"Еще недавно у Балтийского завода не было заказов, речи не было не только о реконструкции предприятия, но и о его существовании. Некоторое время завод стоял. В 2012 году, после поступления новых заказов, ситуация резко изменилась", – из интервью заместителя генерального директора – главного инженера Балтийского завода Александра Викторовича Ещенко.
Как изменились производственные мощности завода по сравнению с советским периодом?
Около 800 станков были введены в строй во времена Советского Союза и работают до сих пор. Балтийский завод не претерпевал существенных изменений с точки зрения реконструкции, технического перевооружения. Сейчас на заводе около десятка единиц новой техники, приобретённой за последние пять лет. Это машиностроительное оборудование, есть несколько узкоспециализированных станков.
Существуют уникальные изделия, которые может делать только Балтийский завод: гребные валы, винты из цветного металла почти для всех судостроительных заводов. Качество таких изделий соответствует всем самым современным требованиям заказчиков.
Расскажите о новом оборудовании подробнее. Какие станки сейчас востребованы на производстве?
В 2014 году на большом стапеле мы установили новый портальный кран "Витязь" грузоподъёмностью 100 тонн. Это существенно ускорило и облегчило рабочий процесс погрузки секций.
В цехе № 6 недавно был установлен продольно-фрезерный обрабатывающий центр, который позволит снизить издержки и затраты на изготовление баков металловодной защиты (МВЗ) для атомных реакторов, а также других изделий машиностроения. В августе-сентябре в цехе №7 завершатся работы по установке двух токарно-фрезерных станков с ЧПУ и двух универсальных обрабатывающих центров с ЧПУ, а также нового токарно-валового станка фирмы Skoda, который позволит нам обрабатывать изделия длиной более 20 метров и весом более 50 тонн.
Это единственный на Северо-Западе станок, обладающий такими возможностями.
Основное, что необходимо сделать – усилить машиностроительную часть. Заводу нужно производить изделия машиностроения для собственных нужд, так как в рамках выполняемых заказов машиностроительные работы занимают значительную часть от общей трудоёмкости.
При поставках оборудования, сталкиваетесь ли с санкционными ограничениями?
То оборудование, которое мы сейчас заказываем, из стран, не предъявляющих санкционных ограничений. Новое оборудование будет преимущественно российского производства. Также возможны поставки из стран Юго-Восточной Азии.
|
Балтийский завод / Корабел.ру |
Балтийский завод расположен на Васильевском острове. Как решается проблема логистики?
Каких-то особых сложностей в логистике мы не ощущаем. Благодаря тому, что есть паромная переправа, мы можем доставлять груз и ж/д транспортом. Учитывая, что завод работает круглосуточно, у нас есть возможность при необходимости производить основные отгрузки в вечернее и ночное время. Конечно же, мы ждём запуска западного скоростного диаметра – тогда все вопросы снимутся окончательно.
Как вы оцените производственный потенциал завода?
До 2020 года производственные мощности завода загружены полностью. Те задачи, которые перед нами стоят сегодня, мы однозначно готовы выполнить вовремя и с должным качеством. Однако, безусловно, предприятию для его дальнейшего развития необходима реконструкция и техническое перевооружение.
Программу технического перевооружения Балтийского завода разрабатывал ЦТСС. Расскажите о ней подробнее.
В соответствии с поставленной ОСК задачей, мы разработали проект перспективного развития производственных мощностей Балтийского завода. На научно-техническом совете завода этот документ принят как прообраз будущей модернизации, я бы его сравнил с технико-экономическим обоснованием модернизации производства. Это большой труд, над которым мы работали полгода.
Проект разрабатывался на базе имеющихся и перспективных заказов. А для реализации проекта совместно с ОСК прорабатываются возможные источники финансирования.
Исторически так сложилось, что завод состоит из двух производств – машиностроительного и судостроительного. Говоря о машиностроении, главная задумка, которую нам предстоит реализовать – это перенос корпуса "М" (производства гребных винтов) на основную территорию завода. Для этой цели мы объединим два литейных цеха и построим новое здание для механического производства. Также планируется провести реконструкцию цехов спецэнергетики и котельного производства.
В части судостроения запланирована реконструкция сборочно-сварочного производства для выхода на производительность по металлу в 60 000 тонн в год, что в два раза больше, чем сегодня. Вместо стапеля "В" планируется построить сухой док, расширить производственные площади эллинга и установить новые окрасочные камеры.
Сегодня мы не имеем возможности для крупноблочного судостроения, кроме того, при строительстве применяются особые судостроительные стали, которые требуют совсем другого подхода при сварке и стыковке.
|
Балтийский завод / Корабел.ру |
На Балтийском заводе при строительстве судов используется два наклонных стапеля. Требуется ли их модернизация?
Самая важная модернизация, необходимая заводу, - это строительство сухого дока. Мы понимаем, что строительство такого дока – большие затраты, но, строя самые большие ледоколы в мире, нужно иметь особые условия производства. Выполнять сложные, уникальные заказы и не иметь при этом условий для работы, которые есть на всех крупных зарубежных предприятиях, невозможно. Сухой док обеспечит выполнение работ с меньшими затратами и с лучшим качеством.
Роль ОСК в Вашей работе – оцените её плюсы и минусы. Чувствуете ли вы воздействие корпорации – помощь в составлении плана технического перевооружения предприятия, подборе оборудования. Организован обмен опытом с инженерами других заводов, входящих в ОСК?
Уже не первый год я работаю с ОСК и мне сегодня приятно видеть налаженный диалог внутри корпорации. Сейчас созданы и действуют рабочие группы, которых никогда не было, в том числе и по машиностроению. Люди приезжают, обмениваются опытом – появился диалог не только с ОСК, но и между заводами.
Сегодня мы уверены в будущем, у завода намечена программа модернизации, вместе мы учимся планировать работу на длительный срок.
Каким Вы видите Балтийский завод через 5-10-50 лет? Возможно, есть некие перспективные заказы, модернизация, расширение?
Те планы, которые на сегодня намечены, уверен, будут воплощены: в первую очередь – это реконструкция цеха спецэнергетики, корпусообрабатывающего и литейного производств.