Новый ОИС относится к линейке судов проекта 20180, разработка которых ведётся в петербургском конструкторском бюро "Алмаз". По состоянию на 2017 год два судна этой линейки, "Звёздочка" и "Академик Ковалёв", эксплуатируются Северным флотом ВМФ России и ещё два, Академик Александров" и "Академик Макеев", находятся в разной степени готовности на предприятии "Звёздочка" в Северодвинске.
Рассмотрим подробнее каждого представителя проекта.
Спасательное буксирное судно (СБС) "Звёздочка" (проект 20180).
Головной корабль "Звездочка" с заводским №01218 заложен на судоремонтном заводе "Звездочка" 3 сентября 2004 года. Спущен на воду 20 декабря 2007 года. 24 июля 2010 года СБС принят на вооружение Северного флота ВМФ России г. Пункт приписки - Северодвинск.
|
Спасательное судно "Звёздочка" / Корабел.ру |
"Звездочка" - многоцелевое судно, предназначенное для поисково-спасательных работ, морской транспортировки большегрузных и крупногабаритных образцов и контейнеров морской техники, исследовательского и испытательного оборудования, включая его буксировку, установку и перегрузку.
|
Спасательное судно "Звёздочка" / Корабел.ру |
СБС может также обеспечивать испытания морской техники, вооружения и оружия, поиск, обследование и подъем затонувшей морской техники, другие работы, связанные с развертыванием, использованием и подъемом крупногабаритных плавающих и донных объектов, обеспечением боевой подготовки сил флота с применением такой техники. На судне расположена площадка для посадки вертолетов типа Ка-29. В корме судна расположено три грузовых крана, два из которых грузоподъёмностью по 80 тонн и высотой подъёма стрел от 4,5 до 19 метров, осуществляют спуск и подъём спасательных аппаратов типа "Бестер" и погрузочно-разгрузочные работы, обеспечивают подъём затонувших, плавающих или донных объектов, в том числе крупногабаритных.
|
Спасательное судно "Звёздочка" / Корабел.ру |
"Звёздочка" имеет классическую компоновку корпуса длиной 96 метров и максимальной шириной 17,9 метров с выраженным баком и поднимающейся над ним надстройкой с вертолётной площадкой. Наибольшая осадка корабля составляет 9,3 метра. Экипаж СБС составляет до 70 человек. Водоизмещение - 5500 тонн.
Морской транспорт вооружения (МТВ) "Академик Ковалёв" (проект 20180ТВ).
"Академик Ковалёв" с заводским №01318 заложен на судоремонтном заводе "Звездочка" 20 декабря 2011 года. Спущен на воду 20 декабря 2014 года. 18 декабря 2015 года МТВ принят на вооружение Северного флота ВМФ России г. Пункт приписки - Североморск.
|
Закладка МТВ "Академик Ковалёв" |
"Академик Ковалёв" - транспорт вооружений усиленного ледового класса предназначен для погрузки, выгрузки и транспортировки морем образцов вооружений, в том числе до 8 межконтинентальных баллистических ракет Р-30 Булава" для новейших стратегических подводных ракетоносцев проекта 955.
|
"Академик Ковалёв" во время первого выхода на заводские ходовые испытания |
На судне расположена площадка для посадки вертолетов типа Ка-29. В корме расположен 80-тонный грузовой кран и кантователь, которые обеспечивают выполнение широкого спектра задач по выгрузке, погрузке и кантовке разрядных грузов.
|
"Академик Ковалёв" во время первого выхода на заводские ходовые испытания |
"Академик Ковалёв" имеет классическую компоновку корпуса длиной 107,6 метров и максимальной шириной 17,9 метров с выраженным баком и поднимающейся над ним надстройкой с вертолётной площадкой. Наибольшая осадка корабля составляет 9,3 метра. Экипаж СБС составляет до 60 человек. Водоизмещение - 6300 тонн.
Океанографическое исследовательское судно (ОИС) "Академик Александров" (проект 20183).
"Академик Александров" с заводским №01280 заложен на судоремонтном заводе "Звездочка" 20 декабря 2012 года. Спущен на воду 16 мая 2017 года. Принятие на вооружение планируется в 2018 году. Вероятный пункт приписки - Северодвинск.
|
ОИС "Академик Александров" / Корабел.ру |
"Академик Александров" - многоцелевое судно усиленного ледового класса. Судно предназначено для проведения исследовательских и научных работ на шельфе арктических морей, обеспечения работы морской арктической техники, спасательных операций в Арктике. ОИС способно вести мониторинг районов деятельности флота, районов проведения испытаний, мест нахождения потенциально опасных донных объектов, районов экономической деятельности, выполнять установку в них донного навигационного, контрольно-измерительного и другого оборудования.
|
ОИС "Академик Александров" / Корабел.ру |
Двойное назначение судна позволяет проводить поисково-спасательные операции, дноуглубительные работы, буксировку, установку и перегрузку военной и специальной техники, обследование и подъём затонувшей морской техники, включая объекты, представляющие потенциальную или действительную экологическую опасность.
|
ОИС "Академик Александров" / Корабел.ру |
На судне расположена площадка для посадки вертолетов типа Ка-29. В корме расположен 100-тонный грузовой и оборудование для спуска-подъема военной и специальной техники.
|
Спуск на воду ОИС "Академик Александров" |
Длина корпуса "Академика Александрова" - 96 метров. Ширина - 17,9 метра. Главным визуальным отличием от предыдущих судов является бак, выполненный в закрытом виде без отдельной палубы, где обшивка бака доходит до самой надстройки и соединяется с её нижней стенкой. Наибольшая осадка корабля составляет 9,3 метра. Экипаж ОИС составляет до 65 человек. Водоизмещение - 5400 тонн.
По состоянию на 16 мая 2017 года ОИС находится в достройке у причала мелководной набережной "Звёздочки". Ходовые испытания и передача флота планируется в 2018 году.
Морской транспорт вооружения (МТВ) "Академик Макеев" (проект 20183ТВ)
"Академик Макеев" с заводским №01283 заложен на судоремонтном заводе "Звездочка" 23 июля 2015 года. Спуск на воду и передача флоту запланированна на 2018-2019 год.
|
Закладка морского транспорта вооружений "Академик Макеев" |
Основные технические характеристики морского транспорта вооружения пр. 20183ТВ: длина – 107,6 м.; наибольшая ширина – 17,8 м.; полное водоизмещение – 6300 тонн; экипаж – 60 человек. Судно способно принимать вертолеты Ка-29; усиленный ледовый класс - Arc5; район плавания не ограничен.
|
Закладка морского транспорта вооружений "Академик Макеев" |
В соответствии с указаниями Президента РФ и заданиями Министерства обороны России при строительстве МТВ "Академик Макеев" выполняется импортозамещение его основных комплектующих. Импортные судовые системы и оборудование заменит продукция санкт-петербургских, коломенских, нижегородских машиностроителей. Пропульсивный комплекс морского транспорта вооружения – винто-рулевые колонки и подруливающие устройства - будет изготовлен на "Звездочке".
|
Закладка морского транспорта вооружений "Академик Макеев" |
Будущий МТВ будет использоваться для обеспечения новейших атомных ракетных подводных крейсеров класса "Борей". Вероятный пункт приписки - Вилючинск.