов теплоходов. Мама работала матросом-кассиром в 70-х годах прошлого века — так что программу детсада я проходил на теплоходе. "Вот вырастишь, - шутили капитаны, - и придёшь нам на смену".
После армии я выучился на моториста, в 1994 году начал работу на теплоход "Енисей". Через шесть лет стал капитаном. А затем возглавил пассажирское районное управление.
На пассажирских судах сегодня работают два десятка капитанов и сменных капитанов. Это люди, которые состоялись в своей профессии. На них можно положится и доверить судно с пассажирами.
В нашем коллективе есть девушка-капитан. Первое время и капитаны, и пассажиры к такому феномену привыкнуть не могли. Но Александра Хохлова доказала, что она настоящий капитан. На теплоходах есть перспективные мотористы. Сегодня 6 человек претендуют на должность капитана. Правда, впереди у них не простой путь. Сначала полугодовая учеба, а затем стажировка в течение двух лет. Но я очень надеюсь, что из них вырастут настоящие профессионалы. Пассажирское речное сообщение в Архангельске по-прежнему востребовано. Каждую навигацию наши теплоходы перевозят с островов и обратно свыше одного млн пассажиров. Есть для чего готовить кадры. А для пассажиров будем строить новый речной вокзал. Сейчас ведутся проектные работы. Это будет современное здание отвечающее всем требованиям безопасности, с удобным залом ожидания и сопутствующими помещениями, да и персоналу работать станет удобнее и комфортнее, на втором этаже разместятся служебные кабинеты".
ЦГР "Жаровиха"
Летняя пассажирская навигация на Северной Двине откроется не раньше мая, а пока в центральном грузовом районе (ЦГР) порта кипит работа. Здесь независимо от времени года шумят портальные краны, ведется обработка судов. ЦГР "Жаровиха" построен в 1960-х годах. Он развивался и рос вместе с Архангельском. В советские годы район дал городу свыше 15 млн тонн песка, благодаря которому построен Привокзальный район, округ Майская горка, округ Варавино-Фактория. Сегодня грузовой район "Жаровиха" это порт от причалов которого уходят грузы далеко на Север. Как и раньше земснаряды речников добывают песок для дорожных и строительных предприятий региона.
"Речной порт - предприятие уникальное, - рассказывает Андрей Разговоров, генеральный директор Архречпорта. - Оно сочетает в себе совершенно разные направления работы. Речной порт перевозит пассажиров и грузы по реке. Осуществляет погрузку и разгрузку судов. Добывает песок. Виды работ принципиально отличаются, но настолько взаимосвязаны между собой, что образуют единый большой организм. На предприятии нет мелочей, важно все от винтика, до конкретного человека. Сегодня у нас нет текучки кадров, а значит удалось создать предприятие, в которое верит коллектив.
Мы сохранили жизненно важные направления работы, такие, как пассажирское сообщение, речные грузоперевозки. Но в тоже время развиваем востребованные временем виды работ: наращиваем добычу песка, увеличиваем грузопоток, развиваем экспортно-импортное направление. Порт вошёл в перечень пунктов пропуска через госграницу. Теперь к нашим причалам смогут приходить суда под иностранным флагом. Мы полагаем, что это направление даст ещё один толчок к развитию порта.
Наше предприятие работало в самые тяжелые годы Великой Отечественной войны. Сегодня мирное время, и несмотря на экономическую нестабильность, мы обязаны идти вперед, совершенствоваться. На предприятии большой коллектив и это огромная ответственность. 95 лет - хорошая дата, чтобы оценить накопившийся опыт и развиваться дальше. Когда я ходил в загранплавание, еще будучи матросом, а затем и капитаном, всегда прислушивался к опытным морякам. Их советы выручали в трудную минуту. И сегодня с большим уважением отношусь к ветеранам речной отрасли, которые своим трудом создавали Архангельский речной порт, которые трудятся на предприятии и сегодня. Их опыт и знания бесценны. Отрадно, что на предприятие приходят молодые люди, которые верят в свою профессию, хотят учиться и прислушиваются к наставникам. В юбилейную дату хотелось бы пожелать всему коллективу Архангельского речного порта много интересной работы, дальнейшего развития, реализации задуманных планов и осуществления важных для всего предприятия проектов. А семьям наши речников стабильности, благополучия и здоровья".
Татьяна Третьякова