На борту находилось три ядерных реактора ОК-150 мощностью по 90 МВт каждый. Атомоход значительно превосходил своих современников — ледоколы других типов ("Ермак", "Москва" и др.). Корабль мог работать в автономном режиме в течение года и раскалывал льды толщиной около 2 м. Его скорость составляла 18 узлов (33,3 км/ч) или 19,6 узлов по чистой воде.
Проектом руководил один из патриархов ядерной энергетики и советского атомного флота академик Анатолий Александров (президент АН СССР в 1975-1986 годах). Главным конструктором был Василий Неганов. Атомная установка проектировалась под руководством Игоря Африкантова.
Вместе с Игорем Курчатовым академик Александров подготовил постановление правительства СССР о проектировании и строительстве атомного ледокола "Ленин", сообщает портал Научная Россия.
Ледокол был заложен на верфи судостроительного завода имени Андре Марти в Ленинграде (с 1957 года - Адмиралтейский завод) в 1956 году, а в декабре 1959 года введен в состав ледокольного флота СССР.
За 30 лет работы легендарный ледокол "Ленин" стал настоящим плавучим университетом, где отрабатывались новые технологии и накапливался уникальный опыт длительного арктического мореплавания. Атомоход взрастил целую плеяду знаменитых отечественных моряков. За всё время эксплуатации прошёл 654 тыс. миль, из них во льдах 563,6 тыс. миль и провел через льды 3740 судов по Севморпути.
Атомоход выведен из эксплуатации сорок лет назад, в 1989 году, на смену ему пришли более совершенные атомные ледоколы. Ледокол "Ленин" поставлен на вечную стоянку в Мурманске, признан объектом культурного наследия федерального значения, на его борту открыт общедоступный музей.