"Академик Страхов", или Туда и обратно

В 2012 году научное судно "Академик Николай Страхов" отправилось в очередную свою экспедицию. Вернулось к родным берегам оно лишь на прошлой неделе — 21 января 2016 года. Между этими двумя датами лежит трехлетняя эпопея, в которой крайне мала собственно научная составляющая, — сначала переход в Индийский океан, потом поломка гребного вала и многомесячное ожидание ремонта в порту столицы Шри-Ланки Коломбо. История едва не потерянного для России судна стала в итоге поводом для системных решений в отношении всего отечественного научного флота.
"Доколомбовый" период

НИС "Академик Николай Страхов" было построено в 1985 году на финской верфи "Холлминг" по правилам Регистра СССР для судов с неограниченным районом плавания класса А2. Уже в свое первом плавании, в том же 85-м, "Страхов" выполнил ряд исследований, а затем отправлялся в экспедиции практически каждый год. Причем временами и не по одному разу за год. До 1994 года рейсы происходили с неукоснительной регулярностью, а позже с некоторыми перерывами. За время активной жизни судна ученые Геологического института РАН успели провести на нем 29 экспедиций! Юбилейной, тридцатой стал как раз последний поход в Индийский океан. Подробнее всего была изучена центральная Атлантика — туда "Страхов" отправлялся 14 раз. Четыре раза он ходил в Средиземное море, трижды — в Арктику и еще по два раза — в Карибский регион, в Калифорнийский залив Тихого океана, в Индийский океан и в Антарктику.
 
Рейсы НИС "Академик Николай Страхов" (1985-2013 гг.) / "Геологический институт РАН"
 
Основные характеристики:
1. Тип: Научно-исследовательское судно
2. Позывной сигнал: UIМ S
3. ММО №: 8211174
4. Регистрационный №: 830662
5. Флаг: Российская Федерация
6. Порт приписки: Калининград
7. Место и год постройки: Финляндия, май 1985 г.
8. Водоизмещение: 2 600 т
9. Число и мощность двигателей: один – 2 576 кВт
10. Класс: KM (*) L1 [1] AUT 1 судно специального назначения согласно Российскому Морскому Регистру Судоходства, являющемуся членом МАКО
11. Основные размеры по международному мерительному свидетельству (1969) № 02.00015.121, выданному Российским Морским Регистром Судоходства в Калининграде 10.10.2002:
Длина 75,50 м
Ширина 14,70 м
Осадка 4,5 м + 1,5 м выступ для эхолота
Полная грузоподъемность: 860 т
12. Потребление топлива:
a. На переходе: 11т/24ч
b. В работе: 8т/24ч
c. На стоянке: 3т/24ч
13. Дальность плавания: 12 000 морских миль

На борту установлен гидроакустический комплекс RESON, состоящий из многолучевых эхолотов глубоководного SeaBat 7150 и мелководного SeaBat 8111, высокочастотного профилографа EdgeTech 3300 и встроенного гидролокатора бокового обзора объединенными с навигационной системой (система динамического позиционирования POS MV, гирокомпас IXSEA OCTANS III и GPS Trimble DSM132).

Он позволяет делать:
- высокоточные измерения глубин в диапазоне от 20 до 5000 м с последующим построением карт рельефа с сечением рельефа порядка метра;
- изучение газовых факелов в водной толщи;
- изучение верхних частей осадочного чехла с получением информации о структуре, газопроницаемости, наличии газогидратов

О том, как проходила последняя экспедиция "Академика Николая Страхова", рассказывает Александр Мазарович, заведующий лабораторией геоморфологии и тектоники дна океанов Геологического института РАН:

"8 августа 2013 г. НИС потеряло ход в Индийском океане из-за аварии гребного вала. Он проходил осмотр Регистра РФ в 2012 г., и, согласно акту дефектации № 107-2012Э от 12 июня 2012 г., гребной вал находился в годном состоянии. Информация об аварии была своевременно направлена в страховую компанию "ВСК", которая признала случай аварийным, что подтверждено соответствующими документами. РМРС определил класс НИС как аварийный, и ему были запрещены любые самостоятельные перемещения.

После аварии происходил медленный дрейф НИС в направлении навигационных опасностей (рифы Мальдивских островов) и при этом возникала весьма реальная угроза жизни членов экипажа и потери НИС. При этой ситуации были две возможности — подача сигнала SOS и коммерческая буксировка НИС. В первом варианте ГИН РАН был бы обязан заплатить крупную премию спасателю, которая составляла бы многие десятки процентов от стоимости судна. В целях экономии средств было принято решение о коммерческой буксировке (из финансового резерва ГИН РАН) НИС в ближайший порт укрытия – порт Мале (Мальдивские острова), где оно и находилось до 14 октября 2013 г., ожидая оптимальных ценовых предложений по буксировке к месту ремонта. Рассматривались варианты ремонта в портах Мумбаи (Индия), Дубаи (Объединенные Арабские Эмираты) и Сингапур.

16 октября 2013 г. НИС было отбуксировано в ближайший порт Коломбо (Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка), в котором находится сухой док и квалифицированный персонал для проведения аварийного ремонта. Это было также согласовано с требованиями страховой компании "ВСК" о минимизации расходов".


Семь бед — один ответ

Пока "Академик Страхов" скитался по южным морям, в мире российской науки произошли важные перемены — в рамках реформы Российской академии наук было создано Федеральное агентство научных организаций. В ведение ФАНО передавалось управление всем имуществом научных организаций, в том числе, разумеется, и научно-исследовательского флота. "Страхов" со своими финансовыми проблемами попал как раз самое пекло — чиновники и ученые на много месяцев были погребены под лавиной переоформляемых бумаг.

— В ходе реформы Академии наук было создано Федеральное агентство. Но как это часто бывает у нас, агентство было создано, а тема не была достаточно хорошо проработана. В ФАНО передали все имущество Академии, а распорядиться им толком не смогли. И пароход, по моему убеждению, просто забыли. Соответственно был некий период, когда вновь созданное агентство училось разбираться с новыми реалиями, и никому не было дела до того, что деньги на флот не выделяются, — объясняет ситуацию младший научный сотрудник лаборатории геоморфологии и тектоники дна океанов Геологического института РАН Ксения Добролюбова.

Как говорится, беда не ходит поодиночке. К моменту, когда судно оказалось в Коломбо, проблемы стали нарастать целым ворохом. Замена сломавшегося вала — дело небыстрое: по расчетам, срок его изготовления должен был составить 36 недель. То есть минимум до июля 2014 года "Страхов" оказывался прикованным к месту. При этом к стоимости ремонта в этом случае необходимо было еще и приплюсовывать постоянные расходы на портовые сборы. Кроме того, к общей сумме издержек добавилась стоимость буксировки — 160 500 долларов. Но и это еще не все: как раз в этот период в рамках очередного освидетельствования для возобновления класса НИС "Страхов" должен был пройти регистровый ремонт.

Как рассказывает Александр Мазарович, Геологический институт РАН направлял запросы в президиум РАН, в аппарат правительства и в ФАНО о финансовой помощи – везде были получены отрицательные ответы. При этом рекомендовалось: закончить аварийный ремонт и перейти в Мурманск для проведения регистрового. Вопрос, каким образом это возможно осуществить при том, что до окончания регистрового ремонта судну запрещено выходить в море, остался без ответа.

Намертво застрявший в Коломбо "Страхов" тщетно прождал помощи весь остаток 2013 года, потом весь 2014-й. Вместо того, чтобы приносить пользу российской науке, он вынужденно не занимался ни чем другим, кроме коллекционирования неоплаченных счетов от портовых властей. Ученым пришлось бросить бесцельно простаивающее оборудование, перечеркнуть текущие планы геологических исследований и отправиться в Москву.

— Остался только дежурный экипаж, который поддерживал жизнеспособность судна, — вспоминает Ксения Добролюбова. — Иногда спрашивали: а зачем держать резервный экипаж на корабле, если он стоит у стенки? Ответ такой — судно не способно передвигаться, но оно должно быть живым. Должны функционировать кондиционеры, чтобы не испортилось оборудование, должны работать системы, должны быть люди для каких-то необходимых портовых манипуляций. Просто так пустую железку никто не оставляет. Все это время в соответствии с графиком осуществлялись плановые ротации экипажа, морякам шло начисление зарплаты, поскольку она идет из совершенно другой статьи. Но с каждым разом условия становились все хуже.

Активно выдвигалась идея буксировки судна, рассказывает она, но Институт геологии счел, что это невозможно.

— Слава Богу, от нее отказались, потому что, сами понимаете, полностью обездвиженное судно буксировать даже в Сингапур (хотели во Владивосток или в Сингапур) — это немыслимо! Для этого нужны, во-первых, два буксира, во-вторых, идеальная погода на всем пути, а в-третьих, очень большие деньги.

В ноябре 2014 года капитан НИС Сергей Яркин в отчаянии написал открытое письмо на имя президента России.
Уважаемый Владимир Владимирович, здравствуйте! Спасите судно и экипаж!!!

НИС "Академик Н. Страхов" находится в течении года в порту Коломбо — Республика Шри-Ланка. 7 ноября 2014 г. портовые власти отключают судно от берегового электроснабжения за систематическую неуплату судовладельцем (Московский Геологический институт Академии наук РФ — ГИН РАН) задолженности по портовым сборам, составившую более 80.000 $ USA. Судно находится в ремонте. Отключив береговое электроснабжение портовые власти обрекают экипаж на нахождение в нечеловеческих условиях: без света, без связи, без воды, без туалетов, без системы кондиционирования воздуха, без продуктов (они пропадут на вторые сутки после отключения провизионных камер), без пищи (камбузное оборудование будет обесточено). ФАНО приняло решение 05.11.14 г отказать в оформлении гарантийного письма для портовых властей Коломбо о выплате всех долгов по судну до 12.11.14 г , о чем просили портовые власти Коломбо. А также приняло решение — погашение задолженности и последующее погашение счетов произвести с поступлением финансовых средств на счет ГИН РАН.

Никто не подумал о последствиях такого опрометчивого поступка для судьбы уникального судна, сохранившего в себе хороший научный потенциал для РАН, а тем более, никто не подумал о 13 членах экипажа, брошенных на произвол судьбы в чужом порту. Доведя ситуацию с ремонтом судна до полного абсурда (постоянное отсутствие финансирования) ФАНО бросает под жернова своего неграмотного руководства ни в чем неповинных людей, даже не вспомнив, что эти люди — Россияне Великой России, за честь и достоинство которой Вы, Владимир Владимирович, постоянно боретесь! Последняя надежда только на Вас!

Капитан НИС "Академик Н. Страхов" Яркин Сергей Васильевич и его экипаж

ФАНО, в свою очередь, признало, что регистровый ремонт судна должен осуществляться за его счет, но сослалось на то, что Академия наук, передавая НИС ему на баланс, не предупредило об этой статье расходов. Соответственно денег для "Страхова" в бюджете не оказалось.

"История с судном "Академик Николай Страхов" показала, что пришла пора в корне пересмотреть подход к эксплуатации научных судов. Необходимо, чтобы флот управлялся из единого центра, а за его обслуживание отвечали профессионалы. Случай со "Страховым" тому подтверждение. Ситуация, когда за корабль отвечает научно-исследовательский институт, доказала свою неэффективность. Зачастую, у научной организации нет ни ресурсов, ни соответствующих компетенций для надлежащего содержания судна", — такой позиции придерживается первый заместитель руководителя ФАНО России Алексей Медведев.

Не будем здесь приводить подробную хронику всех злоключений научного судна и нюансы многостраничной переписки между ведомствами, так или иначе отвечающими за состояние "Академика Страхова". Скажем лишь, что кульминации своей она достигла к февралю 2015 года, когда встал вопрос об аресте судна за долги шри-ланкийской стороной. В Коломбо в срочном порядке вылетела совместная делегация ФАНО и Геологического института. В результате потери судна удалось избежать чудом — необходимые бумаги были оформлены были оформлены буквально за день до его ареста. А дальше вопрос спасения "Страхова" пообещали решить. Решали — весь 2015 год. Только в середине декабря судно, наконец, смогло покинуть изрядно надоевший порт и взять курс на Калининград.
 
"Академик Страхов" в районе Шпицбергена / А. Пейве

Еще один академик

Переход из Коломбо в Калининград, наверстывая упущенное, назвали 31-й научной экспедицией "Академика Страхова". Согласно анонсу, представленному на сайте ФАНО, программа экспедиции включала в себя гидрометеорологические наблюдения, наблюдения пространственного распределения и временной изменчивости физико-химического состава атмосферного аэрозоля в акваториях Индийского и Атлантического океанов, исследование загрязнения поверхностных вод.

— По дороге на корабль было посажено несколько сотрудников Института океанологии. Это громко названо "экспедицией", но посадить такого рода сотрудников можно на любой транспортник и проводить такие "экспедиции" десятками в год., — недоумевает Ксения Добролюбова. — У нас геологофизическое судно, у нас другая направленность. У нас оборудование, которое должно заниматься работой — полигонной съемкой, донным опробованием, а не считать птичек по дороге. Собственно комплексной экспедиции проведено не было. Мы к этому очень скептически относимся.

На вопрос, а когда же можно ожидать полноценной экспедиции, она пожимает плечами — сначала нужно выяснить, в каком состоянии находится оборудование. Скорее всего, потребуется еще один ремонт.

Тем временем к прибытию судна в Калининграде (по дороге, правда, выяснилось, что "Страхову" придется причалить в Балтийске) было приурочено выездное заседание Совета по гидросфере Земли, на котором приняли важное решение: все научно-исследовательские суда, закрепленные за академическими институтами, будут передаваться специализированному центру коллективного пользования. Есть и хорошие новости с финансового фронта:

–  Итогом казуса "Страхова" стала новая программа развития научного флота, –  говорит Алексей Медведев. – Спасая судно, мы смогли доказать в правительстве, что научный флот нуждается в новом подходе. В 2016 году на обеспечение морской деятельности с использованием научного флота России выделено 700 млн рублей. В новейшей истории это беспрецедентная сумма. Благодаря этому мы сможем в текущем году нарастить экспедиционные мощности в 4 раза. Кроме того, ФАНО России приступило к модернизации системы управления научными судами. При агентстве создан Совет по гидросфере Земли, который отвечает за формирование и реализацию планов морских экспедиций. В будущем мы планируем собрать все суда в специализированном центре коллективного пользования. Эта мера повысит эффективность загрузки флота и сделает систему его эксплуатации максимально прозрачной.

У руководителей ФАНО и вновь созданного центра коллективного пользования есть прекрасный шанс доказать, что их слова не расходятся с делом. Для этого нужно, например, как можно скорее заняться возвращением в Россию брата-близнеца многострадального "Страхова" – уже помянутого выше научного судна "Академик Борис Петров", которое с 2013 года не может покинуть причал в порту китайского Тяньцзиня, а до этого два года стояло под арестом в индийском порту Мумбаи.
 
"Геологический институт", РАН Москва
+7(495)953-18-19, +7(495)959-15-41



Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Донской Алексей Владимирович
01.02.2016, 00:23
Не слишком грамотное и связное, с профессиональной точки зрения, изложение и описание событий. Подчеркну - с профессиональной в части судостроения / судоходства. Вопрос не эстетики, а низкого уровня публикации для портала Корабел. Как если бы, скажем К.Собчак на эту тему писала )))
Свежие новости
Итоги года корабелов 2024: Онежский судостроительно-судоремонтный завод
10:55 / виктория корабеловна
рекламаПодписка 2025