Эксклюзив
Эксклюзив
В этом разделе будет публиковаться эксклюзивная информация по текущим событиям, предоставленная "Корабел.ру" специалистами и экспертами отрасли

Александр Веселов: "Азовсталь" нужно восстанавливать, а не закрывать

Судостроению на юге России может потребоваться толстолистовой стан 3600 металлургического комбината "Азовсталь". Однако вместо того, чтобы восстанавливать предприятие, его хотят ликвидировать. Своей обеспокоенностью с Корабел.ру поделился металлург, изобретатель Александр Веселов.

— Александр Николаевич, на юге России десятки судостроительных и судоремонтных компаний и все они, безусловно, нуждаются в поставках металла. Однако, когда "Азовсталь" принадлежал другой стране, спрос как-то удовлетворялся и без него... По крайней мере, после 2014 года.


— Разумеется, возят продукцию из других мест. Но зачем возить, когда можно производить прямо под боком? Тем более, что для этого все есть.

 

— Может быть, комбинат, построенный так давно, в 1930-е, мог морально устареть?

 

— Ну он же развивался, расширялся. Хотя многие, действительно, считают, что устарел.  Мировоззрение современных инженеров в основном сформировано под воздействием разработчиков альтернативных способов получения железа. Дошло до того, что молодежь с нотками презрения произносит такие слова, как "домна", "чугуний". Причем короткой памятью страдают не только инженеры, но и некоторые высокие чиновники, считающие, что "Азовсталь" следует навсегда закрыть, потому что якобы доменное производство — это анахронизм.

Я сам доменщик, но занимался и другими способами производства железа, так что об альтернативных технологиях знаю не понаслышке. Поборники прогресса уже лет шестьдесят бьют в литавры, стучат в барабаны, но в противовес домне так до сих пор ничего толкового не придумали. Разве что губчатое железо. Это твердофазное восстановление железа при помощи конвертированного природного газа. Технологию совершенно нелепо называют прямым восстановлением железа. Есть немало заводов в мире, где производят губчатое железо, но доменный процесс процветал и продолжает процветать. Это самая эффективная и экономичная технология. 

Именно из доменного чугуна в мире производится полтора миллиарда тонн стали ежегодно. Большего всего в Китае. Индия тоже рванула. Не без нашей помощи, кстати. Я сам пять раз туда ездил. Япония, Корея. Мы по производству где-то на четвертом или пятом месте.

Фото: Корабел.ру
Резка стали на производстве Фото: Корабел.ру

 

— Как всегда в подобных случаях, наверняка не обошлось и без экологов? Могли они повлиять на решение о закрытии комбината?

 

— Ну а как же без них. Но я вам так скажу. 90% выбросов комбината — это коксохимическое производство и агломерация. А сама домна почти ничего не выбрасывает. Агломерации на "Азовстали" нет. Коксохимическое производство, действительно, там есть. И на него жаловались. Но кокс тоже можно привозить со стороны. Например, в "Тулачермет" кокс привозят из Кузбасса, и никаких проблем. Вот кислородный конвертер выбросы дает, но и с этим можно бороться.

 

Я слышал, как одна профессор, якобы из Политеха, вещала, мол, надо все доменное производство закрывать к такой-то бабушке, потому что оно грязное! При этом называла себя металлургом. Но из ее речи я понял, что никакой она не металлург, а эколог. Тем более, что наш Политехнический давно свернул тему черной металлургии. И вот подавай им закрывать комбинаты. Но мало того, что стальной лист стране нужен, еще ведь и людям надо где-то работать.

Вообще, человеку, непривычному к металлургии, все, что связано с такими производственными гигантами, представляется страшным. Этакие лунные пейзажи. Все заросло толстым слоем пыли, повсюду конструкции какие-то валяются. Но это нормально для металлургического комбината. На самом деле, я посмотрел – ничего там страшного. Строительные конструкции какие-то порушены. Так это не проблема, не сложно будет их восстановить. Кабельные галереи и прочее, — все это восстановимо. Доменный цех, правда, журналисты не показывали. Наверное просто боялись туда сунуться. Но я думаю, что и там нет ничего архисложного. Тем более у нас сохранены тресты, которые всем этим занимаются: "Коксохиммонтаж", "Домнаремонт" и так далее.

 

Южным верфям пригодится продукция "Азовстали" / Фото: Корабел.ру
Южным верфям пригодится продукция "Азовстали" / Фото: Корабел.ру

— Прокат со стана 3600 применим именно для судостроения или спектр широк?


— Для чего угодно, нужны крупные металлоконструкции для восстановления всего Юга и лист для судостроения в том числе. Тем более, что ранее планировалась реконструкция под стан 4000, а чем больше лист, тем меньше швов. На верфях бы это оценили. Более того, там и судостроительную верфь можно было бы построить. У "Азовстали" есть свой порт, есть завод металлоконструкций. Через порт они в свое время получали сырье из Керчи. А где порт, там и верфь не была бы лишней. Возможно, глубины там неподходящие, но и это дело наживное, земснаряд их обеспечит.

Да и без своей верфи продукция "Азовстали" была бы широко востребована. Суда строят в Керчи, Севастополе, Новороссийске, Николаеве...


— Судьба комбината пока не решена. Быть может, вы напрасно беспокоитесь. Если, как вы говорите, азовским и черноморским верфям нужна сталь, то его непременно восстановят, да еще и реконструируют под стан 4000...

 

— Хотелось бы надеяться, конечно. Однако причин для беспокойства предостаточно. Знаете же, как это уже не раз бывало с промышленными гигантами. Приходит некий эффективный менеджер и начинает сдавать площади в аренду. 

Насколько мне известно, разработать предложения по "Азовстали" поручено ЦНИИчермет им. И.П. Бардина. При всем уважении к этому знаменитому институту, они никакого отношения к этому вопросу не имеют. Это чисто научное учреждение. Занимаются технологиями выплавки стали. Да, они могут предложить альтернативный способ производства. Это возможно, тем более, что теперь там будет доступен природный газ, необходимый для такого производства. Но зачем что-то выдумывать новое на месте уже готового производства? Зачем разбрасываться металлургическими комбинатами? 

Уже разбрасывались. Так, например, исчез Кузнецкий металлургический комбинат. "Уральская сталь" тоже на ладан дышит. Я ездил туда в 2019-ом, заметно сократили они выплавку.

Для решения судьбы комбината нужна, прежде всего, организация-генпроектировщик, которая найдет пути спасения существующего производства, а не напишет какие-нибудь предложения с альтернативными решениями.

Для начала должно быть толковое техническое обоснование. Дать ответы на вопросы: какая сталь востребована и в каком количестве? Как "Азовсталь" может удовлетворить спрос? Каким сырьем нужно обеспечить производство? Затем разработка генеральной схемы, генеральной сметы. Когда будет понятно, сколько все это будет стоить, можно будет думать, сколько все это даст прибыли впоследствии. Вероятно, снос комбината и рекультивация территории будет стоить не меньше его восстановления и реконструкции.

Медаль "За восстановление черной металлургии Юга" / Фото: Корабел.ру
Медаль "За восстановление предприятий черной металлургии Юга" / Фото: Корабел.ру

Комбинат нужно спасать! Вот я вам покажу одну медаль. Ей был награжден мой коллега. "Медаль за восстановление предприятий черной металлургии Юга". Считаю, что эту награду необходимо снова ввести в обиход. На Юге России есть, что восстанавливать.


 




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Итоги года корабелов 2024: Онежский судостроительно-судоремонтный завод
10:55 / виктория корабеловна
рекламаПодписка 2025