Блог морского юриста
Блог морского юриста
Управляющий партнер Адвокатского бюро «Инмарин» Кирилл Маслов, известный эксперт в области правового регулирования деятельности на морском и внутреннем водном транспорте информирует «Корабелов» об основных изменениях законодательства

А был ли форс-мажор с подпалубным пространством?

0 1805 4 мин
или некачественная перегрузка древесных гранул в порту Санкт-Петербурга.  



Со своим клиентом Мы познакомились еще в январе 2010 года, и сейчас, когда прочные деловые отношения окрепли, а дело прошло три инстанции, можно поделится очередными полезными советами из нашей практики судебной защиты иностранных экспортеров морских грузов.
Что произошло?
 Как Вы помните,  2010 год принес Санкт-Петербургу первые обильные зимние осадки, когда практически все впервые поняли такую невообразимую нужность саперной лопатки по утрам, чтобы раскапывать свои дома, транспортные средства и иные объекты инфраструктуры.
Вопрос клиента был так же по-зимнему насущен – “А обильный снегопад при погрузке судна – это форс-мажор?”. У меня на столе появился договор перегрузки с  форс-мажорной оговоркой.
 
Фабула дела заключалась в том, что во время новогодних праздников два сухогруза, на которых Поставщик отправлял свой экспортный груз (древесные гранулы)  были погружены стивидорной компанией с существенным демереджем и ухудшением качества перегружаемого груза – топливные гранулы были засыпаны снегом и льдом. В результате, Покупатель груза отказался оплачивать более 25% цены поставки и зачел причитающуюся Поставщику сумму в счет оплаты расходов по компенсации демереджа и недостатков качества груза. Поставщик, в свою очередь, потерпев названные убытки, отказался оплачивать услуги Стивидорной компании и предложил произвести зачет цены и причиненных убытков.  Дальше были переговоры сторон, претензии и дело зашло в тупик заявлением встречных требований. Казалось бы, о деле все собрались забыть….
 
Позиция стивидорной компании
Спустя полгода после обмена претензиями Стивидорная компания все же предъявила иск об оплате работ, а также в последующем заявила, что Заказчик работ (он же Поставщик и наш клиент)  сам нарушил условия договора предоставив суда с подпалубными пространствами, что вместе с обильным снегопадом существенно осложнило погрузку. Между тем, поскольку снегопад  - это обстоятельство непреодолимой силы, ответственности стивидорной компании быть не может, и выполненная работа - перегрузка подлежит оплате вместе с процентами в полном объеме на основании заключенного договора.
 
Позиция заказчика (отправителя груза)
Во встречном иске о возмещении демереджа и ухудшении качества мы представили документы основания возникновения задержки погрузки, а так же претензии получателя груза по качеству. Кроме того, мы указали, что перечень обстоятельств форс-мажора в контракте исчерпывающий и обильный снегопад в него не был включен. Сам по себе обильный снегопад в декабре является обычным климатическим явлением на Севере России, влияние которого стивидор (профессиональный участник отрасли)  должен “компенсировать”, выполняя свою обязанность по очистке территории согласно Правилам охраны труда в морских портах. Также, в процессе спора нами была заявлена экспертиза ЦНИИМФ, которая показала, что на судах, которые стивидор принял к погрузке без возражений, отсутствовали подпалубные пространства или их наличие было настолько минимальным, что оно не могло повлиять на норму погрузки судна.  
 
Что решил суд?
 
Арбитражный суд признал оба требования обоснованными. Однако,  в связи с тем, что требование по демереджу и качеству существенно превышали требование по оплате перегрузочных работ (присужденный на первой инстанции размер по итогам апелляционного обжалования мы увеличили почти вдвое), Стивидорная компания была обязана к реальной  выплате достаточно значимой части суммы убытка и компенсации всех расходов, понесенных ответчиком в связи с рассмотрением дела в суде первой, апелляционной и кассационной инстанции. Это государственная пошлина, обеспечение электронных доказательств, легализация иностранных документов, переводы, экспертиза и профессиональные юридические услуги. Вся присуждённая сумма была благополучно взыскана по исполнительному листу уполномоченным банком Стивидорной компании.
 
На заметку Корабелу:
  • Если Вы согласовывайте в договоре форс-мажор  - укажите те обстоятельства, которые актуальны для Вашего региона, но не делайте перечень исчерпывающим – это  позволит исключить свою ответственность за хоть и непредусмотренное договором, но отвечающее законным критериям форс-мажора обстоятельство (ст. 401 ГК РФ). Помните, что форс-мажор не подтверждается заключением региональной Торгово-Промышленной Палаты, а только свидетельством Торгово-Промышленной Палаты в Москве, которая выдает его, только если наступившее обстоятельство допускается контрактом и оно отвечает законным критериям обстоятельств непреодолимой силы (п. 3,4 Положения «О порядке свидетельствования ТПП Российской Федерации обстоятельств форс-мажора»).
  • Для подтверждения демереджа Вам потребуется: чартер, калькуляция в соответствии с оговорками чартера, график учёта стояночного времени, отчеты принимающего судно агента;
  • Ухудшение качества перегружаемого груза можно доказат,ь только если Вы проводите его осмотр с привлечением сюрвейера до и после погрузки. Также, существенно облегчает вопрос доказывания, заявляемый капитаном в нотариальной форме морской протест и письменные объяснения команды с фотографиями груза. На фото должно быть указано где, каким устройством и в какое время сделан снимок.  Помимо всего прочего, до предъявления иска в суд вся электронная переписка между участниками дела может быть также обеспечена, как доказательство. нотариусом.
  • Если у контрагента к Вам есть встречное требование – по общему правилу, лучше его оплатить, заявив свои возражения письменно в актах и претензиях. Это обеспечит рассмотрение судом Вас исключительно, как добросовестной пострадавшей стороны, а также исключит необходимость оплаты процентов, которые начисляются исходя из периода пользования чужими денежными средствами. Так же, в случае если Вами заявлены возражения - это позволит в дальнейшем оспорить обоснованность оплаты в судебном порядке и вернуть деньги.
  • Согласовывая условия договора, помните про технические аспекты - условия договора, которые не соответствуют закону, в том числе законам физики и техники недействительны (ст. ст. 168, 422 ГК РФ). Однако, если Вы включили такое условие доказывать техническое несоответствие реальности, как в случае с подпалубными пространствами, придется только судебной экспертизой - это расходы, время, и дополнительная борьба со второй стороной за формулировки вопросов эксперту.
  • По-прежнему самым лучшим средством разрешения спора являются переговоры, но не простые,  а проводимые по особой процедуре, позволяющей согласовать противоречащие интересы сторон – это медиация.  Для этого привлекайте юристов еще на предварительной стадии развития конфликта – это позволит избежать лишних расходов и, даже если партнер окажется недобросовестным и откажет договариваться, Вы получите профессиональную подготовку дела к судебному разбирательству: разработку позиции, обеспечение доказательств, соблюдение претензионного порядка разрешение спора, которое является обязательным условием предъявления иска в суд.   

Управляющий партнер юридической фирмы “Инмарин”
Маслов Кирилл Андреевич
"Инмарин", Адвокатское Бюро Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
+7 (800) 250-00-13, +7 (812) 603-48-63



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости