В сентябре этого года два морских символа Петербурга крейсер "Аврора" и ледокол "Красин" встретились в одном доке Кронштадтского морского завода. О стратегии по преображению "Авроры" говорили много: специалисты, военные, общественные организации и даже политические партии. Собственно, реализованный результат мы увидим в 2016 году, во всяком случае, по планам тогда ее планируют открыть для первых посетителей.
Что касается "Красина", то его ремонт прошел несколько скромнее, да и торжественная часть с информационным сопровождением была поменьше. Однако, ледокол заслуживает не меньшего внимания, нежели крейсер "Аврора" – в 2017 году "Красину" исполнится 100 лет. О подготовке к юбилею, а также о ближайших планах мы поговорили с директором филиала Музея Мирового океана в Петербурге "Ледокол "Красин" Александром Петровым.
В ходе последнего ремонта какие работы проводились на "Красине", какие задачи стояли?
Собственно, основная задача была одна — очистка и окраска подводной части корпуса, включая перо руля, надстройки судна, фальштрубы, питьевых, мытьевых и других танков, палубных механизмов, кингстонных ящиков и других механизмов. Работы выполняла петербургская компания ООО "Кросс" в доке Кронштадтского морского завода. Применяемые лакокрасочные материалы были только отечественного производства "НПО 812".
20 сентября ледокол ушел в Кронштадт и ровно через месяц должен был вернуться к стенке на Набережной лейтенанта Шмидта. Однако, как уже широко известно, "Красину" помешала "Аврора". Из-за того, что на крейсере не могли завершить необходимые работы для вывода его из дока – нам пришлось задержаться. Почти на месяц. В результате вернулись мы на свое место только 28 ноября.
Какие-то сложности, помимо задержки с выводом из дока, во время ремонта возникали?
Были некоторые трудности с требованиям Регистра судоходства. Дело в том, что подводная часть корпуса судна клепаная. Из-за почетного возраста ледокола и того, что не так давно "Красин" еще ходил по льдам, некоторые шляпки заклепок стерлись. По требованиям РС шляпки заклепок должны "держать" листы обшивки. Конечно, правила правилами, но в Регистре тоже понимают, что в ближайшее время "Красин" во льды не пойдет, поэтому подходят к нам с пониманием. В результате ограничились требованием восстановить шляпки некоторых заклепок, которые были совсем в ненадлежащем состоянии.
Тем не менее проблема классификации музейных судов существует. Пока РС к нам подходит с правилами ледокольного судна, а это значит – обязательное докование раз в 6 лет, необходимый набор спасжилетов по количеству присутствующих людей, необходимый арсенал спасательных шлюпок и плотов и так далее.
Например, в экипаже "Красина" вместе с научными сотрудниками 47 человек, все они одновременно на борту не присутствуют. Помимо этого, у нас в музейные дни одновременно идет 4-6 экскурсий по 25 человек – это условно еще 100 человек. Значит, по правилам на борту должно быть 150 спасательных жилетов?
В вечернее время летом у нас открывается свободное хождение по палубе. Вот 300 человек гуляют по ледоколу плюс вахтенные – еще до 20 человек, итого получается 320. А через 40 минут все 300 человек сошли и на судне осталось только 20, но жилетов должно быть все равно 320?
Не лучше ситуация со спускаемым средством – ведь за то время пока мы будем спускать шлюпку, все 320 человек преспокойно сойдут по трапу на берег. Не спорю, требования правильные, но не для судна-музея, которое стоит у стенки. Даже сейчас "Красин" не может им соответствовать.
Министерство культуры и Министерство транспорта должны совместно выработать какие-то нормативы для подобных судов. Конечно, тут есть и свои сложности. Взять "Красин" и ту же "Аврору", у которой вся подводная часть корпуса новодельная, вот как к ним подходить с одинаковыми требованиями?
Задержка в доке оказала серьезное влияние на работу "Красина"?
Конечно. С конца июля мы начали подготовку к постановку в док, а с середины сентября уже не работали. Потом в доке стояли на месяц больше, чем запланировали. Все это вылилось в потерю посетителей, что в конечном счете могло отразиться на финансировании и на заработной плате сотрудников. Поэтому здорово, что нас выручил Музей Мирового океана. Хотелось бы отдельное спасибо сказать его генеральному директору Светлане Геннадьевне Сивковой за ту помощь, которую она нам оказала и оказывает.
Есть планы по изменению музейной экспозиции?
В данный момент у нас идет работа по постепенному улучшению музейной экспозиции. Некоторые витрины будут заменены, увеличены, приобретут современный вид и станут более наглядными. Тем самым мы сможем интереснее и богаче насытить их экспонатами. Что касается самих экспонатов, то 100% в нашу экспозицию будут добавлены модели ледоколов для демонстрации ледовой проводки. Наверняка найдет свое место модель "Святогора" – в том виде, в котором наш ледокол сошел со стапелей верфи в Ньюкасле. Пока у нас присутствует только модель "Красина", но она несколько отличается от первоначального варианта.
Кроме того, с английской стороной ведутся переговоры о предоставлении нам на время празднования столетнего юбилея "Красина" в 2017 году родной построечной модели судна. Думаю, нам пойдут на встречу, тем более на мероприятии наверняка будут присутствовать коронованные особы.
А вообще какие мероприятия намечены к столетнему юбилею?
Столетний юбилей корабля – это всегда уникальное событие. И потом, мы – единственный ледокол такого возраста, который находится на плаву – подобных аналогов нет во всем мире. Поэтому к столетию "Красина" будет приковано особое внимание.
Весной к нам приезжала королева Великобритании, и она была восхищена в каком состоянии находится столетнее судно, наверняка, посетит нас в 2017 году.
В планах к 2017 году полностью поменять палубный настил, который уже пришел в негодность. Музейную деятельность на время ремонтных работ мы прерывать не планируем, замена будет производиться частями. При этом из наиболее сохранившихся частей будет собрана настил палубы в носовой части судна, так, что частичка истории останется.
Кроме того, в этом году нас ждет не менее важная дата – 70-летие Победы. Ведь у "Красина" присутствует немалая военная история. Изначально "Святогор" строился, как вспомогательное судно российского военного флота, он вошел в состав флотилии Северного ледовитого океана, ходил под Андреевским флагом. И потом, как мы знаем, именно зенитными расчетами нашего ледокола были сбиты два немецких торпедоносца во время сопровождения каравана PQ-15.
Сейчас мы ведем переговоры с Артиллерийским музеем, чтобы нам во временную экспозицию передали зенитные орудия, такие же, которые стояли на корабле во время ВОВ.
Кроме того, летом прошлого года в Пензе нашлись члены семьи старшего механика "Святогора", того самого, что открыл кингстоны и затопил судно в 1919 году, чтобы перекрыть путь кораблям английских интервентов в Архангельск. У них в семье хранится родной барометр со "Святогора", который они согласились отдать нам в музей. Поэтому летом 2015 года мы поедем в Пензу, чтобы в торжественной обстановке принять этот барометр.
Юбилейные книги планируете к изданию?
Сейчас у нас готов к изданию фотоальбом по истории "Красина". Но это плановая работа, просто так получается, что его издание возможно будет приурочено к столетию ледокола. "Возможно", потому что пока стоит вопрос с финансированием.
Сейчас у отечественных музеев существует определенная мода на участие в коммерческих проектах, будь то проведение фотосессий или даже банкетов и свадьб. Не планируете развивать это направление у себя?
Судно, как мы помним, объект повышенной опасности. А любое праздничное мероприятие связано с тем, что женщины должны выглядеть красиво, а это бальные платья и высокие каблуки. Судно и все эти вещи несовместимы. Потом, раз мероприятие торжественное хотя бы по чуть-чуть алкогольных напитков нужно. Употребление спиртного в учреждении культуры, тем более в музее чревато – мы не кафе. Поэтому с подобными коммерческими проектами мы не связываемся.
Другое дело – проведение различных конференций, совещаний, сборов. Но тут мы тоже стараемся подходить дифференцировано. Основная масса наших партнеров – научные или околонаучные общества, которые также находятся на дотации. Например, смешно брать деньги с ветеранов Полярных конвоев или за проведение заседания клуба адмиралов.
Цены на входные билеты повышаться не будут?
Пока об этом разговоров нет. Понимаете, история должна быть в максимальной доступности. Казалось бы, цена на билет не такая высокая, и ее без проблем можно поднять. Причем нам даже выгоднее принять одну дорогостоящую экскурсию в день и заработать при этом столько же денег, сколько мы получаем за целый день работы сегодня. Но есть целая категория льготных граждан: пенсионеры, школьники, автоматически поднимется цена и для них. Мы не можем себе позволить заработать, ограничив возможность посещать "Красин". Музей по определению должен быть дотационным, чтобы быть доступным для всех.
Беседовал Владислав Букин
В ходе последнего ремонта какие работы проводились на "Красине", какие задачи стояли?
Собственно, основная задача была одна — очистка и окраска подводной части корпуса, включая перо руля, надстройки судна, фальштрубы, питьевых, мытьевых и других танков, палубных механизмов, кингстонных ящиков и других механизмов. Работы выполняла петербургская компания ООО "Кросс" в доке Кронштадтского морского завода. Применяемые лакокрасочные материалы были только отечественного производства "НПО 812".
20 сентября ледокол ушел в Кронштадт и ровно через месяц должен был вернуться к стенке на Набережной лейтенанта Шмидта. Однако, как уже широко известно, "Красину" помешала "Аврора". Из-за того, что на крейсере не могли завершить необходимые работы для вывода его из дока – нам пришлось задержаться. Почти на месяц. В результате вернулись мы на свое место только 28 ноября.
Какие-то сложности, помимо задержки с выводом из дока, во время ремонта возникали?
Были некоторые трудности с требованиям Регистра судоходства. Дело в том, что подводная часть корпуса судна клепаная. Из-за почетного возраста ледокола и того, что не так давно "Красин" еще ходил по льдам, некоторые шляпки заклепок стерлись. По требованиям РС шляпки заклепок должны "держать" листы обшивки. Конечно, правила правилами, но в Регистре тоже понимают, что в ближайшее время "Красин" во льды не пойдет, поэтому подходят к нам с пониманием. В результате ограничились требованием восстановить шляпки некоторых заклепок, которые были совсем в ненадлежащем состоянии.
Тем не менее проблема классификации музейных судов существует. Пока РС к нам подходит с правилами ледокольного судна, а это значит – обязательное докование раз в 6 лет, необходимый набор спасжилетов по количеству присутствующих людей, необходимый арсенал спасательных шлюпок и плотов и так далее.
Например, в экипаже "Красина" вместе с научными сотрудниками 47 человек, все они одновременно на борту не присутствуют. Помимо этого, у нас в музейные дни одновременно идет 4-6 экскурсий по 25 человек – это условно еще 100 человек. Значит, по правилам на борту должно быть 150 спасательных жилетов?
В вечернее время летом у нас открывается свободное хождение по палубе. Вот 300 человек гуляют по ледоколу плюс вахтенные – еще до 20 человек, итого получается 320. А через 40 минут все 300 человек сошли и на судне осталось только 20, но жилетов должно быть все равно 320?
Не лучше ситуация со спускаемым средством – ведь за то время пока мы будем спускать шлюпку, все 320 человек преспокойно сойдут по трапу на берег. Не спорю, требования правильные, но не для судна-музея, которое стоит у стенки. Даже сейчас "Красин" не может им соответствовать.
Министерство культуры и Министерство транспорта должны совместно выработать какие-то нормативы для подобных судов. Конечно, тут есть и свои сложности. Взять "Красин" и ту же "Аврору", у которой вся подводная часть корпуса новодельная, вот как к ним подходить с одинаковыми требованиями?
"Красин" в доке КМОЛЗ / Корабел.ру |
Задержка в доке оказала серьезное влияние на работу "Красина"?
Конечно. С конца июля мы начали подготовку к постановку в док, а с середины сентября уже не работали. Потом в доке стояли на месяц больше, чем запланировали. Все это вылилось в потерю посетителей, что в конечном счете могло отразиться на финансировании и на заработной плате сотрудников. Поэтому здорово, что нас выручил Музей Мирового океана. Хотелось бы отдельное спасибо сказать его генеральному директору Светлане Геннадьевне Сивковой за ту помощь, которую она нам оказала и оказывает.
Есть планы по изменению музейной экспозиции?
В данный момент у нас идет работа по постепенному улучшению музейной экспозиции. Некоторые витрины будут заменены, увеличены, приобретут современный вид и станут более наглядными. Тем самым мы сможем интереснее и богаче насытить их экспонатами. Что касается самих экспонатов, то 100% в нашу экспозицию будут добавлены модели ледоколов для демонстрации ледовой проводки. Наверняка найдет свое место модель "Святогора" – в том виде, в котором наш ледокол сошел со стапелей верфи в Ньюкасле. Пока у нас присутствует только модель "Красина", но она несколько отличается от первоначального варианта.
Кроме того, с английской стороной ведутся переговоры о предоставлении нам на время празднования столетнего юбилея "Красина" в 2017 году родной построечной модели судна. Думаю, нам пойдут на встречу, тем более на мероприятии наверняка будут присутствовать коронованные особы.
Возвращение "Красина" / Корабел.ру |
А вообще какие мероприятия намечены к столетнему юбилею?
Столетний юбилей корабля – это всегда уникальное событие. И потом, мы – единственный ледокол такого возраста, который находится на плаву – подобных аналогов нет во всем мире. Поэтому к столетию "Красина" будет приковано особое внимание.
Весной к нам приезжала королева Великобритании, и она была восхищена в каком состоянии находится столетнее судно, наверняка, посетит нас в 2017 году.
В планах к 2017 году полностью поменять палубный настил, который уже пришел в негодность. Музейную деятельность на время ремонтных работ мы прерывать не планируем, замена будет производиться частями. При этом из наиболее сохранившихся частей будет собрана настил палубы в носовой части судна, так, что частичка истории останется.
Кроме того, в этом году нас ждет не менее важная дата – 70-летие Победы. Ведь у "Красина" присутствует немалая военная история. Изначально "Святогор" строился, как вспомогательное судно российского военного флота, он вошел в состав флотилии Северного ледовитого океана, ходил под Андреевским флагом. И потом, как мы знаем, именно зенитными расчетами нашего ледокола были сбиты два немецких торпедоносца во время сопровождения каравана PQ-15.
Сейчас мы ведем переговоры с Артиллерийским музеем, чтобы нам во временную экспозицию передали зенитные орудия, такие же, которые стояли на корабле во время ВОВ.
Кроме того, летом прошлого года в Пензе нашлись члены семьи старшего механика "Святогора", того самого, что открыл кингстоны и затопил судно в 1919 году, чтобы перекрыть путь кораблям английских интервентов в Архангельск. У них в семье хранится родной барометр со "Святогора", который они согласились отдать нам в музей. Поэтому летом 2015 года мы поедем в Пензу, чтобы в торжественной обстановке принять этот барометр.
Юбилейные книги планируете к изданию?
Сейчас у нас готов к изданию фотоальбом по истории "Красина". Но это плановая работа, просто так получается, что его издание возможно будет приурочено к столетию ледокола. "Возможно", потому что пока стоит вопрос с финансированием.
Сейчас у отечественных музеев существует определенная мода на участие в коммерческих проектах, будь то проведение фотосессий или даже банкетов и свадьб. Не планируете развивать это направление у себя?
Судно, как мы помним, объект повышенной опасности. А любое праздничное мероприятие связано с тем, что женщины должны выглядеть красиво, а это бальные платья и высокие каблуки. Судно и все эти вещи несовместимы. Потом, раз мероприятие торжественное хотя бы по чуть-чуть алкогольных напитков нужно. Употребление спиртного в учреждении культуры, тем более в музее чревато – мы не кафе. Поэтому с подобными коммерческими проектами мы не связываемся.
Другое дело – проведение различных конференций, совещаний, сборов. Но тут мы тоже стараемся подходить дифференцировано. Основная масса наших партнеров – научные или околонаучные общества, которые также находятся на дотации. Например, смешно брать деньги с ветеранов Полярных конвоев или за проведение заседания клуба адмиралов.
Цены на входные билеты повышаться не будут?
Пока об этом разговоров нет. Понимаете, история должна быть в максимальной доступности. Казалось бы, цена на билет не такая высокая, и ее без проблем можно поднять. Причем нам даже выгоднее принять одну дорогостоящую экскурсию в день и заработать при этом столько же денег, сколько мы получаем за целый день работы сегодня. Но есть целая категория льготных граждан: пенсионеры, школьники, автоматически поднимется цена и для них. Мы не можем себе позволить заработать, ограничив возможность посещать "Красин". Музей по определению должен быть дотационным, чтобы быть доступным для всех.
Беседовал Владислав Букин