От непреднамеренного банкротства или даже временной неплатежеспособности не застрахован ни один из участников морского рынка. Коммерчески успешная эксплуатация судна, взятого в лизинг, и, как следствие, способность выплачивать лизинговые платежи, зависит от многих факторов, начиная с потребностей во фрахтовании грузовых мест грузоотправителями и заканчивая ценами на бункерное топливо.
В случае установленной неплатежеспособности лизингополучателя, лизингодатель сохраняет за собой, по закону и по договору, право изъять и реализовать судно по рыночной цене для покрытия своих убытков. Порядок оценки его стоимости на момент имущества не лишен своих сложностей, так как суды очень часто определяют его на основании принципа амортизации, которая не принимает во внимание реальное состояние судна, а не независимой оценочной экспертизы. Механизм изъятия сопряжен с практическими трудностями по розыску судна, оценке его состояния и стоимости с учетом ежедневного износа, что часто увеличивает расходы лизингодателя. Определение реальной стоимости судна при изъятии его из лизинга напрямую зависит от метода, использованного при оценке, при этом, в законе отсутствуют четкие указания на метод расчета такой стоимости, в связи с чем каждый суд избирает его на собственное усмотрение. Между тем, неверный расчет стоимости предмета лизинга на момент его изъятия может привести к тому, что возвращая флот и остаток лизинговых платежей, лизингодатель сильно рискует либо остаться в убытке, либо неосновательно обогатится.
Для уменьшения рисков возникновения у лизингодателя убытков в случае нарушения лизингополучателем обязанностей по оплате лизинговых платежей, в договоре финансовой аренды стороны могут предусмотреть обеспечение (глава 23 Гражданского кодекса РФ, далее - ГК РФ) в форме поручительства третьих лиц (статья 361 ГК РФ) или банковской гарантии (статья 368 ГК РФ).