Южный фрахт Обзор грузоперевозок в южных регионах от экспертов из компании "Глогос проект" |
Август, как и прогнозировали эксперты, оказался непростым для судовладельцев. Первая половина месяца в Иране и Турции – основных импортерах российских зерновых на Черном море и Каспии – была посвящена подготовке и празднованию Курбан-байрама, что фактически выключило рынок этих стран на две недели. Помимо этого, оживлению экспортной деловой активности мешали высокие закупочные цены на внутреннем рынке. Российское зерно нового урожая оказалось высокого качества при несколько меньшей, чем прогнозировалось, урожайности (в целом по стране по данным Минсельхоза 30,8 ц/га, по сравнению с 31,3 ц/га в 2018 году). В начале августа производители Южного, Северо-Кавказского и Центрального федеральных округов не торопились сбывать его по заниженным ценам, рассчитывая получить максимально выгодные условия для продажи.
Азово-Черноморский бассейн
Отсутствие достаточного предложения по загрузке, опустило ставки фрахта в Азовском регионе к середине августа, в самый разгар зернового сезона до майских значений, чего не наблюдалась много лет подряд. Из Ростова на Мармару с пшеницей на базисе 3000 тонн суда уходили в среднем по 17 долларов за тонну (-$11 к ставке фрахта за аналогичную позицию в 2018 году).
Страхуясь от простоя во время празднования Курбан-байрама, судовладельцы в первую половину месяца отдавали предпочтение дальним рейсам, полагая лучше выйти в море по более низкой ставке, нежели терять время в портах Ирана и Турции. Ближе к концу августа на ожиданиях оживления рынка они сменили тактику и вернулись к короткому плечу. Найти теплоход под дальний рейс на последней неделе месяца было проблематично, и фрахтователям приходилось переплачивать за отправку грузов в Адриатику и Средиземное море. В конце августа на базисах 3000 тонн Ростов-Ливан и Ростов-Адриатика ставка фиксировалась на величине $31 за тонну, что все равно было на $4-6 ниже аналогичных показателей 2018 года. К сожалению судовладельцев, их ожидания на улучшение ситуации не оправдались. Низкие ставки на фрахт сохранились и к началу сентября. Надежда на их рост становится все призрачней. Из-за малого предложения груза часть судовладельцев переориентировали свои суда класса "река-море" на работу из черноморских портов, оказав сдерживающее влияние на рост ставок фрахта в этом регионе.
Черноморский регион
Ситуация в Черноморском регионе демонстрировала стабильность практически весь месяц, сохраняя стоимость фрахта на партию в 10 тыс тонн в порты Центрального Средиземноморья из Новороссийска и Туапсе на уровне $23, а из Одессы и Черноморска на уровне $25 за тонну. В выигрыше оказались владельцы судов более крупного тоннажа – во второй половине августа фрахт на партию в 25 тыс тонн подрос на $1-2 на этих направлениях. Несмотря на довольно активные отгрузки пшеницы из украинских портов в начале сезона, терминалы ею переполнены. Сильная конкуренция на мировом рынке делает внешний спрос на украинское зерно слабым при значительном его предложении.
Из-за низких показателей сбора нового урожая в приволжских степях фрахтовый рынок под зерновые с Волги и Дона также пребывал в стагнации. К концу месяца ставки фрахта с реки на базисе 3000 тонн из района Самара / Саратов снизились на $2-5, зафиксировав значение на уровне $42/36 в иранские порты и $40/31 в турецкую Мармару.
Каспийский регион и транзит
В сложившихся условиях для судовладельцев особенно возросла значимость транзита из Черного моря на Каспий и обратно. Этому благоприятствовало большое количество генерального груза (оборудования и т.п.) для Каспия в портах Средиземного и Черного морей, а также сохранившийся на высоком уровне транзитный поток удобрений из Туркменистана в обратную сторону.
Каспийский регион демонстрировал двунаправленные тенденции. С одной стороны фрахтовый рынок Каспия поддержал общий тренд на снижение ставок на фоне мусульманских праздников, вялой уборочной кампании в Поволжье и сложностей в расчетах с иранскими партнерами из-за наложенных на эту страну санкций. С другой стороны проблем с наличием груза в астраханском регионе нет. Росту ставок мешает скопившийся спотовый тоннаж, и многое зависит от того, как быстро к активности вернутся иранские импортеры.
Прогноз
По опыту предшествующих лет пик высокого сезона для зерновых в Азово-Черноморском регионе уже пройден и ставки фрахта в ближайший месяц вряд ли повысятся более чем на $2-3, поставив тем самым своеобразных антирекорд последних лет. Сложившуюся ситуацию не изменило снижение экспортных цен на пшеницу, наметившееся во второй половине августа. Общее "минорное" состояние рынка фрахтовых услуг будет усилено понижающим давлением на ставки сезонным ухудшением погоды осенью в районе Азово-Донского морского канала. Усиливающиеся сгонные (северные, северо-восточные и восточные) ветра будут выдувать воду в Азовское море, понижая уровень Таганрогского залива и делая невозможным прохождение Канала судами в полном грузу. Они же будут виновниками частых штормов в регионе и, соответственно, простоя судов на рейдах в ожидании улучшения погоды, что также придется учитывать при фрахте.
В Каспийском регионе существенное влияние на рынок в сторону понижения окажет закрытие в начале сентября на профилактику крупнейшего завода по производству азотных удобрений в Туркменистане. Объем транзита из Каспия будет сильно ограничен в течение как минимум месяца. Суда будут вынуждены подниматься в балласте вверх по речке для погрузки зерна в сторону Черного моря.
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |