Судьба яхты "Ангара", согласно легендам на которой побывал даже сам Адольф Гитлер, решена - ее утилизация уже началась. Сегодня в нашем материале вы узнаете о судьбе легендарной яхты.
23 ноября 1937 года на гамбургской судоверфи "Штулькен-Зон" была заложена яхта, получившая имя "Hela", в честь Хельской косы, отделяющей часть Гданьской бухты от Балтийского моря. Само наименование ранее уже использовалось, так был назван тральщика времен Первой мировой войны М135.
Её длина составляла 99,6 м, ширина верхней палубы – 13,74 м, осадка – 3,8 м. Два дизеля суммарной мощностью 4720 л.с. позволяли развивать скорость до 16 узлов.
В октябре 1940 года яхта была передана Кригсмарине, где ее основным предназначением стало управление подводными силами германского флота, которыми командовал гросс-адмирал Карл Дениц. Именно в то время по легендам на ее борту побывал сам Гитлер и прочие высокие гости. Но подтверждений этому нет.
На борту "Hela" имелось и вооружение, в составе одного 105 мм орудия, 37 мм пулемета и 20 мм сдвоенного зенитного автоматом. Внутри яхты находились просторные рабочие кабинеты для штабных работников, прекрасно отделанные кубрики и каюты для экипажа численностью 108 человек. Судно было оснащено самым современным для того времени навигационным оборудованием и даже эхолотом, а особенностью было отсутствие штурвала.
После окончания Второй мировой войны немецкая яхта была передана СССР и 20 января 1946 года после разоружения с новым названием "Байкал" на корабле был поднят флаг ВМФ. Судно перевели в Севастополь.
В 1960 году яхту переименовали в "Ангару" и сменилась предназначение - она стала кораблем управления Черноморского флота. Иногда ее использовали в качестве разъездной яхты главнокомандующего ВМФ на Черном море. На ее борт поднимались маршал Василевский, Ворошилов, адмирал флота Советского Союза Горшков и многие другие известные военачальники того времени.
После проведенного в 1980 году капремонта, который быд выполнен в Греции на острове Сирос, яхта значительно преобразилась, особенно интерьер. В распоряжении гостей судна "Ангара" были двухкомнатные и трехкомнатные каюты со спальнями, ваннами и рабочими кабинетами. В каждой каюте были ковры и была обустроена сауна.
Кроме службы, корабль часто использовался как съемочная площадка для десятков художественных и документальных фильмов, в числе которых: "Нейтральные воды", "Семь криков в океане", "Увольнение на берег", "Два капитана".
После развала СССР яхта "Ангара" стояла у причала и в море не выходила. В 1994 году на борту вспыхнул пожар, что усугубило какие-либо перспективы на ремонт. В апреле 1996 года поступила директива штаба Черноморского флота, согласно которой корабль управления был расформирован. "Ангара" стала плавказармой ПКЗ-14.
В 2001 году "Ангара" была списана и передана на коммерческую реализацию. После этого информация о яхте теряется. В мае 2006 года агенством "Интерфакс" сообщило, что КБ "Черноморец" в Севастополе итальянская компания Elleci Trasporti srl сделала заказ на создание проекта переоборудования корабля управления в представительское судно с неограниченным районом плавания. Главным условием итальянцев было сохранение первоначального облика судна. Также в сообщении "Интерфакса" были приведены слова главного конструктора ЦКБ Виктора Прозорова: по предварительным данным, на проектирование уйдет около 30 месяцев.
В 2012 году с яхты была срезана вся надстройка и перевезена на территорию автостоянки возле Казачьей бухты, а сам корпус был поставлен в Южную бухту Севастополя, где и находился до октября 2019 года.
По состоянию на 21 ноября 2019 года - корпус "Ангары" перевели для утилизации на Инкерманском судоразделочном заводе.
Решение об утилизации вызвало реакцию жителей Севастополя. Кто-то считал, что нельзя такую реликцию отдавать на металл, а кто-то даже предлагал поднять её на берег и сделать нечто вроде ялтинской "Бригантины". В любом случае вариант сохранения требовал немалых денег. Да и если взять все мечты наших граждан, например сделать музей из ледокола "Арктика", БПК "Керчь" и многих других российских кораблей и судов, которые действительно достойны, то вариант с музеефикацией "Ангары" выглядит странно.
Почему же так произошло? Сложно ответить на этот вопрос. Собственник яхты не известен. долгое время она занимала место в Южной бухте Севастополя, а за это деньги идут. Так и получилось, что скорей всего владелец от нее отказался и единственным верным решение было убрать ее с глаз, утилизировать и забыть. Из двух вариантов - сгнить или быть утилизированной - второй вариант лучший.
Её длина составляла 99,6 м, ширина верхней палубы – 13,74 м, осадка – 3,8 м. Два дизеля суммарной мощностью 4720 л.с. позволяли развивать скорость до 16 узлов.
Яхта "Hela" во время службы в ВМС Германии / ВМС Германии |
В октябре 1940 года яхта была передана Кригсмарине, где ее основным предназначением стало управление подводными силами германского флота, которыми командовал гросс-адмирал Карл Дениц. Именно в то время по легендам на ее борту побывал сам Гитлер и прочие высокие гости. Но подтверждений этому нет.
На борту "Hela" имелось и вооружение, в составе одного 105 мм орудия, 37 мм пулемета и 20 мм сдвоенного зенитного автоматом. Внутри яхты находились просторные рабочие кабинеты для штабных работников, прекрасно отделанные кубрики и каюты для экипажа численностью 108 человек. Судно было оснащено самым современным для того времени навигационным оборудованием и даже эхолотом, а особенностью было отсутствие штурвала.
После окончания Второй мировой войны немецкая яхта была передана СССР и 20 января 1946 года после разоружения с новым названием "Байкал" на корабле был поднят флаг ВМФ. Судно перевели в Севастополь.
В 1960 году яхту переименовали в "Ангару" и сменилась предназначение - она стала кораблем управления Черноморского флота. Иногда ее использовали в качестве разъездной яхты главнокомандующего ВМФ на Черном море. На ее борт поднимались маршал Василевский, Ворошилов, адмирал флота Советского Союза Горшков и многие другие известные военачальники того времени.
"Ангара" / Черноморский флот ВМФ России |
После проведенного в 1980 году капремонта, который быд выполнен в Греции на острове Сирос, яхта значительно преобразилась, особенно интерьер. В распоряжении гостей судна "Ангара" были двухкомнатные и трехкомнатные каюты со спальнями, ваннами и рабочими кабинетами. В каждой каюте были ковры и была обустроена сауна.
Кроме службы, корабль часто использовался как съемочная площадка для десятков художественных и документальных фильмов, в числе которых: "Нейтральные воды", "Семь криков в океане", "Увольнение на берег", "Два капитана".
"Ангара" во время докования в начале 2000-х годов / Виталий Костриченко |
После развала СССР яхта "Ангара" стояла у причала и в море не выходила. В 1994 году на борту вспыхнул пожар, что усугубило какие-либо перспективы на ремонт. В апреле 1996 года поступила директива штаба Черноморского флота, согласно которой корабль управления был расформирован. "Ангара" стала плавказармой ПКЗ-14.
В 2001 году "Ангара" была списана и передана на коммерческую реализацию. После этого информация о яхте теряется. В мае 2006 года агенством "Интерфакс" сообщило, что КБ "Черноморец" в Севастополе итальянская компания Elleci Trasporti srl сделала заказ на создание проекта переоборудования корабля управления в представительское судно с неограниченным районом плавания. Главным условием итальянцев было сохранение первоначального облика судна. Также в сообщении "Интерфакса" были приведены слова главного конструктора ЦКБ Виктора Прозорова: по предварительным данным, на проектирование уйдет около 30 месяцев.
В 2012 году с яхты была срезана вся надстройка и перевезена на территорию автостоянки возле Казачьей бухты, а сам корпус был поставлен в Южную бухту Севастополя, где и находился до октября 2019 года.
Надстройка яхты в Казачьей бухте Севастополя / Корабел.ру |
По состоянию на 21 ноября 2019 года - корпус "Ангары" перевели для утилизации на Инкерманском судоразделочном заводе.
Решение об утилизации вызвало реакцию жителей Севастополя. Кто-то считал, что нельзя такую реликцию отдавать на металл, а кто-то даже предлагал поднять её на берег и сделать нечто вроде ялтинской "Бригантины". В любом случае вариант сохранения требовал немалых денег. Да и если взять все мечты наших граждан, например сделать музей из ледокола "Арктика", БПК "Керчь" и многих других российских кораблей и судов, которые действительно достойны, то вариант с музеефикацией "Ангары" выглядит странно.
"Ангара" на разделке / Евгений Глазунов |
Почему же так произошло? Сложно ответить на этот вопрос. Собственник яхты не известен. долгое время она занимала место в Южной бухте Севастополя, а за это деньги идут. Так и получилось, что скорей всего владелец от нее отказался и единственным верным решение было убрать ее с глаз, утилизировать и забыть. Из двух вариантов - сгнить или быть утилизированной - второй вариант лучший.