– Михаил Сергеевич, анонсировано, что строительство НЭС "Иван Фролов" начнется в 2023 году. На какой стадии сейчас находится работа над проектом?
– С 2019 года АО "Невское ПКБ" в инициативном порядке в рамках инвестиционной программы общества велась разработка проектной документации перспективного научно-экспедиционного судна для замены НЭС "Академик Федоров". Рабочей группой АО "Невское ПКБ", АО "Адмиралтейские верфи" и ФГБУ "ААНИИ" изучен опыт создания и эксплуатации действующих судов аналогичного назначения, определены основные характеристики перспективного НЭС.
В 2020-21 году Невским ПКБ разработан аванпроект, согласованный в 2021 году с Арктическим и антарктическим научно-исследовательским институтом, который будет эксплуатировать НЭС "Иван Фролов", а также Российским морским регистром судоходства. На основании документов аванпроекта АО "Адмиралтейские верфи" произведен расчет стоимости строительства, а АО "ЦТСС" – экспертиза этого расчета.
В рамках выполнения проектных работ Невским ПКБ совместно с ААНИИ разработаны обводы корпуса судна. В ноябре-декабре 2022 года проведены модельные испытания корпуса в ледовом бассейне ААНИИ, которые позволили подтвердить характеристики ледопроходимости, заложенные в техническом задании на судно, и определить необходимую мощность пропульсивного комплекса.
В настоящее время АО "Невское ПКБ" приступило к разработке технического проекта НЭС "Иван Фролов".
– Чем похожи "Академик Трешников" и "Иван Фролов", что функционально и конструктивно отличает эти два судна?
– Все научно-экспедиционные суда так или иначе похожи друг на друга. Они сочетают функции транспортных судов, перевозящих контейнеры, сухие и наливные грузы, пассажирских и научных судов. Поскольку суда работают на полюсах, они имеют функцию ледокола.
Для выгрузки грузов необходима функция носителя вертолетов. Как правило, в носовой части располагаются грузовые помещения, в миделевой части – жилые помещения и помещения энергоустановки, в кормовой части – лабораторный научный комплекс. В этом суда схожи. В остальном, конечно же, они отличаются: проектируемый НЭС "Иван Фролов" – это, безусловно, судно уже следующего поколения. Его отличает более современная энергетическая установка, более мощный научно-исследовательский комплекс и так далее.
– "Академик Трешников" должен стать прототипом для новых отечественных судов полярного научного флота нашей страны", – пророчил руководитель группы наблюдения ААНИИ над строительством НЭС "Академик Трешников". Какие решения, впервые примененные на этом судне, будут использованы на "Иване Фролове"?"
– Мы учли полезный опыт эксплуатации, и предложено применить технические решения, прекрасно себя зарекомендовавшие именно на "Академике Трешникове". Один из примеров – это система охлаждения энергоустановки, которой можно пользоваться даже в момент нахождения судна в доке.
– Кто разрабатывал техническое задание на проектирование "Академика Трешникова" и "Ивана Фролова"?
– Техническое задание разрабатывал ААНИИ, который имеет опыт эксплуатации подобных судов и которому предстоит эксплуатировать НЭС "Иван Фролов".
Естественно, заказчик обращался и к "Адмиралтейским верфям", и к проектанту судна – Невскому ПКБ. Все мы принимали участие в разработке технического задания, наша совместная работа с 2019 года, о которой уже говорилось, позволила сформировать техническое задание.
– По словам директора ААНИИ Александра Макарова, при проектировании и строительстве "Ивана Фролова" будет задействован опыт создания ЛСП "Северный полюс". Чем вам был интересен проект 00903?
– Эксплуатирующая организация формирует свои требования не только изучая мировой опыт, но и в процессе создания и эксплуатации судов своего флота, и построенная дрейфующая платформа "Северный полюс" в этом не исключение. Опыт эксплуатации подсказал новые возможные решения. Дальнейшее совершенствование проектов судов – это прежде всего анализ полученного опыта и огромная, вдумчивая работа на будущее. Мы уверены, что проектируемый НЭС "Иван Фролов" станет своего рода результатом подведения итогов эксплуатации уже построенных судов, а также возможностью применения новейших технических решений, позволяющих "заглянуть за горизонт" – в будущее создаваемого научно-экспедиционного флота нашей страны.
– Подчеркивается, что "Иван Фролов" – универсальное судно. Оно должно работать и в Арктике, и в Антарктике. Если бы судно строилось для работы только в северных широтах, не требовались бы высокие мореходные качества?
– Высокие мореходные качества требуются судну не только для перехода через экватор и "ревущие сороковые", но и в северных широтах - там тоже бывают шторма. Другое дело, что работа в тех местах имеет свои особенности: больше мелководных участков, меньшая автономность, даже другой лед, - и поэтому такое судно имело бы немного иной архитектурный облик.
– "Иван Фролов" – это также и многоцелевое судно. Оно сочетает в себе качества ледокола, НИС, пассажирского судна, танкера, контейнеровоза, носителя летательных аппаратов. Какая функция доминирующая?
– Конечно же, одной доминирующей функции у судна нет. Если бы можно было выделить такую доминирующую особенность, то судно называлось бы иначе – исключительно по этому признаку. Но "Иван Фролов" – это именно научно-экспедиционное судно, и все его признаки (пассажирское, транспортно-снабженческое и научное) одновременно являются доминирующими, – и здесь мы решаем задачу многокритериальной оптимизации.
– ААНИИ пытается активно использовать в работе дроны. Судно "Иван Фролов" получит штатные летательные (и, быть может, подводные) беспилотные аппараты?
– Судно будет оснащено БЛА и ТНПА, так как в настоящее время беспилотное направление активно развивается и то, что сегодня кажется новаторским, завтра станет уже неактуальным, технический прогресс устремится к новым горизонтам. На судне планируется регулярная замена применяемых типов БЛА и ТНПА.
Наша задача – создать универсальный носитель под уже созданные и перспективные типы.
– Изначально планировалось оснастить НЭС-160 восьмимегаваттными ВРК. По какой причине отказались от этого решения? Что еще из задуманного не удастся реализовать по тем или иным мотивам? Насколько "Ивана Фролова" коснулась проблема перепроектирования, которая сейчас стоит перед отраслью?
– Как вы знаете, уже около года как из России ушли многие иностранные поставщики судового комплектующего оборудования, и перед нами встала задача перепроектирования. В ходе перепроектирования подобраны замены западноевропейскому оборудованию по более чем 100 позициям. Все это было выполнено бюро в 2022 году.
Одним из результатов перепроектирования стала замена изначально заложенной в проект винторулевой колонки финского производства на движительно-рулевой комплекс производства дружественных стран.
Все, что было изначально задумано, нам удалось реализовать. В ходе перепроектирования нам удалось подобрать оборудование, которое позволит реализовать все эксплуатационные требования, предъявляемые к данному судну.
– Британцы за свое новое полярное научно-исследовательское судно Sir David Attenborough отдали 200 млн фунтов стерлингов (в ценах 2014 года), а Австралия заплатила 500 млн австралийских долларов за строительство Nuyina на румынской верфи Damen. Для ЮАР был построен Agulhas II. Вы анализировали эти новинки?
– Безусловно, мы использовали не только российские прототипы, такие как "Академик Трешников", но и современный передовой иностранный опыт проектирования судов подобного типа. В число "прототипов" попали не только упомянутые вами Sir David Attenborough, Nuyina и AgulhasII, но и китайский XueLong2, корейский Araon, чилийский Antarctic1. Мы совместно с ААНИИ попытались учесть весь имеющийся опыт. Это нормальная мировая практика.
Уверен, что опыт НЭС "Иван Фролов" будут учитывать при проектировании наши иностранные коллеги.
– И Attenborough, и Nuyina потрепали нервы своим владельцам, прямо на старте эксплуатации был ряд поломок оборудования. Отчего, на ваш взгляд, это происходит с современными судами?
– Да, сейчас Nuyina (самый современный НЭС) выведена из эксплуатации в ремонт. Но на мой взгляд, неправильно говорить о подобной проблеме в отношении исключительно современных судов. Такое всегда происходило и происходит со всеми сложными и головными судами во всем мире, потому что любой сложный технической объект никогда не получается идеальным с первого раза.
Научно-экспедиционные суда являются одними из самых сложных среди продукции судостроения. Они всегда – головные и уникальные, поэтому доведение такого судна до полностью рабочего состояния занимает один-два года. Если бы эти суда строились серийно, то начиная со второго-третьего судна этого бы не происходило.
– Nuyina строится из расчета тридцатилетней эксплуатации и имеет возможность со временем перейти на аммиак...
– Наше судно может эксплуатироваться за порогом тридцатилетнего периода, однако мы не видим и не считаем, что аммиак станет основным видом топлива. Пока мы закладываем в проект применение низкосернистого дизельного топлива и очистку выхлопов по стандарту TIER III MARPOL.
– Пассажиры отметили отличную систему стабилизации качки Nuyina: "Море вздымалось, но это почти не отражалось на экипаже". Какие успокоители качки планируется поставить на "Ивана Фролова"?
– Наш НЭС будет оснащен системой успокоения качки российского производства. Решение установить отечественную систему было принято задолго до ухода с нашего рынка многих зарубежных поставщиков. Она является лучшим предложением на рынке судового комплектующего оборудования.
– Nuyina строили по системе DBOM (проектирование, строительство и поддержка жизненного цикла (30/10). Эту же идею продвигает сейчас ОСК...
– Идея поддержки всего жизненного цикла судна должна исходить не только от судостроительной отрасли (верфи или проектанта), но и от судовладельца. При этом судовладельцу необходимо предусмотреть средства для технического обслуживания и продумать схему эксплуатации судна с учетом этого подхода. Со своей стороны, Невское ПКБ готово к работам по поддержанию жизненного цикла судна.
Статьи по теме:
"Балтика": "В Финском заливе этому теплоходу не было бы равных"
Сколько стоит судно построить?
ААНИИ: "Наша самая важная прикладная миссия – гарантировать безопасную навигацию на Севморпути"