|
Арктический морской институт имени В. И. Воронина / Корабел.ру |
Арктический морской институт имени В.И. Воронина - кузница морских кадров с более чем двухвековой историей. Учебное заведение ведет свою историю с 23 марта 1781 года, с момента выхода Указа императрицы Екатерины II об открытии мореходной школы в Холмогорах.
Подготовка кадров в Арктическом морском институте им. В.И. Воронина осуществляется в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (СПО) и Международной Конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты. В настоящее время институт ведет подготовку по двум специальностям очного и заочного обучения: "Судовождение" и "Эксплуатация судовых энергетических установок" и предлагает широкий спектр программ ДПО. Среди первоочередных задач развития института - возвращение высшего морского образования, в том числе с использованием и дистанционных технологий обучения.
Сегодня в Арктическом морском институте имени В.И.Воронина учатся 546 курсантов на очном и 225 на заочном отделении. Учебный процесс, методическую и воспитательную работу в институте осуществляют более 100 высококвалифицированных преподавателей и сотрудников.
Для организации плавательной практики институт сотрудничает с судоходными компаниями, среди них "Северное морское пароходство", "Северное речное пароходство", "Белфрахт", "Архангельский морской торговый порт", "Росморпорт", "Северное УГМС", "Мурманское морское пароходство" и другие.
- Что влечет юношей и девушек в мореходку?
Сергей Барышников: - На этот вопрос есть несколько ответов. Первый - значительная часть курсантов из морских династий: у кого-то здесь учился прадед, дед или отец, у кого-то брат. Практически все семьи курсантов института, так или иначе, были связаны с флотом. Второй - экономика претерпевает серьезные изменения как в регионе, так и в стране в целом, моряки всегда востребованы и на военном, и на гражданском флоте. Выпускники нашего института уверены в будущем!
|
Ректор Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, профессор Сергей Олегович Барышников / Корабел.ру |
На сегодняшний день нехватка квалифицированных кадров в море и на реке примерно 10-12%. Родители курсантов понимают, что после окончания обучения выпускники будут востребованы и не окажутся в числе безработных. Во время учебы на третьем и четвертом курсе лучших из них отбирают судоходные компании, а после получения образования приглашают к себе на работу. За многие годы выпускники института востребованы как на судах, так и на берегу.
|
Директор Арктического морского института Елена Альбертовна Смягликова. / Корабел.ру |
Елена Смягликова: - И, конечно, молодых людей влечет и романтика. Когда мы слышим слово "моряк", то первое, о чем мы думаем, - это интересные походы в море. Раньше это была одна из немногих возможностей побывать в других странах, увидеть что-то новое. Сейчас романтики стало меньше, молодежь стала более прагматичной.
Мы уже несколько лет отмечаем возрождение интереса к морским специальностям. Многие абитуриенты, приходя в институт, задают вопрос: " Где я потом буду работать и сколько получать?" Эти вопросы радуют, потому что человек выбирает профессию сознательно, а не так, как раньше - сейчас я выучусь, а потом посмотрим, или родители решат, где я буду работать. То есть, наша молодежь стала раньше взрослеть и более серьезно подходить к выбору профессию. Отмечу, что большинство курсантов привлекает то, что они гарантированно будут трудоустроены с хорошей зарплатой. Какие бы ни были трудные годы, моряки по сравнению с другими категориями граждан всегда жили хорошо, и востребованность в них была большая.
|
Арктический морской институт имени В. И. Воронина / Корабел.ру |
- Выходят ли на вас судоходные компании по поводу приема на работу ваших выпускников?
С.Б.: - Регулярно с третьего курса мы устраиваем встречи с представителями компаний, которые рассказывают о себе. Они смотрят списки обучающихся и начинают работу с курсантами, чтобы потом привлечь их к себе на работу. Мало того, с некоторыми курсантами они заключают договор и начинают доплачивать им стипендию, привлекают их к себе на практику.
|
Группа кадетов Архангельского морского кадетского корпуса на экскурсии в музее морского института / Корабел.ру |
- Перспективы развития Арктического морского института имени В.И. Воронина.
С.Б.: - Государство стало проводить более твердую позицию соблюдения государственных стандартов при обучении, и именно поэтому были созданы вертикально-интегрированные образовательные комплексы, к которым в качестве филиалов присоединились такие учебные заведения как АМИ. Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова прикладывает все усилия для развития филиала в Архангельске.
|
Арктический морской институт имени В. И. Воронина / Корабел.ру |
В данный момент мы активно внедряем применение дистанционных технологий обучения, благодаря которым можно, например, компенсировать нехватку преподавателя в Архангельске. Вместе с тем, в АМИ есть опытные преподаватели, капитаны, которые могли бы помочь головной организации в Санкт-Петербурге.
Благодаря дистанционному обучению мы можем экономить расходы по тренажерной подготовке. ГУМРФ – одно из немногих учебных заведений в России, где осуществляется обучение (подготовка и переподготовка) специалистов морской транспортной сферы по программам с помощью веб-технологий.
|
Арктический морской институт имени В.И. Воронина / Корабел.ру |
- Насколько востребованы выпускники?
С.Б.: - На Международном форуме «Арктические проекты — сегодня и завтра» в Архангельске обсуждалось строительство глубоководного порта, что повлечет за собой привлечение специалистов гражданского флота. При осуществлении таких проектов в несколько раз вырастет количество рейсов, прибытие судов как в город Архангельск, так и в другие города России и мира. Уверен, что работой будущие моряки будут обеспечены.
|
Арктический морской институт имени В. И. Воронина / Корабел.ру |
- Где ученики мореходки проходят практику и вырабатывают ценз для получения дипломов? Охотно ли их берут судовладельцы?
С.Б.: - Вопросу плавательной практики мы уделяем большое внимание. И ГУМРФ, и АМИ выдают диплом об образовании, а морские администрации портов - рабочий диплом на основании отчетов о плавпрактиках. Во время учебы судоводители, а теперь и судомеханики, должны 12 месяцев находиться в море, вырабатывая свои профессиональные умения и навыки, причем на определенных судах, и это крайне важно.
В ГУМРФ заключен 41 договор с различными компаниями. Это перспективно, когда компания присматривается к курсантам, а затем сама обязуется взять их на практику. Еще пример: после второго курса обучения ребята проходят практику и на учебном парусном судне "Мир". Но невозможно провести все наши филиалы через парусник, направляем лучших курсантов. Так, весной текущего года шесть обучающихся АМИ в числе 199 курсантов-практикантов бороздили просторы Атлантического океана. Через два месяца они получили свой первый морской документ - "Свидетельство вахтенного матроса" или "Свидетельство вахтенного моториста".
Есть проблема – устройство на плавательную практику несовершеннолетних курсантов. Многие компании и организации не хотят брать их на практику. Вопрос с их практикой решится со строительством нового учебного грузового судна с увеличенной надстройкой машинного отделения и аудитории для учебных занятий. Судно для прохождения первоначальной практики спроектировано и в скором времени будет построено.
- Я слышал, что набор 2016 года в АМИ превзошел все ожидания. Так ли это?
Е.С.: - Впервые за многие годы в институте была проведена достойная приемная компания. Конкурс аттестатов составил два человека на место, и средний балл документа об образовании в этом году у абитуриентов достаточно высокий. Мы выбрали лучших. Ребята пришли к нам по двум направлениям - судоводители и судомеханики. Более того, и на заочное отделение впервые за многие годы был большой конкурс. Заполнены все бюджетные места и заключены договоры на внебюджетное очное и заочное обучение.
В 2016 году в АМИ на первый курс очного обучения зачислены 230 курсантов и 50 обучающихся на заочное отделение. География обучающихся - Архангельская область (основная часть курсантов), Московская, Ленинградская, Вологодская, Мурманская, Костромская, Белгородская, Воронежская, Челябинская области, Республика КОМИ, Дагестан, Карелия, Краснодарский и Ставропольский край, а также зарубежные страны - Республика Беларусь, Латвия и Украина.
Отмечу активность курсантов-первокурсников, они обладают самыми разнообразными навыками и способностями. Многие серьезно занимаются спортом и физической культурой - есть обладатели первого взрослого разряда по биатлону, второго взрослого разряда по хоккею, достижения в настольном теннисе, дзюдо и других видах спорта. Кроме этого, ребята проявляют себя и в творчестве - играют на музыкальных инструментах, занимаются вокалом.
С.Б.: - Хочу прокомментировать, дополнить слова директора - "впервые за многие годы".
Елена Альбертовна приступила к выполнению своих обязанностей в должности директора Арктического морского института меньше года назад, в декабре 2015 года. Она грамотно подобрала «свою команду», назначила ответственных лиц по направлениям деятельности, выстроила информационную политику, и это сыграло свою роль во время приемной кампании. Была четко организована работа сайта института, где постоянно обновляются новости, есть необходимая информация для будущих абитуриентов и их родителей.
В настоящее время в стране отмечается рост интереса к среднему профессиональному образованию. Раньше люди стремились получать высшее образование - получу диплом, а дальше видно будет. Теперь все иначе. В результате и средний балл аттестата поступающих стал выше, конкурс два человека на место. В этом году возросло число поступающих из других регионов России.
|
Арктический морской институт / Корабел.ру |
-Обновляется ли учебная база?
Е.С.: - Данному вопросу мы уделяем первоочередное значение. Благодаря Агентству морского и речного транспорта Российской Федерации и ректору ГУМРФ Сергею Олеговичу Барышникову постепенно обновляется материально-техническая база института, это необходимо для учебы курсантов, качественной подготовки и переподготовки специалистов морской отрасли.
Практические навыки должны отрабатываться на специальных тренажерах. В нашем институте есть Региональный центр дополнительного профессионального образования, где проходит повышение квалификации, подготовка и переподготовка различных специалистов судоходных компаний Арктического региона.
Обновление тренажерной базы будет завершено в январе следующего года. Благодаря дополнительным финансовым вложениям из внебюджетных средств института мы модернизировали два учебных компьютерных класса. Проведены косметические и ремонтные работы в институте, косметический ремонт в кубриках курсантов и общежитии, завершаем работу на спортивной площадке на территории института. В планах на 2017 год - ремонт тира и актового зала.
|
Арктический морской институт имени В. И. Воронина / Корабел.ру |
- Как курсанты владеют английским языком и как его учат?
С.Б.: - Английский язык обязательно входит в учебную программу, его знание для моряка крайне необходимо, потому что под каким бы флагом ты ни работал, общение с иностранцами неизбежно.
|
Арктический морской институт имени В.И. Воронина / Корабел.ру |
- Сергей Олегович и Елена Альбертовна, спасибо за интервью и успехов Вам в столь нужном деле!