В августе 2014 года исполняется 60 лет со дня образования 51 Центрального конструкторскотехнологического института судоремонта, являющегося ведущей организацией отрасли по разработке технической документации в обеспечение ремонта и модернизации кораблей и судов ВМФ.
О положении дел в отрасли главный инженер института Олег Нестерец рассказал в интервью главному редактору журнала "Новый оборонный заказ. Стратегии" Виктору Николаеву.
Олег Арнольдович, напомните, пожалуйста, нашим читателям историю создания института.
цктис
В 1954 году адмиралы Н. Г. Кузнецов, Ф. В. Зозуля, Л. И. Караганов и П. Г. Котов подготовили аналитическую справку о состоянии судоремонтной базы флота, по которой Совет министров страны принял ряд принципиальных решений. Среди них – создание на правах главка промышленности Главного управления судоремонтных заводов ВМФ. Впервые за всю историю развития отечественного флота была создана структура, без деятельности которой выход отечественного флота в мировой океан и систематическое несение им боевой службы во второй половине ХХ века вряд ли были бы возможны. Управление объединило разрозненные заводы и мастерские, конструкторско-технологическиеорганизации в полноценную промышленную структуру, способную решать наиболее острые флотские проблемы эксплуатации и ремонта кораблей.
В составе управления были созданы ЦКТБ ВМФ (в/ч 15116) и 330 СКТБ ВМФ (в/ч 26920), ныне преобразованные в 51 ЦКТИС. Образование в 1954 году Центрального конструкторско-технологического бюро ВМФ – предтечи 51 ЦКТИС – положило начало современному научному подходу к ремонту кораблей и их ВВТ.
Но функции управления не ограничивались только конструкторскими работами?
Конечно, нет. Институтом был разработан ряд документов, по которым и сегодня организованы работы по восстановлению и поддержанию технической готовности флота, а также ряд документов, позволяющих грамотно готовить производство на судоремонтных предприятиях для принятия в ремонт кораблей ВМФ. Так, при поддержке Главного технического управления и Главного управления кораблестроения ВМФ, в начале 1970-х годов институтом были подготовлены технические задания для промышленности на разработку ремонтной документации по механизмам, устройствам, системам и арматуре, корпусу и корпусным конструкциям, электрооборудованию, установкам ППУ, в том числе с ЯЭУ, по которым рассмотрено и введено в действие порядка 2500 комплектов ремонтных документов.
В середине 1990-х годов институтом было разработано и согласовано со всеми органами военного управления флота «Руководство по обеспечению судоремонтных предприятий ВМФ документацией для комплексного ремонта кораблей и судов ВМФ».
Сегодня Управления судоремонтных заводов нет, бывшие заводы УСРЗ вошли в состав ОАО «ОСК ». Куда вошёл и чем живёт сегодня 51 ЦКТИС ?
Совершенно верно, в 2007 году многие судоремонтные заводы ВМФ вошли в состав ОАО «ОСК», но наш институт по непонятным причинам в состав судостроительной корпорации не вошёл. На сегодняшний день институт является дочерним зависящим обществом, которое входит в состав ОАО «Ремвооружение», что позволяет продолжать работать на благо укрепления боеготовности флота. При этом нельзя не отметить тот факт, что институт тесно сотрудничает с предприятиями судостроительной корпорации, что позволяет развиваться нашему институту, жить потребностями не только флота, но и предприятий промышленности, что в конечном счёте дает возможность занимать достойную нишу среди наиболее мощных и известных проектантов. Всё это позволяет нам оперативно решать насущные проблемы, связанные с ремонтным и техническим обслуживанием кораблей флота, обеспечивать технической документацией заводы, участвующие в выполнении государственного оборонного заказа.
Более того, было принято совместное решение Минобороны и судостроительной корпорации о возложении на наш институт функций проектанта кораблей и судов иностранной постройки и тех проектантов, которые не уществуют, или не функционируют.
То есть вы продлеваете срок службы кораблей и судов ВМФ, обеспечиваете им вторую жизнь?
Можно сказать и так. Например, только в 2013 году был продлён срок службы 168 кораблям и судам ВМФ, из них только 115 кораблям и судам ЧФ РФ. Работа эта очень ответственная, скрупулезная и ёмкая, так как возраст отдельных кораблей превышает изначально заложенный проектантом срок службы более чем в полтора раза, а
иногда в два раза. Для принятия решения о продлении срока службы специалистами института в первую очередь рассматриваются два основных фактора, влияющих на срок и безопасность дальнейшей эксплуатации корабля: состояние корпуса корабля и его корпусных конструкций, а также состояние кабельных трасс. С этой целью институтом разрабатываются методики освидетельствования корпуса и кабельных трасс корабля, где излагаются основные принципы организации работ по продлению, основные параметры и критерии продления. Исходя из заложенных в методиках требований к продлению иногда удаётся, с учётом результатов обследования фактического состояния корпуса, корпусных конструкций и кабельных трасс, продлевать срок службы на большее время, чем изначально было заявлено флотом, а иногда и наоборот. При этом институт даёт рекомендации, выполнение которых в последующем позволяет продлить срок службы кораблю.
Кстати, где ремонтируют корабли иностранной постройки – у нас или за рубежом?
По разному бывает, но в основном – на территории России. Сегодня под руководством Департамента по обеспечению государственного оборонного заказа МО РФ и при непосредственном участии ОАО "Рособоронэкспорт" ремонт двух кораблей ВМФ России проводится в республике Болгария. 51 ЦКТИС привлечён с целью осуществления надзора за соблюдением технологии ремонта, разработки конструкторской документации в обеспечение модернизационных работ и, опять же, с целью разработки методики для продления сроков службы этим кораблям. Стоит отметить, что специалисты института оказывают постоянные консультационные услуги болгарским товарищам при выполнении ремонтных и модернизационных работ, замене изделий на аналоги, что говорит о востребованности знаний специалистов института и накопленного ими опыта.
Какими ещё проектами занимается сегодня 51 ЦКТИС ?
В стадии заключения – контракты на проведение работ по модернизации кораблей иностранной постройки и сопровождение технологий ремонта. Прорабатываются: контракты на ремонт и модернизацию кораблей проекта 864, 775, 887, на конструкторско-технологическое сопровождение ремонта кораблей проекта 11540, 1155.1, контракты на продление сроков службы кораблей и судов ВМФ. Ведём работу по конструкторско-технологическому сопровождению ремонта океанографического исследовательского судна "Адмирал Владимирский", готовящегося к выполнению задач боевой службы. Работы много, работа творческая и во благо боеготовности ВМФ.
Подготовлено по материалам журнала "Новый оборонный заказ".