Маяки в первом своем предназначении уходят в прошлое. «Путеводными огнями» для судов теперь стали электронные системы навигации, GPS. Но маяки по-прежнему остались самыми романтическими из всех портовых сооружений. Им посвящают стихи, рисуют картины. На протяжении веков людей восхищала стойкость маяков в борьбе со стихией, поэтому этот образ перешел на логотипы или в названия многих компаний. А для моряков маяк по-прежнему тот, кто первый встречает, указывает верный путь и дарит надежду. Поэтому фигурка маяка зачастую становится спутником моряка в рейсах и имеет символическое значение.
Почти 10 лет московский художник Андрей Саврасов занимается созданием коллекции моделей маяков. Сейчас она насчитывает почти 1000 миниатюр российских и зарубежных маяков. Их высота колеблется от 10 до 70 см. Некоторые модели в точности повторяют характеристики оригинала, электрифицированы и имеют звуковые сигналы.
Нам удалось побеседовать с автором, который рассказал о своем необычном занятии, о любви к морю и дал несколько советов начинающим моделистам.
|
Модель маяка |
Андрей Владимирович, расскажите, с чего началось ваше увлечение маяками?
Могу сказать сразу, что ничего романтического в моей истории не было, и первым толчком стал простой коммерческий интерес. Изначально я занимался рисованием миниатюр на пасхальных яйцах. Основными сюжетами для этих работ были пейзажи, виды российских городов, православные храмы. В конце 80-х годов, когда в Россию пошел большой поток туристов из Европы и Америки, один заказчик попросил изготовить серию пасхальных яиц с изображениями маяков Великих озер. Работа была сделана, но покупатель за ней так и не пришёл. Тогда я выставил их на ярмарке в два раза дороже, чем изначально планировал. И продал, причем, все, в тот же день.
Позже выяснилось, почему был такой большой заказ и именно с такой тематикой. Дело в том, что в США, в городе Альпина, ежегодно, в сентябре месяце проходит фестиваль маяков на Великих озерах. Цель всего мероприятия — поддержание маяков в надлежащем состоянии. Деньги, вырученные за время проведения фестиваля, идут на ремонт и восстановление маяков. На празднике собирается множество людей: туристы, коллекционеры, любители маяков, естественно, для них создана вся инфраструктура. Желающих отвозят к маякам на стилизованных под XIX век парусниках или колесных пароходах начала XX века. Работают сувенирные ярмарки, кафе. Все очень празднично и смотрится довольно живописно.
Маяки в США не только самые высокие объекты в небольших городках, но и как правило, самые старые архитектурные сооружения. Каждый приезжий первым делом фотографируется у такого маяка, а затем старается приобрести его фигурку. Коллекционирование миниатюрных фигурок маяков за границей – очень популярная тема. Человек, приезжая в другую страну или штат, покупает фигурку или изображение местного маяка. Со временем по названиям маяков становится ясна география путешествий собирателя. Увлечение маяками, сообщества типа «Друзья маяков» есть не только в США, но и во всех странах Европы, которые имеют большую береговую линию.
Что касается отечественного сувенирного рынка, то на тот момент эта ниша была не занята, и я решил попробовать . Ощутил спрос. Постепенно стал заниматься только моделями маяков. Учитывая, что зрение к тому времени уже не позволяло мне заниматься миниатюрной росписью, новое увлечение быстро захватило меня целиком.
Коммерческим интересом все ограничивалось?
Я всегда серьезно отношусь к своей деятельности. Я читал обо всем, что мне приходилось рисовать.
И, работая с маяками, тоже начал интересоваться самим предметом. Продавая модельку конкретного маяка, я должен был рассказать его историю, знать, как он устроен и чем знаменит. Это оказалось очень увлекательным делом.
В процессе я, например, узнал, что существуют туристические бюро, которые специализируются только на поездках к маякам. Такие фирмы есть в Турции, Германии, Польше, Аргентине, США и т.д.
Многие маяки , выведенные из системы навигации, за границей продаются в частные руки. Это спасает их от вандализма и разрушения. Покупатель в ответ берет на себя обязательство восстановить и поддерживать сооружение в надлежащем состоянии. Масштаб возможных переделок также четко оговорен: можно разобрать дом смотрителя, переделать его или построить новый, но вносить изменения в конструкцию башни новый хозяин вмешиваться не имеет права.
Как правило, покупатель — это состоятельный человек, который любит море и с какой-то стороны чудак. Но с другой, некоторые из них делают на маяках неплохой бизнес. При маяке Бенкштер в Финляндии есть трехэтажная гостиница, а самым уединенным отелем Германии считается маяк Ротер Санд - «Красный песок». Он стоит в Северном море, в 30 милях от побережья. Когда-то это была последняя точка земли, которую наблюдали эмигранты, отплывающие в Новый Свет. Теперь это отель. Условия пребывания в нем спартанские: нет ни отопления, ни электричества, еду постояльцы готовят сами на газовой плите. Но, несмотря на это, номера в Ротер Санд бронируют за полгода вперед.
Некоторые устраивают в маяках частные морские музеи.
Расскажите немного о вашей коллекции?
В моей коллекции есть большие и малые миниатюры маяков, маяки – игрушки и ёлочные украшения к новогоднему празднику. Маяки –футляры, шкатулки, светильники, сувениры, подарки… Всего не перечислишь.
В результате многочисленных творческих экспериментов у моих изделий выработался оригинальный дизайн. Но я продолжаю совершенствовать свои маяки, нахожу новые конструктивные решения, пробую новые материалы и инструменты. Каждая новая вещь всегда лучше предыдущей. И процесс этот постоянный.
|
Андрей Саврасов и его коллекция маяков / Андрей Саврасов |
Какой ваш самый любимый маяк?
Самый любимый - Толбухин. В 2009 году у этого маяка финишировала парусная регата Volvo Ocean Race. Во время этого события я познакомился с моей будущей женой.
Ваши покупатели в основном туристы, или наши соотечественники?
Примерно 50 на 50. Есть и наши бывшие соотечественники, которые сейчас живут за рубежом. У многих из них морское прошлое военное или гражданское. Обращаются сотрудники дипломатических корпусов, иностранных компаний, которые работают в России. Есть и постоянные клиенты.
А бывает так, что приходят и говорят: «О, модельки маяков! Никогда раньше не видел в России такое!». У нас есть специализированные магазины морских сувениров. Но фигурки маяков там продаются или изготовленные на 3D-принтерах - очень дорогие и похожие на оригинал весьма условно, или сделанные из полистоуна нелепые китайские поделки. Полноценную модель маяка туристу найти очень сложно.
И, когда человек покупает модель, у него есть своя история, связанная с маяками. Некоторые рассказы трагичные, некоторые – романтические, трогательные. Но все очень интересные!
С музеями сотрудничаете?
Работаю над коллекцией моделей маяков Балтийского моря для Музея мирового океана. Модель маяка Токаревский у меня приобрёл Музей колоколов в городе Валдай. Казалось бы причем здесь маяк? Но раньше, на маяке в качестве звукового устройства на случай тумана использовался именно колокол. И они много где еще функционируют. На том же Толбухине или Воронцовском маяке в Одессе.
А на Соловецких островах расположена единственная в России — церковь-маяк. Для моряков это маяк Соловецкий – самый высокий на Белом море. В этом году ему исполнилось 150 лет. Макет церкви – маяка на Секирной горе недавно экспонировался на выставке «Крест и маяк», которая проводилась Соловецким морским музеем на ледоколе Красин.
И напоследок, что бы вы посоветовали людям, которые решат делать модели маяков?
Чтобы получилось действительно красиво — нужно любить свое дело. Сделать модель, в принципе, не трудно. Самое сложное — сделать аккуратно. И совет такой — делайте аккуратно, чтобы потом результат вам самим нравился.