Курс на импортозамещение помогает российским компаниям в полной мере развернуть свои возможности и освоить необходимые компетенции, выпуск современного оборудования, техники, судов. Не остается в стороне и Концерн "НПО "Аврора". Известное на рынке предприятие заключает новые контракты и сотрудничает с Furuno.
Встреча с заместителем генерального директора – директором по развитию, экспорту и сервису НПО "Аврора" Игорем Бондаренко состоялась на 16-ой Международной выставке и конференции "НЕВА 2021", где Концерн представил свои разработки в готовом виде.
|
Заместитель генерального директора – директор по развитию, экспорту и сервису НПО "Аврора" Игорь Бондаренко / Фото: Корабел.ру |
– Что сегодня НПО "Аврора" готово предложить гражданскому судостроению?
– Гражданскому судостроению мы можем предложить практически весь спектр оборудования. Готовы помочь с укомплектованием и "рыбаков", и сухогрузов, танкеров, газовозов, других судов.
Недавно подписали контракт со Средне-Невским судостроительным заводом на поставку наших изделий для пассажирского судна проекта А45-90.2 "Аврора" обеспечит этот проект комплектом радионавигационного оборудования, пультами, джойстиковой системой управления движением, интегрированной системой управления техническими средствами (ИСУ ТС). Для нас и Корпорации морского приборостроения (КМП) это серьезный контракт.
|
Проект пассажирского судна А45-90.2 / Фото: Корабел.ру |
Активно и давно работаем по ледокольной тематике, в том числе по атомным ледоколам проекта 22220 и дизель-электрическим ледоколам проекта 21900М, 21900М2.
Взаимодействуем с Дальневосточным центром судостроения и судоремонта (ДЦСС). Между КМП и ДЦСС подписано соглашение. Мы ездили на Дальний Восток, проводили переговоры.
На ту линейку судов, которая сейчас начинает строиться и планируется к строительству в ближайшей перспективе на ДЦСС, нами сформированы предложения по поставке изделий производства "Авроры" и предприятий, входящих в КМП.
– Внесет ли свой вклад "Аврора" в строительство атомного ледокола "Лидер"?
– Будем поставлять весь комплекс систем автоматизации, который традиционно поставляли на атомные ледоколы. Остается вопрос, связанный с интегрированной мостиковой системой. Планируем принять участие в тендере в следующем году. Надеюсь, мы сможем сформировать предложения, полностью удовлетворяющие требования заказчика.
|
Мостиковая система НПО "Аврора" / Фото: Корабел.ру |
______________________________________________________________________
Информационная справка о мостиковой системе:
Интегрированная мостиковая система включает в себя все необходимые устройства, начиная от управления движением судна, заканчивая управлением техническими средствами. Оборудование для мостиковой системы произведено предприятиями, входящими в АО "Концерн "НПО "Аврора" или локализовано. В "начинку" в том числе входит и отечественная система динамического позиционирования, разработанная и произведенная полностью НПО "Аврора".
______________________________________________________________________
– Правильно ли я понимаю, что политическая ситуация и общий курс на импортозамещение стали неким стимулом для НПО "Аврора"?
– Руководством Концерна достаточно давно было принято решение развиваться в гражданском направлении. Мы понимали, что рано или поздно объемы военных заказов будут постепенно снижаться, поэтому, когда пришли санкции, были готовы проявить себя.
– Руководство компании предвидело санкции?
– Нет. Но "проблемы" с рядом зарубежных партнеров в части судостроения открыли окно возможностей, которым стоило воспользоваться. Одновременно с этим нами накоплен определенный опыт и есть понимание условий рынка гражданского судостроения.
– Позволит ли импортозамещение в перспективе полностью отказаться от зарубежного партнерства?
– Мы – реалисты. Когда мы говорим про импортозамещение, мы не говорим о том, чтобы сразу отказаться от всего импортного. Есть изделия, которые целиком и полностью возможно заменить и достаточно быстро. Есть те, на замену которых потребуются годы, а есть изделия, которые никогда не заменить. Оборудование, разработка и производство которого обойдется дороже прямой закупки, по моему мнению, нет смысла замещать.
|
Мостиковая система НПО "Аврора" / Фото: Корабел.ру |
– Расскажите про взаимодействие НПО "Аврора" с Furuno.
– Представители Furuno самостоятельно около полутора года назад вышли на нас и предложили сотрудничество, включая возможность локализации производства изделий. Это можно назвать логическим развитием событий, ведь сейчас ряд иностранных компаний задумывается над тем, как сохранить свое представительство на российском рынке. Далее мы подписали с Furuno соглашение и работаем в рамках этого документа.
Радиолокационная станция, которую вы можете наблюдать на нашем стенде, – первый совместный продукт с долей импортозамещения до 50%
– Какие возникали вопросы, когда вы оговаривали соглашение с Furuno?
– Основной вопрос касался локализации производства на территории "Авроры". Порой слово "локализация" пугает участников проекта. На самом же деле сотрудничество не подразумевает одномоментную передачу чертежей и разработок.
Можно локализовать продукцию полностью или только на уровне мелкоузловой сборки. По Furuno – крупноузловая сборка с элементами наших изделий. Обслуживание локализованного оборудования мы берем на себя.
|
Пример локализованной продукции / Фото: Корабел.ру |
– В 2020 году в СМИ появилась информация, что Севастопольский государственный университет (СевГУ) совместно с концернами "Аврора" и "Океанприбор" создадут в Севастополе автономную некоммерческую организацию (АНО) "Институт морского приборостроения и робототехники". На каком этапе находитесь?
– В октябре прошлого года на "Морской неделе России" при участии "Авроры", "Океанприбора", "СевГУ", "Корабелки" было подписано соглашение. В декабре 2020г. его зарегистрировали. Позже к Институту присоединился Концерн "Электроприбор".
Основное направление деятельности АНО – научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области морского приборостроения и робототехники. Также организация способствует формированию и расширению внутрироссийского и международного сотрудничества в сфере морского приборостроения и робототехники.
– Какие сейчас НПО "Аврора" ведет перспективные научные исследования?
– Все, что представлено на стенде, было выполнено в рамках Программы деятельности. На это выделяется каждый год определенное финансирование, что позволяет инициативно заниматься разработкой изделий для перспективных проектов.
|
Электронная картографическая навигационно-информационная система "Антарес" / Фото: Корабел.ру |
– Рассматриваете ли взаимодействие с рыбаками?
– Безусловно, мы заинтересованы в сотрудничестве с рыбаками. Учитывая наше соглашение с Furuno, думаю, мы сможем сформировать интересные предложения для потенциальных заказчиков.
– Как с сопровождением оборудования обстоят дела?
– Мы традиционно уделяем вопросам сопровождения оборудования большое внимание. В 2008 году было принято решение о создании на "Авроре" центра сервисного обслуживания. На сегодняшний день наши обособленные подразделения есть в Северодвинске, Мурманской области, Калининграде, Севастополе, Камчатке, Владивостоке. Также у нас два совместных предприятия в Индии и Вьетнаме. Для потенциальных партнеров хочу сказать, что опыт оказания услуг в части сервисного, гарантийного обслуживания у нас достаточно большой.
– Как вы решаете вопрос с кадровым составом? Какого уровня приходят молодые специалисты, есть ли им куда расти?
– По направлению, за которое отвечаю (экспорт, сервис, гражданская морская техника), со специалистами проблем нет. Я ориентируюсь на омоложение кадров, и, кстати, наше подразделение одно из самых молодых в "Авроре".
Как правило, отбор кадров проходит уже во время практики. Начиная с 3-го, 4-го курса студенты приходят на практику в "Аврору". Мы присматриваемся к ним, они к нам. И если в целом все складывается, их и нас все удовлетворяет, на 5-м курсе, когда студенты выходят на преддипломную практику, мы имеем возможность брать их на работу на полставки.
Работать в "Авроре" престижно, есть возможность профессионального роста.
– Несколько заключительных слов...
– Так как основной темой нашего интервью стало импортозамещение и локализация, то ещё раз скажу, что не стоит бояться данного процесса. Учитывая складывающуюся ситуацию в мире, считаю, что у нас есть уникальная возможность выйти на рынок гражданского судостроения.