С 1 января этого года вступил в силу приказ Минсельхоза России от 13.07.2016 № 294 "Об утверждении порядка оснащения судов техническими средствами контроля и их видов". Согласно ему, с 1 января 2018 года на судах валовой вместимостью менее 300 тонн, не осуществляющих плавание в районах Мирового океана выше 75° с.ш. и выше 75° ю.д., в состав оборудования технических средствах контроля должна входить бортовая Автоматическая идентификационная система (АИС).
Первоначально АИС класса "В" были включены в проект Приказа еще в 2015 году, однако на тот момент устройства не подтвердили своей эффективности и поэтому были исключены из окончательного текста. Несмотря на это, сохранялась потребность отрасли в доступных и эффективных АИС.
Технические специалисты ФГБУ "ЦСМС" вели и продолжают вести поиск новых решений бортовых АИС класса "В", примером которых является оборудование, разработанное ООО "Радио-навигатор".
Так, 31 мая 2017 года в Росрыболовстве прошло совещание, на котором было рассмотрено предложение ФГУП "Морсвязьспутник" в части дополнения Приложения № 2 к Приказу устройствами АИС класса "В". В обсуждении приняли участие представители Росрыболовства, ФГБУ "ЦСМС", ФГУП "Морсвязьспутник" и разработчик оборудования ООО "Радио-навигатор".
В ходе совещания была проведена презентация устройств, которые реализуют новую технологию exactTrax™, предполагающую осуществление бортовой АИС специальных сеансов связи со спутниками орбитальной группировки exactEarth™. Это минимизирует пропуски позиций, передаваемых в спутниковый сегмент АИС.
Представители ООО "Радио-навигатор" проинформировали собравшихся о проведении стендовых испытаний линейки VEGA VG-3944 с целью определения корректности работы со спутниковым сегментом АИС.
Начальник ФГБУ "ЦСМС" Артём Вилкин выступил с предложением провести натурные испытания на судах рыбопромыслового флота:
– Мы можем включить оборудование АИС класса "В" в программу испытаний ТСК для маломерного флота, и уже в августе иметь все необходимые результаты для принятия окончательного решения по включению таких устройств в Приказ №294. При этом мы считаем необходимым изменить норму действующего Приказа и продлить вступление в силу обязательности оснащения судов до 300 тонн оборудованием АИС на полгода, чтобы она вступила в силу с 1 июля 2018.
Специалисты учреждения также особо акцентировали внимание на стоимости устройств, которая должна быть как можно ниже на розничном рынке.
Все участники совещания поддержали проводимую работу и договорились собраться еще раз после получения результатов испытаний оборудования.