За два дня до того, когда свежесданный, с иголочки “Академик Трешников” должен был отойти от причальной стенки родной верфи, команда уже стирала в прачечной и из камбуза доносился запах прекрасного борща, мы с фотографом, с позволения “Адмиралтейских верфей”, поднялись на палубу, чтобы изнутри осмотреть новое российское научно-исследовательское судно, правопреемника “Академика Федоров”, надежу и опору Российской Антарктической экспедиции и науки в целом.
Вблизи судно выглядело пустовато: погода не располагала к прогулкам по палубе, да и ученые, например, пока еще оставались на берегу, судя по наглухо запертым каютам. На судне продолжалось “насыщение оборудованием”- об этом свидетельствовали коробки с техникой в каждом коридоре, пустые пока розетки и зияющие промежутки на столешницах в лабораториях. Понятно, что вскоре они будут заполнены - новехоньким оборудованием, винтами прикрученном к столам и притянутом к полкам стропами. Ибо качка.
Тренажерный зал, сауна, кафе, прачечная, каюты, преимущественно одноместные, с санузлами, спутниковое телевидение, интернет - “Академик Трешников” спроектирован как судно повышенной комфортности, прежде всего комфортной работы 80 участников экспедиции.
Профессиональной аудитории напомним, что на борту нового НЭС установлены: гидроакустический комплекс, состоящий из многолучевого эхолота, дающего трехмерное изображение морского дна, и профилографа донных отложений, который определяет структуру донных осадков и позволяет "пробиться" на глубину до 300 метров к подводным окраинам материков. Ледоисследовательский комплекс, позволяющим определять не только характеристики морского льда по маршруту движения судна, но и физико-механические нагрузки этих льдов на корпус судна. Данные этих исследований однозначно будут полезны для развития ледокольных проектов
Всего на судне 11 стационарных лабораторий с современными измерительными комплексами, включая порадовавшую лично меня “Лабораторию по запуску исскуственных спутников земли”. Кроме того, НЭС «Академик Трёшников» оснащено четырьмя модульными лабораториями контейнерного типа, обеспеченными всеми коммуникациями (пресная и забортная вода, электропитание, канализация, телефонная и компьютерная связь). Данные комплексы могут в береговых условиях быть полностью укомплектованы специфическим оборудованием, которое в настоящее время отсутствует на судне. Так что условия на судне подготовлены “на вырост”.
Рубка насыщена логотипами “Транзаса”. Судну, предназначенному для работы в ледовых широтах, стандартным комплектом навигационного оборудования не обойтись, а характер исследований и условия работы добавили сложностей поставщику. В итоге список единиц установленной на борту электроники занимает несколько страниц. Поскольку с учеными лично мне встретиться не довелось, о результативности техники мы сможем судить после первого похода.
Помимо основного финансирования, на работу экспедиции, и соответственно, нового корабля также выделены порядочные бюджетные средства: в 2012 году - 111 миллионов рублей, в 2013 - более 150 миллионов рублей и в 2014 году - 200 миллионов рублей. Об этом объявил премьер-министр, когда под крышей вертолетного ангара на верхней палубе выступал с речьюво время церемонии передачи НЭС представителям Росгидромета. Всех проблем эти деньги не решат, но беспокойства все-таки будет меньше. “Судну предстоит осуществлять исследования в тихоокеанском секторе Антарктики с обеспечением работ на российской антарктической станции Беллинсгаузен и сезонных полевых базах Русская, Ленинградская и Оазис Бангера” -это цитата из релиза Арктического и Антарктического НИИ. Возможно,”Трешников” поспособствует и расконсервации станции Русская, из-за недостаточного финансирования в 1990 году превратившейся в сезонную полевую базу РАЭ.
Капитан судна – капитан дальнего плавания Лукьянов С.В. Предполагается, что новый “Академик” в 58-й сезонной экспедиции покинет порт 21 декабря, чтобы показать себя в деле, и привезти новую смену, оборудование и грузы на станцию Беллинсгаузен - проектом предусмотрены емкости для транспортировки топлива, так что заниматься проводкой НЭС не придется.
Маршрут плавания: С-Петербург – Бремерхафен (Германия) – Монтевидео (Уругвай) – станция Беллинсгаузен (Антарктида) – море Уэдделла – станция Беллинсгаузен – Монтевидео – С-Петербург. Ожидается, что характерный оранжевый силует появится в порту С-Петербург 11 апреля 2013 года.
Справка:
Научно-экспедиционное судно проекта 22280 - первое за двадцать лет в России - построено ОАО "Адмиралтейские верфи" для Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды России (Росгидромет). Проектантом выступило ЦКБ “Балтсудопроект”. Судно было спущено на воду 29 марта 2011 года. Передано в эксплуатацию 10 октября 2012 года.
В задачи "Трешникова" будет входить доставка груза и замена персонала полярных станций, проведение научно-исследовательских работ и изучение природных процессов и явлений в океане, вывоз отходов и мусора из Антарктики.
Технические характеристики:
Длина: 133,59 м
Ширина: 23 м
Высота: 13,5 м
Осадка: 8,5 м
Водоизмещение: 16 336 т
Скорость хода в открытой воде: 16 узлов
Скорость хода во льду толщиной 1,1 метра: 2 узла
Общая мощность энергетической установки: 16,8 Мега Ватт
Дальность плавания: 15 000 миль
Автономность: 45 суток
Экипаж: 59 человек
Число пассажиров (экспедиция): 80 человек
Класс Российского Морского Регистра Судоходства: КМ* ARC 7 AUT 2 Special purpose ship (в соответствии с «Правилами классификации и постройки морских судов», РМРС, 2007 г.)
Ледовый класс: ЛУ7
Флаг: Россия
Порт приписки: Санкт-Петербург
Номер ИМО: 9548536
Позывной: UBXH3
Двигатели 3 главных дизель-генератора Wärtsilä: 2х6300 кВт, 1х4200 кВт, 2 гребных электромотора: 2х7100 кВт[1]
Движитель: два 4-х лопастных стальных винта фиксированного шага
Базирование вертолетов: 2 вертолета Ка-32
Район плавания: неограниченный, включая одиночное плавание и дрейф в ледовых условиях арктических морей и плавание в тропических морях.
Температурный режим эксплуатации:
температура воды – минус 2С…плюс 32С
температура воздуха – минус 40С…плюс 35С
Данные: ЦКБ “Балтсудопроект”, ОАО “ОСК”.
Анна Абрамова
Фотографии - Прохорова Яна