Слово специалистам В этом блоге публикуются доклады, презентации и прочие материалы с отраслевых форумов и конференций |
Недавно Министерство по развитию Дальнего Востока опубликовало на своем сайте многостраничный доклад о комплексном развитии региона, который готовился к Восточному экономическому форуму. Как мы помним, ВЭФ-2017 состоялся еще в сентябре прошлого года, однако материалы от Министерства появились только спустя несколько месяцев.
Доклад огромный, в нем масса глав, посвященных самым разным аспектам жизни Дальнего Востока. Есть и отдельные параграфы, непосредственно относящиеся к теме судостроения или судоходства. Мы предлагаем нашим читателям познакомиться с этими фрагментами. Они затрагивают три аспекта – cвободный порт Владивосток, создание судостроительного кластера в Приморье и транзитный потенциал Севморпути.
При этом мысленно стоит делать поправку на то, что документ очевидно готовился на протяжении первой половины 2017 года, поэтому самых свежих и актуальных цифр там можно не искать.
Тем не менее для понимания общей ситуации в регионе на стратегическом уровне документ полезен.
От редакции
Доклад о комплексном развитии Дальнего Востока (выдержки)
Свободный порт Владивосток
Морские порты Дальнего Востока логистически связывают Россию со странами АТР и конкурируют за товаропотоки в этом быстро растущем регионе мира. Для создания глобально конкурентоспособных условий их развития 13 июля 2015 года принят Федеральный закон №212-ФЗ "О свободном порте Владивосток". При его разработке учитывались как лучшие мировые практики создания свободных портовых зон, так и исторический опыт России в развитии режима порто-франко.
В соответствии с принятым законом резиденты свободного порта Владивосток получают такие же налоговые льготы и административные преференции, как и резиденты ТОР, а также имеют право на получение в аренду земельных участков на его территории без проведения публичных торгов. При этом режим свободного порта не предполагает создание инфраструктуры для инвесторов за счет государства.
Кроме того, в свободном порту Владивосток действуют:
• круглосуточный режим работы пунктов пропуска через государственную границу;
• режим "одного окна" и сокращенные сроки таможенного оформления грузов, а также их электронное декларирование;
• упрощенный визовый въезд иностранных граждан (8-дневная электронная
виза);
• режим "Free port" – для хранения предметов роскоши, произведений искусства,
антиквариата.
На территории свободного порта Владивосток могут устанавливаться особенности осуществления медицинской и образовательной деятельности. Действие режима свободного порта Владивосток распространяется на территорию 21 муниципального образования, тяготеющих к ключевым дальневосточным гаваням на побережье Японского и Охотского моря.
По состоянию на 1 августа 2017 года на территории свободного порта Владивосток заявлено 417 новых инвестиционных проектов с объемом инвестиций 388 млрд рублей, из которых 251 проект с объемом частных инвестиций 308 млрд рублей и созданием 29 тыс. новых рабочих мест уже реализуется на основании юридических обязывающих соглашений.
Таблица. Количество резидентов свободного порта Владивосток
п/п | Наименование муниципального образования | Количество заключенных соглашений | Объем частных инвестиций (млн руб.) | Количество создаваемых рабочих мест резидентов (тыс. чел.) |
1 | Владивосток (Приморский край) | 117 | 60149 | 5 |
2 | Артем (Приморский край) | 25 | 28226 | 14 |
3 | Находка (Приморский край) | 19 | 25580 | 1,6 |
4 | Уссурийск (Приморский край) | 16 | 4472 | 1 |
5 | Хасанский район (Приморский край) | 10 | 23444 | 1,2 |
6 | Надеждинский район (Приморский край) | 9 | 3427 | 1 |
7 | Ольгинский район (Приморский край) | 7 | 3706 | 0,6 |
8 | Партизанский район (Приморский край) | 3 | 61461 | 0,5 |
9 | Октябрьский район (Приморский край) | 4 | 341 | 0,2 |
10 | Большой Камень (Приморский край) | 2 | 161 | 0,1 |
11 | Спасск-Дальний (Приморский край) | 3 | 614 | 0,2 |
12 | Шкотовский район (Приморский край) | 1 | 230 | 0,05 |
13 | Ханкайский район (Приморский край) | 1 | 82 | 0,05 |
14 | Пограничный район (Приморский край) | 1 | 1939 | 0,5 |
15 | Партизанск (Приморский край) | 2 | 986 | 0,08 |
16 | Лазовский район (Приморский край) | 0 | 0 | 0 |
17 | Петропавловск-Камчатский (Камчатский край) | 13 | 3425 | 0,4 |
18 | Ванинский район (Хабаровский край) | 9 | 82083 | 1,7 |
19 | Корсаков (Сахалинская область) | 9 | 7926 | 0,4 |
20 | Певек (Чукотский автономный округ) | 0 | 0 | 0 |
21 | Углегорск (Сахалинская область) | Включен в состав свободного порта 1 июля 2017 года |
Режим свободного порта уже положительно сказался на работе дальневосточных портов. Их грузооборот в 2016 году увеличился на 8,4 %, достигнув значения 186 млн т, или 26 % от грузооборота всех российских портов. При этом темп роста выше среднероссийского уровня.
На текущем этапе принципиально важно отладить и добиться эффективной работы всех элементов режима свободного порта Владивосток. В первую очередь речь идет о режиме работы пунктов пропуска и таможенных органов, участках, в пределах которых применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, упрощенном порядке визового въезда на территорию свободного порта и предоставления земельных участков инвесторам, механизме ускоренного возврата налога на добавленную стоимость.
Кроме того, имея в виду возрастающую конкуренцию за товаропотоки и туристические потоки между самими регионами Дальнего Востока, необходимо исключить дискриминацию одной или нескольких территорий и принять решение о распространении режима свободного порта Владивосток на все без исключения действующие морские и речные гавани, а также международные аэропорты Дальнего Востока, что позволит создать равные благоприятные условия развития портовых территорий и прибывать иностранным туристам по электронной визе в любую точку макрорегиона.
Создание судостроительного кластера в Приморском крае
В целях развития отечественного судостроения и повышения эффективности освоения континентального шельфа в районах Дальнего Востока и Арктики в Приморском крае на базе предприятий АО "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта" создается судостроительный кластер, в рамках которого будет развиваться вся цепочка создания судостроительной продукции, что позволит создать платформу для обмена знанием и опытом в судостроительной отрасли, создать пул технологических и проектных компетенций, включиться в международные проекты.
Ядром судостроительного кластера является строящаяся в городе Большой Камень современная верфь (судостроительный комплекс "Звезда"), на которой будут производиться суда любой сложности, характеристик и назначений, в том числе ранее не выпускаемые в России по причине существующих ограничений спусковых и гидротехнических сооружений. Объем инвестиций в проект составит 145 млрд рублей, будет создано 5,5 тыс. новых рабочих мест. Реализация проекта рассчитана на срок до 2024 года.
В целях государственной поддержки проекта и стимулирования локализации связанных производств 28 января 2016 года создан ТОР "Большой Камень". По состоянию на 1 августа 2017 года его резидентами стали 10 компаний с общим объемом инвестиций 162 млрд рублей и созданием 6,5 тыс. новых рабочих мест. Кроме собственно создания верфи, в ТОР реализуются такие проекты, как производство винторулевых колонок, производство металлоконструкций, производство технических газов, непосредственно связанных с реализацией основного проекта.
Одним из ключевых вопросов реализации проекта по созданию судостроительного кластера является привлечение и подготовка высококвалифицированных специалистов для работы на его предприятиях. Для этого на базе Дальневосточного судостроительного колледжа ведется создание Центра профессиональной подготовки судостроителей.
Проект предполагает модернизацию учебной базы колледжа, а также строительство нового здания для профессиональной подготовки специалистов. Реализация проекта позволит в кратчайшие сроки обеспечить практическую подготовку учащихся среднего и высшего профессионального образования, достаточную для работы на современном производстве, а также переподготовку собственных сотрудников с целью повышения квалификации и получения смежной специальности. В рамках центра будет осуществляться подготовка кораблестроителей, сварщиков, монтажников оборудования, судовых электриков, слесарей-судомонтажников и других востребованных специалистов.
Кроме того, адресное сопровождение инвесторов судостроительного кластера по вопросам привлечения трудовых ресурсов осуществляет Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке.
По запросу инвестора проекта Правительством Российской Федерации также принято решение о государственной поддержке строительства современного жилья в городе Большой Камень для работников судостроительного кластера. За счет средств государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" будет создана инженерная инфраструктура новых жилых микрорайонов города стоимостью 2,75 млрд рублей, а Единым институтом развития в жилищной сфере АИЖК совместно с Фондом развития Дальнего Востока будут построены жилые дома с более 5,7 тыс. квартир для сотрудников судостроительного кластера и членов их семей. На эти цели они направят в общей сложности 11 млрд рублей.
В рамках дальнейшего развития судостроительного кластера на острове Русский в Приморском крае планируется создание инженерного центра судостроения и судоремонта для ведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, внедрения современного оборудования и информационных технологий на судостроительном производстве, а также для системы непрерывного профессионального обучения.
Реализация транзитного потенциала Северного морского пути
Северный морской путь является кратчайшим путем из Азии в Европу и, по оценкам ученых, после 2050 года станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледового усиления. С учетом этого развивать его сегодня исключительно в интересах вывоза природных ресурсов из Арктической зоны или "северного завоза" стратегически не верно.
В 2015 году по итогам I Восточного экономического форума президентом России В.В. Путиным дано поручение разработать финансово-экономическую модель развития Северного морского пути в качестве конкурентного транспортного коридора глобального значения, в том числе для контейнерных перевозок.
Во исполнение данного поручения с участием международных экспертов и заинтересованного бизнеса подготовлены предложения по созданию на базе Северного морского пути регулярной арктической контейнерной линии.
Ниша, в которой транзит по Северному морскому пути выгоднее, чем по южному маршруту, – транзит контейнерных грузов между портами Северо-Восточной Азии (Китай, Япония, Республика Корея) и Северной Европой (Роттердам, Гамбург и другие).
Для китайских грузоотправителей выгоден перевод части грузопотоков из северных портов (порты Далянь, Тянцзинь, Циндао и тяготеющие к ним провинции) назначением на Европу. Выгода грузовладельцев будет состоять в экономии времени (до 9 суток) при сопоставимой стоимости по сравнению с маршрутами через Суэцкий и Панамский каналы.
Контейнерный грузопоток на маршрутах, где использование Северного морского пути даст существенный выигрыш грузоперевозчикам, составляет в настоящее время около 30 млн т. При этом есть категория грузов с высокой добавленной стоимостью, переключение которой на Северный морской путь даст экономический эффект выше среднего как для перевозчиков, так и для грузовладельцев – это порядка 12 млн тонн.
Кроме того, разработана оптимальная логистическая схема регулярной арктической контейнерной линии: это 2 порта-хаба в городах Петропавловск-Камчатский и Мурманск, между которыми перевозка будет осуществляться контейнеровозами ледового класса, а также фидерные линии до конечных портов в Европе или Азии, что минимизирует потребление судового топлива.
Определен объем необходимых инвестиций для создания контейнерной линии – порядка $2 млрд – в строительство инфраструктуры 2 портов-хабов и 7 арктических контейнеровозов. Это частные инвестиции со сроком окупаемости 8 лет и нормой доходности 13 % при поэтапном достижении целевого грузопотока до 6 млн т контейнерных грузов к 2030 году.
В целях запуска работы по созданию на базе Северного морского пути регулярной арктической контейнерной линии необходимо:
• организовать постоянно действующий международный диалог с участием заинтересованных органов власти и компаний Китайской Народной Республики, Японии, Республики Корея для обсуждения вопросов развития транзитного потенциала Северного морского пути;
• учредить управляющую компанию, основной функцией которой на первом этапе станет технико-экономическое обоснование создания регулярной арктической контейнерной линии, выработка и реализация решений по созданию конкурентных условий навигации по Северному морскому пути, продвижение транзитных услуг на глобальном логистическом рынке и взаимодействие с заинтересованными грузоперевозчиками по принципу "одного окна".
Одновременно с этим должен быть реализован конкретный план обеспечения Северного морского пути необходимыми поисково-спасательными, навигационными, ремонтными сервисами и услугами снабжения и бункеровки, а также создания спутниковой системы наблюдения за безопасностью мореплавания.
Реализация данных решений гарантирует долгосрочное лидерство России на глобальном рынке транспортных услуг и стимулирует экономический рост российских арктических территорий.
Доклад подготовлен Министерством по развитию Дальнего Востока
Материалы по теме:
?Мода на свободу (о планах Сахалина и Хабаровского края обзавестись своими "свободными портами")
Тонкая белая линия (о проекте создания Национальной арктической транспортной линии)
Севморпуть: не ждать у моря погоды (о проблемах арктической логистики)
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |
|
Российские и гвинейские ученые начали исследования в водах Гвинейской Республики 21:00 , 03 Декабря 2024 / рыболовство |
Балтийский филиал Морспасслужбы потренировался в ликвидации нефтеразливов 20:00 , 03 Декабря 2024 / порты |