реклама

80 лет первой подводной лодке Красного Сормово

0 2203 3 мин
Нижний Новгород, 24 февраля 2010 года. Исполнилось 80 лет со дня закладки на заводе Красное Сормово первой дизель-электрической подводной лодки III серии типа «Щука», названной «Комсомолец». была заложена 23 февраля 1930 года и строилась на деньги, собранные молодежью страны.
 Корпус подводной лодки был построен за десять месяцев, что не уступало по срокам хорошо оборудованным отечественным верфям, но лишь в августе 1933 года лодка была принята в состав ВМФ и служила на Балтике в учебном дивизионе вплоть до начала войны, сообщает компания. 12 июня 1942 года «Комсомолец» начал самостоятельный боевой поход. 15 июня в районе маяка Порккалан-Каллбоди ПЛ двумя торпедами отправила на дно вражеский транспорт водоизмещением 10 000 – 12 000 тонн, груженный артиллерией и танками.
Самостоятельный поход «Комсомольца» длился 18 суток. За это время подводная лодка была 3 раза обстреляна вражеской артиллерией, 7 раз атакована самолетами противника, 14 раз преследовалась противолодочными кораблями, 7 раз встречалась с вражескими дозорами, дважды была атакована подводными кораблями противника, 22 раза пересекала линии мин, на нее было сброшено противником 41 серия глубинных бомб (по 3-4 бомбы каждая). Ни одна другая советская подводная лодка в 1942 году не подвергалась таким атакам противолодочных сил противника.
30 июня ПЛ типа «Щука-304» вернулась на рейд острова Лавенсари. За успешный поход были награждены орденами и медалями 38 членов экипажа: орденом Красного Знамени – 9 человек, орденом Красной Звезды – 12, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги» - 17 человек.
Во второй поход «Комсомолец» вышел в декабре 1942 года. Из этого похода первая подводная лодка Красного Сормово не вернулась, погибнув на минном поле от взрыва контактной мины к юго-западу от острова Бенатшер. Всего за войну погибло 47 советских лодок и 40 из них на Балтике.
История «Комсомольца», построенного на заводе Красное Сормово на средства, собранные молодежью страны, была недолгой, но героической, и о его закладке на территории завода напоминает мемориальная доска на конструкторском корпусе ОАО «ЦКБ «Лазурит», стоящем на месте стапеля первой подводной лодки.
Справка:
До Великой Отечественной войны на заводе было построено 11 «Щук», 32 «Малютки», 21 ПЛ типа «С» («Сталинец»). В период с 1941 по 1945 годы в стране было построено 53 подводные лодки, из них 27 ПЛ созданы на Красном Сормово.
1950-1956 гг. - строительство самой массовой серии подводных лодок проекта 613 (из 215 кораблей по стране на Красном Сормово построено 113, кроме того,
1958-1961 гг. - экспериментальная подводная лодка с крылатой ракетой надводного старта проекта П-613;
1958-1962 гг. - 6 боевых кораблей с двумя крылатыми ракетами проекта 644;
1959-1961 гг. – 2 корабля с четырьмя крылатыми ракетами проекта 665;
1979-1987 гг. - экспериментальная ПЛ проекта 613 ЭХГ со вспомогательным двигателем на электрохимических генераторах - принципиально новая энергетическая установка, позволяющая увеличить автономность и дальность плавания корабля в подводном положении;
1957-1961 гг. - 20 подводных кораблей проекта 633, признанных лучшими субмаринами - первый самостоятельный проект Горьковского ЦКБ «Лазурит», в которое вошли конструкторы Красного Сормово;
1962-1970 гг. - 14 дизель-электрических ПЛ проекта 651;
1971-1982 гг. – 18 кораблей проекта 641Б «Сом»;
1964-1978 гг. - 11 атомных подводных лодок «Скат» - первый атомный проект ЦКБ «Лазурит», разработанный специально для строительства на заводе «Красное Сормово»;
1975-1983 гг. - 6 АПЛ «Чайка» по проекту 670М, 4 атомных подводных корабля проекта 671РТ;
1979 год - строительство атомных подводных кораблей третьего поколения проектов 945 и 945А, главной особенностью которых стал сверхпрочный титановый корпус. Освоение этих проектов потребовало проведения коренной модернизации практически всего завода – были построены новые корпуса, внедрено специальное оборудование, освоены прогрессивные технологии;
В конце девяностых и до 2005 года - 18 дизель-электрических подводных лодок проекта 877 «Варшавянка», признанных зарубежными специалистами самыми бесшумными субмаринами.
Одновременно с подводными лодками сормовичи строили спасательные аппараты, глубоководные поисковые и рабочие снаряды. В данном направлении Красное Сормово был практически единственным предприятием, обеспечивающим все флота спасательными аппаратами. По проектам ЦКБ «Лазурит» было построено около 30 спасательных и рабочих снарядов.
30 подводных лодок модернизировано и переоборудовано).В те же годы по проекту 666 на заводе построена первая спасательная субмарина;
"Красное Сормово", ПАО Нижний Новгород
+7 (831) 229-61-27, +7 (831) 229-61-05



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Следующим фрегатом "Северной верфи", спущенным на воду, станет "Адмирал Амелько"
19:15 / судостроение