По данным специалистов Лаборатории ледового режима и долгосрочных ледовых прогнозов Арктического и антарктического научно-исследовательского института, в Баренцевом и юго-западной части Карского морей ожидается благоприятный фон развития ледовых условий. Средний с тенденцией к благоприятному – в море Лаптевых. В северо-восточной части Карского моря, в Восточно-Сибирском море, в юго-западной части Чукотского морях можно ожидать средний фон развития ледовых условий.
Однако природа Арктики не может обойтись без сюрпризов и на отдельных участках в акваториях арктических морей ледовые условия в первой половине навигации будут развиваться более сложно. В северо-восточной части Карского моря, на подходах к проливу Вилькицкого, в Восточно-Сибирском море и в юго-западной части Чукотского моря ледовые условия ожидаются близкими к среднемноголетним с небольшими положительными аномалиями площадей ледяных массивов (больше нормы на 2-5%), которые являются основным препятствием для судоходства.
Наиболее сложная ситуация ожидается в Восточно-Сибирском море, в котором с прошлого года сохранились мощные двухлетние льды, располагающиеся в трассовой судоходной части моря.
На текущий момент краткосрочные прогнозов распределения и дрейфа льда заблаговременностью до 5 суток, подготовленных специалистами Арктического и антарктического научно-исследовательского института, могут быть оправданы порядка 93%. Долгосрочные прогнозы ААНИИ - от 15 суток до 6 месяцев, оправдываются на 85%. Эти прогнозы имеют достаточно большую заблаговременность (до 3-4 месяцев), используются для составления планов предстоящей навигации и содержат сведения об ожидаемом ходе развития ледовых условий в начале летней навигации - взлом неподвижного льда в припае в основных судоходных проливах, количестве и расположении наиболее тяжелых льдов, ледяных массивов, ожидаемом фоне развития ледовых условий.
В середине июня долгосрочные прогнозы уточняются, так как появляется возможность учесть интенсивность весенних метеорологических и ледовых процессов, произошедших в апреле-мае, что позволяет точнее оценить предстоящее изменение ледовых условий на трассе СМП.