В девятый раз в Санкт-Петербурге состоялся Международный форум "Водный туризм", ежегодно собирающих представителей судоходных туристических компаний, судовладельцев прогулочного и яхтенного флота, общественных организаций и госструктур.
Главная заявленная тема — развитие туристической мобильности и привлечение иностранных туристов. На пленарном заседании в ряде докладов эту идею постарались конкретизировать.
А МИД против
— Мы понимаем, что развивать водный туризм без поддержки государства невозможно. Необходимо привлекать больше субсидий, работать над налоговой системой в сфере туриндустрии, чтобы и субъекты РФ получали реальные поступления в бюджет, и бизнес мог полноценно развиваться, — заявил куратор форума депутат Государственной думы, заместитель председателя комитета Госдумы РФ по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Сергей Кривоносов?.
О том, какую именно поддержку может оказать правительство, рассказал заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Алексей Конюшков. По его словам, действующая федеральная целевая программа уже выходит на финальный этап. Впереди остался только следующий туристический сезон, гвоздем которого станут маршруты, разработанные специально для гостей грядущего Чемпионата мира по футболу. Но при этом уже сейчас готовится новая ФЦП, где будет представлено 15 перспективных туристических направлений. Девять из них в той или иной мере относятся к круизной тематике. Речь идет о таких направлениях, как "Волжский путь", "Русская Арктика", Каспий. Реализовываться эта программа будет с использованием механизма проектного и кластерного финансирования, государственно-частного партнерства. Заработает новая ФЦП с 2019 года.
Фото с сайта confspb.ru
Еще один вид поддержки, которую ждет отрасль от государства, это либерализация законодательства. Особенно в части визового режима. Максимальное снятие административных барьеров, по мнению участников форума, резко увеличит въездной турпоток.
Напомним, что сегодня для туристов, прибывающих в Санкт-Петербург на речных и морских круизных судах, действует правило 72-часового безвизового пребывания. Но на пассажиров авиакомпаний этот закон не распространяется. Между тем значительная часть иностранных туристов попадает в Северную столицу именно через воздушные ворота. Это, кстати, тот контингент, который интересуется и водными направлениями, но при этом поставлен в неравные условия по сравнению с жителями североевропейских государств.
Законопроект по трехдневневному безвизовому режиму для авиапассажиров уже прошел первое чтение в Госдуме, но это не значит, что проблем с ним нет. Сергей Кривоносов пояснил, что эту идею не поддерживает Министерство иностранных дел.
— Существует принцип взаимности, который мешает реализации этого желания. Есть страны, который ужесточают въезд россиянам. Но с моей точки зрения, нам не нужно делать симметричные шаги. Напротив, нужно создавать условия, чтобы как можно больше иностранных туристов посещало нашу страну, чтобы они видели, что Россия живет мирно и формировали свою точку зрения о нашей стране, не поддаваясь нагнетанию ситуации зарубежными средствами массовой информации, заметил депутат.
Фото с сайта confspb.ru
Своя круизная компания
Вопрос привлечения иностранных туристов подробно рассмотрел вице-президент Российского союза туриндустрии, руководитель ассоциации "Объединение туроператоров в сфере выездного туризма "Турпомощь" Александр Осауленко. Уже после завершения форума "Корабел.ру" попросил его рассказать специально для читателей нашего портала, как конкретно он предлагает продвигать российский круизный рынок для иностранных потребителей:
— В первую очередь, требуется формировать позитивный образ России как выгодного и интересного туристического направления у ведущих круизных компаний мира. Как вы знаете, их клуб не очень велик и попасть в него трудно. Необходимо доносить до них информацию о том, какие возможности у нас есть. Информация эта имеет несколько измерений.
Измерение первое — чисто техническое. Это характеристики и само наличие причальных стенок, данные по глубинам, логистика от причалов, быстрота обслуживания в зонах переходов, тот же самый 72-часовой безвизовый режим. Второе — позиционирование непосредственно самих объектов показа, объектов размещения, то есть туристической инфраструктуры.
При этом надо понимать, что круизные компании планируют свои маршруты как минимум на два-три года вперед. Поэтому для того, чтобы Россия в эту схему, нужно сначала вести такую разъяснительную работу несколько лет подряд на постоянной основе. Это значит — регулярно принимать участие в различных рабочих сессиях, выставках на международном уровне, там, где "круизники" обычно собираются. То есть, не у нас, поскольку, давайте будем откровенны, в Россию руководители крупных мировых круизных компаний сами не едут и вряд ли в ближайшее время поедут.
Еще один важный момент. Мы сейчас находимся в не очень выгодном положении. С нами будут считаться, с нами будут контактировать, будут ставить нас в свои схемы только тогда, когда мы сами станем полноценными игроками. А для этого безусловно нужна собственная круизная компания. Удовольствие, конечно, очень дорогое, никто не спорит, но мировые круизные компании охотнее идут туда, где этот бизнес уже развит на национальном уровне — создана своя инфраструктуры для базирования, отработаны маршруты, рынок многократно обкатан и понятен. Как показал форум, этот вопрос витает в воздухе, но вариантов его решения пока, к сожалению, нет.
Понятно, что своя круизная компания должна создаваться на базе государственно-частного партнерства. Но государству для начала необходимо в этом вопросе объяснить свои позиции, обозначить, что оно готово под формирование такой компании предоставить. А дальше придут инвесторы, которые готовы будут вкладываться в суда.
Фото с сайта confspb.ru
Власть плюс бизнес равно...
Помимо главной темы, в рамках форума рассматривался и еще ряд вечно актуальных вопросов. Один из них — взаимодействие на водном пространстве двух ключевых игроков, власти и бизнеса.
— Разговор у нас шел о том, что сегодня у судоходных компаний сложились довольно приличные отношения с комитетом по транспорту правительства Санкт-Петербурга, с городским "Агентством внешнего транспорта". О том, что совместно решается целый ряд вопросов, найдены новые формы работы водного транспорта. В частности, образуются так называемые "Городские причалы", которых сегодня в Петербурге уже 16. И мы, члены ассоциации, которые владеют причалами, используем их для того, чтобы улучшить обслуживание туристов, — пояснил корреспонденту "Корабел.ру" президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга Евгений Зубарев.
Кроме того, отметил он, все больше расширяются маршруты Hop On / Hop Off. Они подразумевают, что турист может выйти на любой остановке, потом сесть на другое судно, которое идет по тому же маршруту. В некоторых вариантах это можно сделать даже на следующий день. Сегодня в Санкт-Петербурге пять таких маршрутов, и ими пользуется порядка 90 тыс. человек.
При этом есть, разумеется, и проблемные места, которые необходимо исправлять в тесном взаимодействии с городскими или федеральными властями. Евгений Зубарев назвал несколько таких болевых точек:
— Во-первых, это очень короткий срок аренды спусков. Когда срок окупаемости даже "Фонтанки" составляет 10-12 лет, то банки не заинтересованы давать кредиты, не видя устойчивой работы. Второй вопрос — десять лет мы бьемся с так называемой системой водопользования. По одним кодексам, судоходные компании не должны заключать договоров на водопользование, а в других это прописано, все толкуют по-разному.
Фото с сайта confspb.ru
Шторм, которого нет
Не все дискуссионные темы были заранее прописаны в программе форума. Кое-что всплыло практически стихийно в ходе обсуждения докладов. И слово "стихийно" здесь более чем уместно, поскольку речь зашла о проблемах с метеопрогнозами. Во время рабочей сессии "Речной круизный туризм: в поисках точек роста" представительница круизной компании "Латти" Елена Рогова подняла вопрос хронически неточных метеосводок.
— Мы занимаемся приемом теплоходов в Санкт-Петербурге. Они идут к нам из Перми, из Самары, из Москвы, а мы их здесь обслуживаем. И на маршруте, пока они проходят Онежское либо Ладожское озеро, их могут просто застопорить, потому что, например, прогнозы обещают шторм в Ладоге. При этом зачастую оказывается, что никакого шторма нет, но теплоход не выпускают, поскольку правила запрещают — есть прогноз по шторму, судно стоит. А то, что этот прогноз неверный, никого не интересует, — обозначила суть проблемы Елена Рогова.
По ее мнению, после всех несчастных случаев на воде, что происходили в последние годы в России — от летней трагедии в Карелии до памятной всем "Булгарии", никто не хочет брать на себя ответственность и выпускать судно в рейс при неблагоприятных прогнозах.
— А бизнес от этого страдает. Шторма нет либо он допустимый, но теплоход в Ладогу все равно не выпускают, он приходит сюда с большим опозданием. Туристы, у которых здесь пересадка на самолеты, поезда, попадают в цейтнот, срывают график. У кого-то отменяются запланированные экскурсии в Кижи, например.
Проблема, считает она, в устаревшем оборудовании, которое не менялось со времен Советского Союза. При том, что наука сейчас шагнула далеко вперед и современная аппаратура позволяет давать прогнозы с очень высокой точностью. Но на переоснащение метеоцентров нет денег.
Фото с сайта confspb.ru
Народ со стержнем
В целом, участники форума сошлись на том, что мероприятие было очень полезным, где-то даже острым. Хотя и есть определенное снижение уровня представительства, а за счет этого — эффективности. Все-таки проблемные вопросы должны не только задаваться, но и получать конкретные ответы, желательно из первых уст.
— Конечно, хотелось бы, чтобы российское Министерство транспорта было представлено большим спектром своих чиновников. Конечно, директор Департамента госполитики в области морского и речного транспорта Минтранса РФ Виталий Клюев сделал блестящее выступление. Коллега не просто владеет информацией, а знает тенденции, начиная с правового поля и заканчивая техническими вопросами, ответил на очень многие вопросы. Но все-таки на такую аудиторию всего один человек, побывший только два часа на пленарном заседании, это маловато. Хотелось бы, чтобы такое обсуждение наболевших вопросов именно с государством можно было бы вести в рамках форума более продолжительное время, — подытожил Александр Осауленко.
С другой стороны, как он признался, в кулуарах конференции продуктивной работы было едва ли не больше, чем в ходе рабочих сессий. Кофе-брейки сами собой перерастали в импровизированные круглые столы, где делегаты откровенно обменивались мнениями.
Фото с сайта confspb.ru
— Народ собрался достаточно прямой. Люди приехали задавать вопросы и искать ответы на эти вопросы. Этот внутренний стержень мне очень понравился, — признался глава ассоциации "Турпомощь".
Каждый день только самые важные и интересные новости
Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Рег. номер: ЭЛ № ФС 77-76728 Учредитель: ООО «РА Корабел.ру» Знак инф. продукции: 16+