Жизнь Алексея Прусакова с детства связана с морем. Его дед служил в годы Великой Отечественной войны на линкоре "Марат". Его отец трудился на Кронштадтском морском ордена Ленина заводе. Будучи мальчишкой, с отцом наш герой впервые попал на завод и увидел, как ремонтируют в доках корабли. А потом были годы службы на Военно-морском флоте. И только после ухода на гражданку, Алексей Прусаков становится судоремонтником. Сегодня его основная задача — увеличивать срок службы кораблей, продлевать им жизнь.
— Сколько судов в год вы ремонтируете?
— В 2011 году, когда я только пришел на завод, мы ремонтировали порядка 100 судов. Сейчас эта цифра выросла до 270. Но здесь важно понимать, что основа нашего существования — доковый ремонт и средний ремонт (ремонт по техническому состоянию). Наш бизнес — это старые корабли с изношенным корпусом. Лучше иметь 100 объектов с большим объемом работ, чем 300 с маленьким. Это наша цель на ближайшее будущее.
— Что для вас судоремонт и в чем его отличие от судостроения?
— Разница очень простая. Если вы привезете автомобиль на завод-строитель и попросите его отремонтировать, максимум, что вам смогут предложить — заменить детали. А на сервисе о строительстве новой машины вообще лучше не говорить — перспективы и вовсе нет. С судостроением то же самое.
У людей разная квалификация, они заточены под другие действия. Специалисты, которые приходят к нам из судостроения обычно долго втягиваются. Судоремонт — дело быстрое, оперативное, мобильное. Это творческая работа, местами реставрационная. Они к такому не привыкли.
— Вы работаете на заводе уже больше 10 лет. Как за это время меняются тенденции в судоремонте?
— Методологическая основа судоремонта уже давно закрепилась. То, что называется базой или классикой либо не меняется совсем, либо с очень маленькой скоростью. А вот оборудование и технологии развиваются довольно быстро. Стремительный цифровой и промышленный прогресс приводит к тому, что за ним очень сложно угнаться. Для сравнения, новые телефоны, условно, появляются каждый месяц. Купить обновленную модель — не такая уж и проблема. Оборудование для судоремонта прогрессирует с такой же скоростью, но стоит в разы дороже. К тому же, на усовершенствованные машины нужно переобучать персонал, поэтому идти в ногу со временем довольно сложно.
Но мы прилагаем для этого все возможные усилия. Завод старается приобретать по два-три станка в год. Дотаций у нас нет, поэтому мы тратим большую часть заработка на модернизацию. И несмотря на это уже около пяти лет являемся лидерами среди судоремонтных предприятий по доходной части. Это показатель устоявшегося управленческого персонала и минимальной текучки кадров. Мы работаем в одной сплоченной команде.
— Какие изменения завод претерпел в последнее время?
— Мы постепенно модернизируемся. Одно из крупнейших наших вложений — сухие доки, их у нас четыре. На сегодняшний момент нам удалось восстановить все. Также перевезли производственные цеха, которые находились вне территории завода, на основное производство. Открыли новый электротехнических цех. Наши основные мощности — это доки и люди. Объема работы много, станочный парк у нас немаленький, поэтому основная задача — расширять площади, чтобы увеличивать объем работ.
— Кто осуществляет постановку корабля на ремонт?
— Структура организации простая. Заявку на ремонт корабля составляет капитан. Ему уже выделен бюджет, и он отвечает за расход этих средств. Что ремонтировать в первую очередь — решает капитан. Но за формирование итогового документа (протокола согласования объема работ) отвечает завод. В первую очередь ремонтируется то, что касается безопасности мореплавания: радионавигация, спасательные устройства и так далее.
— С какими трудностями в процессе ремонта чаще всего сталкиваетесь?
— Самая большая боль для судоремонтников — ограниченный доступ к документации. К заграничной у нас его просто нет. А чертежи многих советских и российских производителей были утрачены. Если деталь сломана, для ее ремонта нужна документация, и если ее нет, ремонт вызывает большие трудности. Но если деталь разрушена, это и вовсе затягивается в долгий процесс. Потому что воссоздать запчасть без бумажной основы — невероятно сложно. Стараемся работать в кооперации с 51 Центральным конструкторско-технологическим институтом судоремонта. Периодически разрабатываем эскизы и согласовываем их с институтом, а позже используем их для ремонта деталей. Стараемся пользоваться рекомендациями Министерства промышленности и торговли по использованию отечественных материалов в судоремонте. Так, например, среди предложенных поставщиков лакокрасочных материалов "Русские краски, "Нева", "НПО 812" и "Эмлак".
Каждый корабль по-своему уникален. Наши специалисты — творческие люди, которые найдут решение любым проблемам, учитывая все особенности объекта.
— При каких условиях корабль заходит в док?
— Если для этого необходимы корпусные работы и работы с винто-рулевым комплексом. На территории завода имеются две причальные стенки для размещения кораблей. Одновременно мы принимаем около десяти объектов. Часть из них размещается в доках, а часть — у причальной стенки.
— Говорят сварщик в судовой отрасли и в другой промышленности — две разные профессии. Как вы к этому относитесь?
— Сварщик в судоремонте — это очень сложная специальность. На подводных лодках необходима сварка под рентген. Чтобы хорошо работать в этом направлении нужно много лет посвятить изучению всех тонкостей процесса. То же можно сказать и про маляров, они при очистке корпусов под давлением одеты в средствах индивидуальной защиты, почти как космонавты. Такая работа требует большой физической нагрузки. Они постоянно находятся под воздействием вредных веществ, отчего раньше уходят на пенсию и получают денежную компенсацию.
— Какие культовые проекты у вас были?
— Наша самая большая гордость — ремонт музейных кораблей. В 2014-2016 годах мы ремонтировали крейсер "Аврора", причем с докованием и внутренней модернизацией. Это был очень интересный проект. В то же время работали с ледоколом "Красин", позже с последним плавучим маяком "Ирбенский". В 2022-2023 годах с атомной подводной лодкой "Ленинский комсомол". Также готовили к большому кругосветному плаванию океанографическое исследовательское судно "Адмирал Владимирский".
— Что бы вы хотели сказать нашим читателям?
— Многие люди думают, что работа в судостроении и судоремонте неблагодарная. Когда я слышу что-то подобное, всегда вспоминаю своего отца. Он, будучи электромонтажником, всегда выходил с завода в пиджаке и галстуке. Рабочие профессии тогда были в почете.
Молодежь думает о заводской жизни стереотипно. Сейчас здесь можно получать достойную заработную плату. Развиваться, изучать что-то новое. Это намного интереснее, чем сидеть в душном офисе. Завод предлагает полный социальный пакет, бесплатное питание, работу в новых цехах, чистой спецодежде. Приходите работать в судоремонтную отрасль и будете уверены в завтрашнем дне.
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |
В Северном Ледовитом океане идет процесс ледообразования, чистыми остаются лишь два моря 21:15 , 20 Ноября 2024 / судоходство |
В Архангельске с 21 ноября пассажирские теплоходы уступят место буксирам 21:00 , 20 Ноября 2024 / судоходство |
За шесть лет мощности морских портов РФ вырастут на 200 млн тонн - Михаил Мишустин 20:45 , 20 Ноября 2024 / порты |
"Спецкабель" провел первую экскурсию в рамках проекта #ОткройМоспром 17:57 , 20 Ноября 2024 / пресс-релизы |
КЕДР представит новинки своей продукции на форуме-выставке "Российский промышленник" 17:14 , 20 Ноября 2024 / пресс-релизы |
Установлены общие допустимые объемы вылова в Северо-Восточной Атлантике 17:06 , 20 Ноября 2024 / рыболовство |
Россия будет наращивать темпы строительства ледоколов для Севморпути - Мишустин 16:23 , 20 Ноября 2024 / судостроение |
Инвестиции в новые суда помогают ASCO добиться целей по декарбонизации 16:04 , 20 Ноября 2024 / судоходство |