ААНИИ встретил свое 105-летие

0 31 3 мин
За годы работы специалистами ААНИИ организовано более 1 200 экспедиций, проведено несколько тысяч научных исследований, подготовлены сотни научных статей.

Ученые ААНИИ собирают обширный массив научных данных о природной среде полярных регионов, которые используются десятками научных институтов и организаций. 

"Наука неизменно является главным приоритетом Арктического и антарктического научно-исследовательского института. Ежедневно наши полярники и ученые получают обширный массив данных о природной среде полярных регионов, которые используются десятками институтов и организаций не только в России, но и в Европе, США и других странах. Наряду с наукой, наши усилия всегда были направлены увеличение и улучшение благосостояния страны. Мы создали первую общую геологическую карту Арктики, на ледокольном пароходе "Александр Сибиряков" первыми прошли трассу Северного морского пути за одну навигацию, что стало началом ее превращения в постоянно действующую магистраль. Был изучен рельеф дна Арктического бассейна, открыты подводные хребты Ломоносова и Гаккеля. В наши дни эти открытия позволили получить правильные представления о границах шельфа и сформировали основу для увеличения территории нашего государства и его запасов. Сегодня, как и много лет назад, мы остаемся в авангарде мировых полярных исследований и каждый день подтверждаем лидирующие позиции нашей страны в высоких широтах", — рассказал директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров.

Арктический и антарктический научно-исследовательский институт образован в годы Гражданской войны. Его главной задачей было обеспечение ресурсами Севера голодающих районов центра страны. Для этого были организованы экспедиции на Кольский полуостров, в Печорский бассейн и другие в регионы, разведывались запасы полезных ископаемых, морского зверя, морской рыбы. В последующие годы экспедиций становилось все больше, районами исследований был охвачен весь Русский Север и архипелаги Новая Земля, Земля Франца-Иосифа. Это также позволило решить важную политическую задачу — закрепить эти территории за собой, сообщает пресс-служба ААНИИ.

В 1930 году институт стал Всесоюзным арктическим, а два года спустя стал важным звеном составе Главного управлении Северного морского пути. Институт также  продолжает заниматься изучением всей Арктики, Сибири и Дальнего Востока. Его геологи составляют геологические карты отдельных районов Заполярья, открывают месторождения. Первая общая геологическая карта Арктики создана именно геологами института в 1937 году. Уже в 1930 годы главной задачей института становится научное гидрометеорологическое обеспечение трассы Северного морского пути.

Крупнейшей научной программой института стали высокоширотные воздушные экспедиции "Север" и дрейфующие научно-исследовательские станции "Северный полюс", которые институт организовывал с 1948 по начало 1990-х годов. В результате их работы получен огромной объем важнейшей для науки и практики информации о метеорологических, гидрологических и ледовых условиях Северного Ледовитого океана.

В 1955 году для модельных испытаний ледовых качеств судов в институте создан первый в мире ледовый опытовый бассейн, послуживший прототипом для всех современных отечественных и зарубежных ледовых бассейнов. В том же году к берегам Антарктиды отправилась первая комплексная антарктическая экспедиция Академии наук СССР. Ее возглавил сотрудник института Герой Советского Союза Михаил Михайлович Сомов. В 1958 году вся работа по организации и координации исследований на шестом континенте и в Южном океане была возложена на институт, в связи с расширением деятельности он стал именоваться Арктическим и антарктическим научно-исследовательским институтом (ААНИИ).

В 1967 году за успешное гидрометеорологическое обеспечение Северного морского пути и народного хозяйства в районах Крайнего Севера и достижения в изучении Арктики и Антарктики институт был удостоен высшей награды государства — ордена Ленина.

В непростые для страны 1990-е институт смог сохранить основу своих научных кадров и научных школ, экспедиционного флота. В 1994 году ААНИИ был присвоен статус Государственного научного центра Российской Федерации. С 2004 по 2013 годы институтом вновь организовывались исследования в Северном Ледовитом океане на дрейфующих станциях "Северный полюс-33…-40", а с 2022 года эти работы продолжены на принципиально ином технологическом уровне — с базированием на специально построенном научно-экспедиционном судне (ледостойкой самодвижущейся платформе) "Северный полюс".

ЛСП "Северный полюс" / Фото: Корабел.ру
ЛСП "Северный полюс" / Фото: Корабел.ру

В 2024 году состоялись знаковые для института события: завершила работы дрейфующая станция "Северный полюс-41" и началась "Северный полюс-42", заложено научно-экспедиционное судно "Иван Фролов", которое должно стать флагманом флота ААНИИ, введен в эксплуатацию новый зимовочный комплекс на антарктической станции Восток, организован центр мониторинга состояния многолетней мерзлоты.

Сегодня численность сотрудников Арктический и антарктического научно-исследовательского института превышает 1 000 человек. Институт проводит весь цикл работ в высоких широтах: от полевых исследований и обработки данных до составления карт и прогнозов. Научные подразделения ААНИИ занимаются фундаментальными и прикладными исследованиями климата, процессов в атмосфере, ближнем космосе, морской среде и ледяном покрове. 

Флот ААНИИ включает три судна — НЭС "Академик Фёдоров", НЭС "Академик Трёшников" и НЭС "Северный полюс". Через несколько лет в его состав войдет новое судно — НЭС "Иван Фролов", которое станет новым российским флагманом для научных исследований в Арктике и Антарктике. 

В Арктике в настоящий момент работает дрейфующая станция "Северный полюс-42", научная программа включает более 50 различных научных исследований. В Антарктике научные задачи реализуются на 10 станциях, пять из которых — круглогодичные. 

ААНИИ разворачивает Государственную системы фонового мониторинга многолетней мерзлоты, охватывающей все области залегания мерзлых пород на территории России. В ближайшее время ожидается запуск еще одного важного проекта с государственным контролем — программа Государственного экологического мониторинга акватории Северного морского пути. Активизация навигации в Арктике должна находиться под надзором, так как этот хрупкий регион сильно подвержен внешним агрессивным влияниям.  Концепция проекта уже разработана, и ученые ААНИИ готовы приступить к ее реализации. Для этого у института есть флот, научные базы, аэродром на Северной Земле и профессиональная команда ученых. 

Валовая вместимость (т)12711
Дедвейт (т)6634
Водоизмещение (т)16336
Длина габаритная (м)134
Ширина габаритная (м)23
Осадка судна (м)7.5
Скорость (уз)11.1
Марка главного двигателяWartsila
Мощность главного двигателя17400
Число пассажиров80
Валовая вместимость (т)12660
Дедвейт (т)7200
Водоизмещение (т)16336
Длина габаритная (м)141,20
Ширина габаритная (м)23,50
Высота борта (м)13,30
Осадка судна (м)8,50
Скорость (уз)16,00
Марка главного двигателяWartsila
Тип топливаМоторное Дизельное
Мощность главного двигателя2 * 6000 kW
Дедвейт (т)3540
Длина габаритная (м)86
Ширина габаритная (м)24
Марка главного двигателя8W32
Тип топливаДизельное
Количество главных двигателей1
Мощность главного двигателя4600



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости