Попытки установить точное место гибели корабля предпринимались неоднократно. Но только сейчас с помощью глубоководного «
Марлина» неподалеку от Севастополя удалось идентифицировать судно. Минный заградитель «Прут» лежит на стометровой глубине.
Под толстым слоем ила сохранились сломанные в результате артобстрела противника мачты и металлические надстройки самого большого на тот момент на Черноморском флоте корабля для минирования.
На рассвете 29 октября 1914 года, в первый день боевых действий в Черном море, возвращаясь из Ялты в Севастополь, «Прут» неожиданно столкнулся с немецким линейным крейсером «Гебен». Он превосходил старый черноморский корабль по всем параметрам. В неравной схватке экипаж «Прута» боролся до последнего. Когда корабль загорелся, его командир приказал поднять парадный Андреевский флаг и открыть кингстоны. На борту находился большой запас боеприпасов новейшего образца, которые не должны были достаться противнику.
Чтобы дать возможность экипажу из почти 300 человек уйти, командир замедлил ход корабля. Большинству удалось спастись. Подвиг экипажа и корабельного священника, уступившего место в спасательной шлюпке матросу, в своей книге описал настоятель Свято-Никольского храма-памятника в Севастополе.
Вместе с отцом Антонием на борту в судовом лазарете остались 26 матросов, еще двое офицеров должны были подорвать днище корабля так, чтобы не сдетонировали сотни тонн боеприпасов, иначе не спасся бы никто. «Прут» пошел ко дну непобежденным, как «Варяг». На этом месте в открытом море отслужили молебен и возложили венки.
Несмотря на штормовой ветер, с помощью телеуправляемого аппарата к корпусу, лежащему на стометровой глубине, участники экспедиции прикрепили табличку в память о подвиге севастопольского «Варяга».
После тщательного исследования корабля, пролежавшего на дне 102 года, все найденные экспонаты передадут в музей Черноморского флота. А яхтенные регаты в честь подвига моряков-черноморцев станут еще одной морской традицией.
Напомним, что телеуправляемый необитаемый аппарат «Марлин-350» разработан и серийно производится компанией «Тетис Про». ТНПА легкого класса «Марлин-350» предназначен для проведения допоиска подводных объектов и выполнения подводно-технических, поисковых и осмотровых работ в прибрежных или внутренних водах на глубинах до 350 метров. Аппараты данного класса активно используются в поисковых операциях, для охраны водных районов, осмотра трубопроводов и кабельных линий, подледных работах, научных исследованиях, на нефтяных и газовых промыслах. Кроме того, аппарат может применяться для установки гидротехнических маркеров и подъема предметов, захваченных манипулятором.
В 2015 году «Марлин» был принят на снабжение Вооруженных Сил РФ. До конца 2017 года 12 аппаратов будут переданы ВМФ России.
По материалам Первого канала