Вахтенный журнал В вахтенном журнале фиксируются основные тезисы российского судостроения и судоходства |
Материал выполнен на основе интервью Алексея Рахманова газете Ведомости.
Про спрос на гражданку
Доля ее постепенно увеличивается, за последние пять лет мы добились среднегодового темпа роста выручки на 26%.
Про будущее
К 2030 г. мы, скорее всего, увидим два встречных тренда: первый – сокращение гособоронзаказа, второй – рост производства гражданской продукции.
Про перспективные заказы
Видим перспективу ряда крупных заказов на технологически сложные суда, надеемся, что появится еще одна двойка ледоколов проекта ЛК-60 в дополнение к тому, что уже заказал "Росатом".
Про инновационные идеи
Сейчас мы делаем речной трамвайчик под названием "Соталия" – это 30-местное прогулочно-туристическое судно.
Про разработку "Соталии"
На его разработку мы взяли деньги из нашей чистой прибыли и спроектировали изделие под заданную себестоимость. Мы с партнерами создали новую пропульсию – это в чистом виде импортозамещение: поставим российский "оморяченный" дизельный двигатель.
Про загрузку верфей
Наши так называемые морские верфи загружены на 100%, чего не скажешь о верфях, расположенных на внутренних водных путях, где определяющим фактором загрузки является возможность предоставления судовладельцу лизинга по льготной ставке.
О контейнеровозах
Мы задумались о проектировании и строительстве контейнеровозов, чтобы поставить их на регулярные линии.
Про новые направления деятельности ОСК
– Одна из важнейших задач – ускорение цифровой трансформации. Это основа новой промышленной революции. От того, как быстро и насколько полно мы ее проведем, зависит конкурентоспособность корпорации и нашей продукции.
Про цифровизацию
Для нас цифровизация – способ сформировать общее пространство между проектантами и верфями, ускорить передачу информации между ними.
Про помощь "отстающим" заводам
Мы всегда брались за возрождение и наведение порядка на проблемных активах – по сути, вся корпорация из этого собиралась. Балтийский завод, Северная верфь – да у кого из судостроительных предприятий не было проблем?
Про "Вымпел" и "Море"
Это близкие по продуктовому набору площадки – с определенными ограничениями, разумеется. Незамерзающая акватория тоже большой плюс с точки зрения эффективности.
Про судоремонтные заводы
У них очень приличный объем загрузки – во многих случаях вплоть до 100%. У нас постоянно находится в сервисе больше 70 единиц боевой техники – это огромный объем работ. Судоремонт – сегмент, по которому мы последние пять лет выполняем гособоронзаказ почти на 100%.
Про доки
У нас есть очень хороший пример – 35-й СРЗ, на котором мы сейчас реализуем крупнейший проект. Мы начинаем формировать огромный сухой док, который сможет в том числе принять и авианосец. В перспективе это обеспечит возможность ремонта и даже строительства практически любого корабля 1-го и 2-го ранга Северного флота.
Про модернизацию
– Наша суммарная инвестпрограмма модернизации основных технологических мощностей верфей – порядка 170 млрд руб.
Про локализацию
Локализация – это наша война, но нам в одиночку в ней точно не выстоять. Как мы можем влиять на локализацию, если 70% нашей себестоимости – это покупные изделия не нашего производства, т. е. мы контролируем всего 30% себестоимости?
Про двигатели для фрегатов
Это, кстати, очень хороший пример импортозамещения. Я недавно был у наших коллег из "ОДК-Сатурн", они сделали блестящую работу.
Про ремонт авианосца
Ремонт идет в графике и в бюджете. Последствия пожара устранены. Контракт заканчивается в 2023 г.