За 315 лет деятельности корабелами завода "Адмиралтейские верфи" построено более 2600 кораблей и судов: первые русские пароходы, линкоры и крейсеры, первый в мире атомный ледокол, уникальные исследовательские и глубоководные аппараты, танкеры, в том числе усиленного ледового класса, более 300 подводных лодок различных проектов.
Как же появилось это уникальное предприятие? Заглянем в глубь истории:
XVIII век
История предприятия ведет отсчет с 5 ноября 1704 года. Именно эта дата была указана в "Журнале путешествий Петра I (1696-1709 гг.)" как день закладки предприятия, получившего тогда название "Адмиралтейский дом".
"… 1704, ноября. В 5-й день заложили Адмиралтейский дом и были в остерии и веселились, длина 200 сажен, ширина 100 сажен..."
Место для строительства искал сам царь. Вместе с князем Меншиковым он целую неделю провел в шлюпке, объезжая все бухты, заливы и проливы невской дельты. Идеальным местом для постройки выбрали левый берег Большой Невы, где и заложили верфь. Спустя пять месяцев на ее строительстве работало более 1000 человек и 226 лошадей с подводами. Спустя два года после закладки, в апреле 1706 года, было спущено на воду первое судно, прам, построенный мастером Выбе Геренсом. Спустя несколько недель сошло второе судно - яхта "Екатерина", за постройкой которой следил сам Петр.
До конца осени 1709 года здесь строились преимущественно небольшие суда, а в первый зимний месяц был заложен первый корабль - 54-пушечная "Полтава", которая ознаменовала собой новый этап в развитии русского флота. Всего в петровское время на верфях Санкт-Петербургского Адмиралтейства было построено 23 корабля и более двухсот галер.
Нельзя не упомянуть и то, что здесь была построена и испытана первая подводная лодка - "потаенное судно" крестьянина Ефима Никонова, которую он соорудил в 1725 году.
XIX век
В первой половине XIX века верфь была переведена на Галерный двор, а всего за 19 столетие было построено 256 крупных кораблей. Именно в это период началось использование пара и появились первые металлические корабли. Инженерами и мастерами завода были созданы корабли, ставшие вехами в истории российского флота. Это - броненосная батарея "Не тронь меня" с первыми морскими нарезными артиллерийскими орудиями; первый в мире мореходный миноносец "Взрыв"; прототип эскадренных броненосцев "Петр Великий"; легендарный крейсер "Аврора", закладка которого состоялась в 1896 году, спуск в 1900-м, а подъем флага в 1903-м.
XX век
Со дня основания предприятия и до Революции 1917 года на "Адмиралтейских верфях" было построено более 1000 кораблей и судов. Среди них 137 крупных парусных военных кораблей, около 700 средних и малых парусных и гребных судов, более 100 металлических кораблей, в том числе 25 броненосцев, 8 крейсеров 1 ранга.
В годы Великой Отечественной войны корабли адмиралтейской постройки, как подводные, так и надводные, воевали на всех четырех флотах. Это были подлодки типа "Щ", "С", "К", "М", бронекатера и морские охотники.
В послевоенное время вновь строились подлодки и корабли, но в то же время адмиралтейцы активно взялись за продукцию гражданского назначения, и самым известным судном стал первый в мире атомный ледокол "Ленин", построенный в 1959 году. В 2019 году исполняется 60 лет со дня его постройки!
В 60-е годы развернулось строительство большой серии ледоколов проекта 97 и их модификаций, предназначенных как для гражданского назначения, так и для военных. Их конструкция оказалась настолько удачной, что они стали самыми массовыми ледоколами, построенными для отечественного флота.
В этот же период "Адмиралтейские верфи" построили первую атомную подлодку - К-38 (проект 671 "Ерш"). После нее со стапелей завода сошел не один десяток атомных субмарин различных проектов.
В конце 60-х годов адмиралтейцы стали сотрудничать с рыболовецкой отраслью, для которой была построена рыбоперерабатыващая база "Восток". Это гигантское судно, на борту которого находилось 14 малых рыболовных судов и два вертолета для поиска рыбных косяков. Ее производственные мощности позволяли перерабатывать до 300 тонн сырья в сутки.
С 1970-х годов началось строительство автономных обитаемых самоходных аппаратов. Первым стал "Север-2", который за время эксплуатации прошел под водой около 22 000 километров во всех морях Мирового океана. Здесь же были построены и буксируемые подводные наблюдательные камеры типа "Атлант-2", "Тетис", "Тетис-Н". Затем последовали аппараты типа "Тинро", "Поиск-2", "Поиск-6", глубоководные аппараты "Русь" и "Консул". Нельзя не упомянуть и титановые глубоководные аппараты, которые до сих пор служат в ВМФ РФ.
В 90-е годы, во время спада военных заказов, предприятие взялось за гражданку. Для заказчиков из Германии, Норвегии и Индии заводом была построена серия танкеров типа "Indra". В 1997 году был заложен головной в серии танкер ледового класса проекта 20070 "Астрахань", ставший первым после большого перерыва судном, построенным для отечественного заказчика.
Также в 90-е годы началось строительство первой серии из семи подводных лодок проекта 636 для Китайской Народной Республики. На строительстве этой серии на "Адмиралтейских верфях" впервые была заложена традиция проведения торжественной церемонии закладки заказа.
Настоящее время
В настоящее время мощности предприятия полностью загружены - на стапелях реализуется ряд контрактов по военной и гражданской тематике. В частности, в постройке находятся 6 рыболовецких судов, уникальная ледостойкая самодвижущаяся платформа проекта 00903 "Северный полюс", 10 подводных лодок проектов 636.3 и 677 для ВМФ РФ, а также два ледокола - "Виктор Черномырдин" и "Иван Папанин".
ЛСП "Северный полюс"
Строительство ледостойкой самодвижущейся платформы (ЛСП) "Северный полюс", разработанной по проекту 00903 конструкторами КБ "Вымпел", стартовало в апреле 2019 года. У платформы рекордная для неатомных судов автономность плавания около двух лет и срок службы не менее 25 лет. ЛСП предназначена для круглогодичных комплексных научных исследований в высоких широтах Северного Ледовитого океана. "Северный полюс" представляет собой самоходное водоизмещающее стальное судно ледового класса Arc5. При этом прочность корпуса по бортам и днищу соответствует классу Arc 8, что позволять выдерживать сжатие многолетних льдов.
Ледокол "Виктор Черномырдин"
Строительство одного из самых мощных неатомных ледоколов в мире на завершающей стадии. В конце прошлого месяца "Виктор Черномырдин" вернулся на завод с морского этапа испытаний. В данный момент на судне проводится ревизия и чистовая отделка.
Ледокол предназначен для ледокольной проводки и буксировки судов. Он способен обеспечивать подводные работы на буровых и нефтедобывающих платформах, прокладку подводных трубопроводов, исследования морского дна, а также перевозить и снабжать научные экспедиции в Арктике и Антарктике.
Ледокол "Иван Папанин"
Ледокол "Иван Папанин", строящийся по проекту 22350 конструкторского бюро "Алмаз", предназначен для охраны арктических водных ресурсов, конвоирования и буксировки в порт задержанных судов, сопровождения и поддержки судов обеспечения, кроме того, обладает возможностью поражать морские, береговые и воздушные цели. В настоящее время корабль находится у причала предприятия в процессе достройки.
Это уникальный и универсальный корабль: по сути своей военный, но созданный для мирной работы. Он совмещает в себе функции патрульного ледокола и научного судна. Благодаря заложенным конструкторским решениям, будет работать в арктическом регионе максимально эффективно. Уверен, что у этого корабля, как и у российской Арктики – большое будущее!
Председатель совета директоров АО "ОСК" Георгий Полтавченко
Большие морозильные рыболовные траулеры проекта СТ-192
Большие морозильные рыболовные траулеры проекта СТ-192 предназначены для промысла минтая и сельди с глубокой и безотходной переработкой улова на борту. Мощности рыбоперерабатывающей и мукомольной фабрик позволяют заготавливать 60-80 тонн рыбного филе, 80 тонн фарша сурими и 250 тонн рыбной кормовой муки ежесуточно.
Контракт на строительство супертраулеров (6 + четыре в опционе) между заводом "Адмиралтейские верфи" и ООО "РРПК" был подписан в октябре 2017 года.
30 сентября "Адмиралтейские верфи" приступили к резке металла третьего в серии большого морозильного рыболовного траулера проекта СТ-192 для ООО "Русская Рыбопромышленная Компания".
Подводные лодки проекта 677
Головная лодка серии "Санкт-Петербург" была передана ВМФ в апреле 2010 года и в настоящее время служит в составе Северного флота. Подводная лодка "Кронштадт", вторая в серии проекта 677 "Лада", заложена в июле 2005 года и спущена на воду в сентябре 2018 года.
Сегодня на корабле завершаются швартовные испытания. Заложенный в марте 2015 года третий заказ серии "Великие Луки" находится на этапе формирования блоков, идёт монтаж крупногабаритного оборудования.
Все корабли серии строятся по улучшенному по результатам опытной эксплуатации головного корабля проекту. На ПЛ глубоко модернизированы система управления корабельными техническими средствами, система электродвижения, навигационный комплекс. В перспективе подводные лодки проекта "Лада" планируется оснастить анаэробной воздухонезависимой установкой (ВНЭУ), над созданием которой работают специалисты ЦКБ "Рубин".
Подводные лодки проекта 636
В 2016 году предприятие "Адмиралтейские верфи" и Министерство обороны подписали контракт на шесть подводных лодок для Тихоокеанского флота. Первый корабль, "Петропавловск-Камчатский", завершил морской этап государственных испытаний 10 октября. Второй, "Волхов", готовится к спуску на воду в декабре.
В настоящее время ведется подготовка производства для начала строительства пятого и шестого корабля.
1 ноября состоялась закладка третьего и четвертого корабля проекта. Они получили имена "Уфа" и "Магадан".
Новая серия подводных лодок для Тихоокеанского флота станет достойным вкладом в укрепление дальневосточных рубежей нашей страны. Корабли, построенные на "Адмиралтейских верфях", всегда отличало высокое качество и надежность, и я уверен, что эта традиция будет продолжена!
Главнокомандующий Военно-Морским флотом России адмирал Николай Евменов
Закладка третьей и четвертой подлодки проекта 636 на Адмиралтейских верфях / "Адмиралтейские верфи", АО |
Подводные лодки проекта 636.3 оснащены современными средствами по снижению уровня собственного шума до естественного фона океана. Это обеспечивает гарантированное упреждающее обнаружение противника, а также своевременное уклонение от его атак.
Похожие материалы:
- "В мире нет аналогов!": в Санкт-Петербурге спустили на воду корабль "Иван Папанин"
- В Петербурге началось строительство очередного супертраулера. Как это было
- Два праздника за неделю - на "Адмиралтейских верфях" заложили уникальное научное судно
- Второй пошел - на "Адмиралтейских верфях" заложили очередной супертраулер проекта СТ-192
- Как на "Адмиралтейских верфях" спускали подлодку "Петропавловск-Камчатский"
- Супертраулер для Дальнего Востока - как закладывали первое за 30 лет крупное рыбопромысловое судно
- Как спускали на воду подлодку "Кронштадт" (фоторепортаж)