Сегодняшний портфель заказов Выборгского судостроительного завода обеспечивает предприятию загрузку до 2021 года. Сейчас в различных стадиях готовности находятся 17 судов: ледоколы, снабженцы, рыболовные траулеры.
О том, как идет выполнение всех заказов нам рассказал генеральный директор Выборгского СЗ Александр Соловьев.
О том, как идет выполнение всех заказов нам рассказал генеральный директор Выборгского СЗ Александр Соловьев.
- Александр Сергеевич, какие заказы сейчас строит Выборгский судостроительный завод?
- Мы строим три ледокольных судна: два по проекту проекта Arc 130А для компании "Газпромнефть" и портовый ледокол проекта Arc 124 для "Атомфлота". Еще у нас на разных стадиях готовности 14 рыбопромысловых судна. Это четыре морозильных траулера проекта КМТ01 для Архангельского тралового флота, два морозильных траулера проекта КМТ02.1 для группы компаний "ФОР", два морозильных траулера проекта КМТ02.2 для компании "Норд-Пилигрим", шесть краболовных судов проекта МКС01 для группы компаний "Северо-Западный рыбопромышленный Консорциум".
- Когда планируете сдать головной рыболовный траулер?
- Заказы мы строим строго по графику. Готовность головного 6% и по планам его сдача намечена на май 2019 года.
- Какие трудности были в строительстве рыболовных судов?
- Для начала, конечно, – адаптация норвежских концепт-проектов под российские требования. Отечественные стандарты более жесткие чем требования норвежской DNV. Как показывает наш опыт, идея отдать все проектирование норвежской стороне изначально провальная. Надо брать их концепт, а адаптацию и разработку РКД поручать уже российскому опытному КБ. На мой взгляд в гражданской тематике у нас лучший проектант – это нижегородский "Вымпел".
- В советские годы та же ГДР сдавала по 2-3 больших траулера в год, уже не говоря про суда поменьше. Сегодня южнокорейские предприятия выпускают и большее количество судов. Почему у нас в России строительство рыболовных судов затягивается на годы?
– Потому что у них все судостроение серийное, а у нас в России серийных судов, кроме судов типа «река-море» или буксиров практически нет.
Уверен, что мы через 2-4 года, когда организуем производство приблизимся к этим темпам строительства. Будем выпускать по 4-5 траулера в год. Потенциал у нас есть.
- Рассчитан ли проект к условиям работы в штормовом Баренцевом море? Например, траулер "Ягры", который строила северодвинская "Звездочка" по отзывам эксплуатанта не очень устойчивый на волнении.
- Поэтому по тому проекту больше никто и не строит. Норвежский проект рассчитан именно на работу в Баренцевом море. И он не головной. В том регионе уже работают не менее трех подобных судов и они хорошо себя зарекомендовали.
- Есть ли современные проекты рыбаков именно от российских КБ?
- Спроектировать можно все, что угодно. Но главное – найти заказчика и убедить его этот проект купить. А для этого он должен быть функционален, разумен по стоимости и желательно уже отработан.
Ни один находящийся в здравом уме заказчик не будет брать «кота в мешке» - головной проект или проект, который выдало КБ, которое ранее такие суда не разрабатывало и не строило. А это все российские КБ.
И пример с "Яграми" очень показателен. Именно посмотрев на опыт его эксплуатации все заказчики зареклись что-либо заказывать у российских проектантов.
И на мой взгляд заниматься проектированием рыболовных судов отечественным КБ и не нужно. В любом случае, пока мы освоим азы этой темы ведущие конкуренты уйдут далеко вперед.
Не стоит зацикливаться на идее "все сделать в России". Судостроение давно уже глобальная отрасль, нужно брать лучшее по всему миру, а далее своими силами адаптировать заимствования под российские требования и реалии. ВСЗ так и делает. Оборудование, например, нужно не "импортозамещать", изобретая велосипед, а стараться локализовывать производство в России. Слава богу сейчас это поняли, новые контракты по организации совместного производства от ОСК тому подтверждение.
- Как идет строительство ледоколов?
- Готовность головного Arc130А ориентировочно 85%, второго - 65%. Очень подвели поставщики главных дизелей - компания "Русэлпром". Просрочка составила 9 месяцев на каждый заказ. По решению суда взыскали с них неустойку в размере 1,6 млн евро. И они не одиноки. Например, компания ABB просрочила поставку пропульсивного комплекса на 6 месяцев, а автоматики и вовсе на на год. Вся эта работа влияет на сдачу конечного продукта заказчику.
- Планируются ли новые контракты на строительство новых ледоколов?
- Пока только на уровне разговоров и идей. Конкретных документов пока нет.
- Как вы оцениваете свои производственные результаты за первое полугодие 2017 года и Какие планы у Выборгского завода на 2018 год?
- С точки зрения производственных успехов - результат посредственный. Надо стремиться к большему. А вот результаты коммерческие радуют. Впервые с 2009 года,мы вышли на чистую прибыль. Увеличили годовую выручку в 2 раза, достигнув цифры в 13 млрд руб. Плюс сформировали общий пакет заказов, более, чем на 58 млрд руб.
В период 2018-2020 гг мы планируем закладывать по четыре траулера в год. Закладка последнего из сформированного портфеля заказов намечена на 2022 год. Еще ждем результатов тендера от Русской рыбопромышленной компании на строительство 3-6 больших траулеров длиной 108 м. Это позволит нам еще более уверенно смотреть в будущее и планировать свою работу.
- Мы строим три ледокольных судна: два по проекту проекта Arc 130А для компании "Газпромнефть" и портовый ледокол проекта Arc 124 для "Атомфлота". Еще у нас на разных стадиях готовности 14 рыбопромысловых судна. Это четыре морозильных траулера проекта КМТ01 для Архангельского тралового флота, два морозильных траулера проекта КМТ02.1 для группы компаний "ФОР", два морозильных траулера проекта КМТ02.2 для компании "Норд-Пилигрим", шесть краболовных судов проекта МКС01 для группы компаний "Северо-Западный рыбопромышленный Консорциум".
Выборгский судостроительный завод / Олег Кулешов |
- Когда планируете сдать головной рыболовный траулер?
- Заказы мы строим строго по графику. Готовность головного 6% и по планам его сдача намечена на май 2019 года.
Генеральный директор Выборгского судостроительного завода Александр Соловьев |
- Какие трудности были в строительстве рыболовных судов?
- Для начала, конечно, – адаптация норвежских концепт-проектов под российские требования. Отечественные стандарты более жесткие чем требования норвежской DNV. Как показывает наш опыт, идея отдать все проектирование норвежской стороне изначально провальная. Надо брать их концепт, а адаптацию и разработку РКД поручать уже российскому опытному КБ. На мой взгляд в гражданской тематике у нас лучший проектант – это нижегородский "Вымпел".
Выборгский судостроительный завод / Олег Кулешов |
- В советские годы та же ГДР сдавала по 2-3 больших траулера в год, уже не говоря про суда поменьше. Сегодня южнокорейские предприятия выпускают и большее количество судов. Почему у нас в России строительство рыболовных судов затягивается на годы?
– Потому что у них все судостроение серийное, а у нас в России серийных судов, кроме судов типа «река-море» или буксиров практически нет.
Уверен, что мы через 2-4 года, когда организуем производство приблизимся к этим темпам строительства. Будем выпускать по 4-5 траулера в год. Потенциал у нас есть.
Выборгский судостроительный завод / Олег Кулешов |
- Рассчитан ли проект к условиям работы в штормовом Баренцевом море? Например, траулер "Ягры", который строила северодвинская "Звездочка" по отзывам эксплуатанта не очень устойчивый на волнении.
- Поэтому по тому проекту больше никто и не строит. Норвежский проект рассчитан именно на работу в Баренцевом море. И он не головной. В том регионе уже работают не менее трех подобных судов и они хорошо себя зарекомендовали.
Выборгский судостроительный завод / Олег Кулешов |
- Есть ли современные проекты рыбаков именно от российских КБ?
- Спроектировать можно все, что угодно. Но главное – найти заказчика и убедить его этот проект купить. А для этого он должен быть функционален, разумен по стоимости и желательно уже отработан.
Ни один находящийся в здравом уме заказчик не будет брать «кота в мешке» - головной проект или проект, который выдало КБ, которое ранее такие суда не разрабатывало и не строило. А это все российские КБ.
И пример с "Яграми" очень показателен. Именно посмотрев на опыт его эксплуатации все заказчики зареклись что-либо заказывать у российских проектантов.
И на мой взгляд заниматься проектированием рыболовных судов отечественным КБ и не нужно. В любом случае, пока мы освоим азы этой темы ведущие конкуренты уйдут далеко вперед.
Не стоит зацикливаться на идее "все сделать в России". Судостроение давно уже глобальная отрасль, нужно брать лучшее по всему миру, а далее своими силами адаптировать заимствования под российские требования и реалии. ВСЗ так и делает. Оборудование, например, нужно не "импортозамещать", изобретая велосипед, а стараться локализовывать производство в России. Слава богу сейчас это поняли, новые контракты по организации совместного производства от ОСК тому подтверждение.
Выборгский судостроительный завод / Олег Кулешов |
- Как идет строительство ледоколов?
- Готовность головного Arc130А ориентировочно 85%, второго - 65%. Очень подвели поставщики главных дизелей - компания "Русэлпром". Просрочка составила 9 месяцев на каждый заказ. По решению суда взыскали с них неустойку в размере 1,6 млн евро. И они не одиноки. Например, компания ABB просрочила поставку пропульсивного комплекса на 6 месяцев, а автоматики и вовсе на на год. Вся эта работа влияет на сдачу конечного продукта заказчику.
- Планируются ли новые контракты на строительство новых ледоколов?
- Пока только на уровне разговоров и идей. Конкретных документов пока нет.
Выборгский судостроительный завод / Олег Кулешов |
- Как вы оцениваете свои производственные результаты за первое полугодие 2017 года и Какие планы у Выборгского завода на 2018 год?
- С точки зрения производственных успехов - результат посредственный. Надо стремиться к большему. А вот результаты коммерческие радуют. Впервые с 2009 года,мы вышли на чистую прибыль. Увеличили годовую выручку в 2 раза, достигнув цифры в 13 млрд руб. Плюс сформировали общий пакет заказов, более, чем на 58 млрд руб.
В период 2018-2020 гг мы планируем закладывать по четыре траулера в год. Закладка последнего из сформированного портфеля заказов намечена на 2022 год. Еще ждем результатов тендера от Русской рыбопромышленной компании на строительство 3-6 больших траулеров длиной 108 м. Это позволит нам еще более уверенно смотреть в будущее и планировать свою работу.