Алексей Прусаков: "Наши основные мощности — это доки и люди"

0 558 4 мин
В день Военно-морского флота в Кронштадте открыли Музей Военно-морской славы, центральным экспонатом которого стала первая отечественная подводная лодка К-3 "Ленинский комсомол". Редакция Корабел.ру взяла интервью у человека, имеющего непосредственное отношение к музеефикации легендарного корабля: директор по производству Кронштадтского морского завода Алексей Прусаков поделился своими взглядами на тенденции развития судоремонта и рассказал, чем живет завод в Кронштадте.
Главный строитель Кронштадтского морского завода Алексей Прусаков / Фото: личный архив Алексея Прусакова
Директор по производству АО "Кронштадтский морской завод" Алексей Прусаков / Фото: личный архив Алексея Прусакова

Жизнь Алексея Прусакова с детства связана с морем. Его дед служил в годы Великой Отечественной войны на линкоре "Марат". Его отец трудился на Кронштадтском морском ордена Ленина заводе. Будучи мальчишкой, с отцом наш герой впервые попал на завод и увидел, как ремонтируют в доках корабли. А потом были годы службы на Военно-морском флоте. И только после ухода на гражданку, Алексей Прусаков становится судоремонтником. Сегодня его основная задача — увеличивать срок службы кораблей, продлевать им жизнь.
 

— Сколько судов в год вы ремонтируете? 

 

— В 2011 году, когда я только пришел на завод, мы ремонтировали порядка 100 судов. Сейчас эта цифра выросла до 270. Но здесь важно понимать, что основа нашего существования — доковый ремонт и средний ремонт (ремонт по техническому состоянию). Наш бизнес — это старые корабли с изношенным корпусом. Лучше иметь 100 объектов с большим объемом работ, чем 300 с маленьким. Это наша цель на ближайшее будущее.

 

— Что для вас судоремонт и в чем его отличие от судостроения? 

— Разница очень простая. Если вы привезете автомобиль на завод-строитель и попросите его отремонтировать, максимум, что вам смогут предложить — заменить детали. А на сервисе о строительстве новой машины вообще лучше не говорить — перспективы и вовсе нет. С судостроением то же самое. 

 

У людей разная квалификация, они заточены под другие действия. Специалисты, которые приходят к нам из судостроения обычно долго втягиваются. Судоремонт — дело быстрое, оперативное, мобильное. Это творческая работа, местами реставрационная. Они к такому не привыкли.

 

— Вы работаете на заводе уже больше 10 лет. Как за это время меняются тенденции в судоремонте? 

 

— Методологическая основа судоремонта уже давно закрепилась. То, что называется базой или классикой либо не меняется совсем, либо с очень маленькой скоростью. А вот оборудование и технологии развиваются довольно быстро. Стремительный цифровой и промышленный прогресс приводит к тому, что за ним очень сложно угнаться. Для сравнения, новые телефоны, условно, появляются каждый месяц. Купить обновленную модель — не такая уж и проблема. Оборудование для судоремонта прогрессирует с такой же скоростью, но стоит в разы дороже. К тому же, на усовершенствованные машины нужно переобучать персонал, поэтому идти в ногу со временем довольно сложно.

 

Но мы прилагаем для этого все возможные усилия. Завод старается приобретать по два-три станка в год. Дотаций у нас нет, поэтому мы тратим большую часть заработка на модернизацию. И несмотря на это уже около пяти лет являемся лидерами среди судоремонтных предприятий по доходной части. Это показатель устоявшегося управленческого персонала и минимальной текучки кадров. Мы работаем в одной сплоченной команде.

АПЛ "Ленинский Комсомол" перед выходом из дока / Фото: Кронштадтский морской завод
АПЛ "Ленинский Комсомол" перед выходом из дока / Фото: Кронштадтский морской завод

— Какие изменения завод претерпел в последнее время?

 

— Мы постепенно модернизируемся. Одно из крупнейших наших вложений — сухие доки, их у нас четыре. На сегодняшний момент нам удалось восстановить все. Также перевезли производственные цеха, которые находились вне территории завода, на основное производство. Открыли новый электротехнических цех. Наши основные мощности — это доки и люди. Объема работы много, станочный парк у нас немаленький, поэтому основная задача — расширять площади, чтобы увеличивать объем работ.

 

— Кто осуществляет постановку корабля на ремонт?

 

— Структура организации простая. Заявку на ремонт корабля составляет капитан. Ему уже выделен бюджет, и он отвечает за расход этих средств. Что ремонтировать в первую очередь — решает капитан. Но за формирование итогового документа (протокола согласования объема работ) отвечает завод. В первую очередь ремонтируется то, что касается безопасности мореплавания: радионавигация, спасательные устройства и так далее. 

 

— С какими трудностями в процессе ремонта чаще всего сталкиваетесь? 

 

— Самая большая боль для судоремонтников — ограниченный доступ к документации. К заграничной у нас его просто нет. А чертежи многих советских и российских производителей были утрачены. Если деталь сломана, для ее ремонта нужна документация, и если ее нет, ремонт вызывает большие трудности. Но если деталь разрушена, это и вовсе затягивается в долгий процесс. Потому что воссоздать запчасть без бумажной основы — невероятно сложно. Стараемся работать в кооперации с 51 Центральным конструкторско-технологическим институтом судоремонта. Периодически разрабатываем эскизы и согласовываем их с институтом, а позже используем их для ремонта деталей. Стараемся пользоваться рекомендациями Министерства промышленности и торговли по использованию отечественных материалов в судоремонте. Так, например, среди предложенных поставщиков лакокрасочных материалов "Русские краски, "Нева", "НПО 812" и "Эмлак".

 

Каждый корабль по-своему уникален. Наши специалисты — творческие люди, которые найдут решение любым проблемам, учитывая все особенности объекта. 

 

— При каких условиях корабль заходит в док?

 

— Если для этого необходимы корпусные работы и работы с винто-рулевым комплексом. На территории завода имеются две причальные стенки для размещения кораблей. Одновременно мы принимаем около десяти объектов. Часть из них размещается в доках, а часть — у причальной стенки.

 

— Говорят сварщик в судовой отрасли и в другой промышленности — две разные профессии. Как вы к этому относитесь?

 

— Сварщик в судоремонте — это очень сложная специальность. На подводных лодках необходима сварка под рентген. Чтобы хорошо работать в этом направлении нужно много лет посвятить изучению всех тонкостей процесса. То же можно сказать и про маляров, они при очистке корпусов под давлением одеты в средствах индивидуальной защиты, почти как космонавты. Такая работа требует большой физической нагрузки. Они постоянно находятся под воздействием вредных веществ, отчего раньше уходят на пенсию и получают денежную компенсацию. 

Доковый ремонт Авроры в доке им. Велещинского. / Фото: Кронштадтский морской завод
Доковый ремонт Авроры в доке им. Велещинского. / Фото: Кронштадтский морской завод

— Какие культовые проекты у вас были? 

 

— Наша самая большая гордость — ремонт музейных кораблей. В 2014-2016 годах мы ремонтировали крейсер "Аврора", причем с докованием и внутренней модернизацией. Это был очень интересный проект. В то же время работали с ледоколом "Красин", позже с последним плавучим маяком "Ирбенский". В 2022-2023 годах с атомной подводной лодкой "Ленинский комсомол". Также готовили к большому кругосветному плаванию океанографическое исследовательское судно "Адмирал Владимирский".

 

— Что бы вы хотели сказать нашим читателям? 

 

— Многие люди думают, что работа в судостроении и судоремонте неблагодарная. Когда я слышу что-то подобное, всегда вспоминаю своего отца. Он, будучи электромонтажником, всегда выходил с завода в пиджаке и галстуке. Рабочие профессии тогда были в почете. 

Молодежь думает о заводской жизни стереотипно. Сейчас здесь можно получать достойную заработную плату. Развиваться, изучать что-то новое. Это намного интереснее, чем сидеть в душном офисе. Завод предлагает полный социальный пакет, бесплатное питание, работу в новых цехах, чистой спецодежде. Приходите работать в судоремонтную отрасль и будете уверены в завтрашнем дне. 

"Кронштадтский морской завод", АО
Кронштадт
+7 (812) 435-21-01
"Русские Краски", АО
Ярославль
+7(4852)49-27-08
"Лакокрасочный завод ЭМЛАК", ЗАО Санкт-Петербург
+7(812)786-05-20
"НПО 812", ООО
+7(812)970-67-46
"НЕВА", ООО Санкт-Петербург
+7 (812) 922-42-46



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
рекламаПодписка 2025