Наши репортажи Материалы корреспондентов портала |
Несколько слов об истории. Строительством катеров АО "КСМЗ" занимается с 1929 г. Тогда предприятие было еще небольшой артелью, но стараниями коллектива, в особенности главного инженера В.А Фролова, быстро превратилось в серьезное производство. К 1931 г. завод выпустил 20 судов, и в дальнейшем спускал по 50 катеров в год. Официальная дата основания КСМЗ – 1 апреля 1934 г. Именно в этот день был подписан акт о передаче Костромской катеростроительной артели в систему предприятий треста "Лесосудомашстрой" Наркомата лесной промышленности.
По сей день завод лишь наращивает интеллектуальные и производственные возможности. Так, в 2004 г. на КСМЗ освоили серийное производство скоростных алюминиевых катеров серии КС-600 и КС-700. В 2011 г. была разработана пожарная лодка КС-Фьорд-620, а также выпущена первая моторная яхта КС-38 "Калипсо" с комфортными условиями проживания. Сегодня здесь выпускают 35 катеров в год с водометными движителями, которые расходятся по всем уголкам России.
На производстве
Первое впечатление от личного знакомства с КСМЗ – исключительно положительное. Встретили "Корабел.ру" добродушно, провели по всем цехам, показали, как собираются суда и проходят маринизацию двигатели, рассказали о собственном производстве водометов и работе станков; познакомили со старожилами.
Костромской судомеханический завод – предприятие полного цикла, где и корпус собирают, и двигатель с движителем устанавливают, и испытания все необходимые проводят. Всего строительством катеров и яхт, обслуживанием цехов и разработкой документации на сегодняшний занимается порядка 300 человек. КСМЗ также оказывает услуги по сервисному обслуживанию и ремонту в течение гарантийного периода, для чего используются оригинальные запчасти, выпускаемые самим заводом. По желанию есть возможность модернизации катеров до премиального уровня.
Итак, начнем знакомство с производством с установки плазменной резки, которая может работать и с алюминием, и с черной сталью, и с нержавейкой. Важная машина, без которой сегодня не обходится ни один уважающий себя завод. Всего на предприятии четыре станка по раскрою металла, скоро прибудет пятый.
На момент посещения нами Костромского судомеханического завода, там шел и продолжается активный этап наращивания производственных мощностей. При этом нет цели – избавиться от старых станков, есть цель оптимизировать работу предприятия. В связи с этим знакомим вас с двумя гильотинами. Одна из них применяется еще со времен СССР и спокойно справляется с листом металла до 25 мм. Другая, современная, способна, как нам сказали, резать даже фольгу (рабочие толщины до 12 мм).
Переходим на заготовительный участок по гибке оконных рамок. И хотя в течение года он используется всего на 5-10%, зато завод не зависит от внешних кооператоров.
Стекла во время сборки устанавливаются с применением клея-герметика, что позволяет достичь необходимых технических характеристик при сборке катера.
Как и везде, для перемещения тяжелых элементов судна используются кран-балки. Всего их на заводе пять с силой подъема от двух до пяти тонн.
Подходим к гибочному станку фирмы Ermak, за которым работает молодой парень 22 лет Юрий Александрович Кондыбко. Окончил Буйский техникум железнодорожного транспорта. На КСМЗ пришел сразу после армии. За плечами багаж трудового опыта в компании по производству железных дверей. С задачами, как мы имели возможность наблюдать, справляется играючи и со знанием дела.
"На предыдущем предприятии также работал на гильотине, листогибочных станках. Вот, набрался опыта и решил прийти сюда, так как на КСМЗ хорошая заработная плата и условия приличные. Например, рядом с заводом находится столовая, где всего за 130 руб. можно купить комплексный обед. Но рядом с раздевалкой есть и место, где собственную еду реально разогреть и перекусить. В цеху меня приняли нормально, коллеги адекватные, дедовщины нет. Тружусь вместе с напарником, помогаем друг другу, если требуются, обмениваемся опытом и знаниями", – оператор листогибочного станка корпусно-сварочного цеха Юрий Александрович Кондыбко.
Добавим, что в обязанности оператора листогибочного станка входят умения разбираться в чертежах, грамотно работать со станком, и, конечно, вовремя выдавать продукцию. За день профессионал может произвести от 130 до 150 деталей, чего достаточно, что согнуть одну рубку БМК. Кстати, по желанию можно выходить на сверхурочные в выходные дни или после работы, даже на Новый год. Обычно такое требуется, когда есть срочный заказ. На руки без премиальных и других надбавок оператор листогибочного станка получает 45 000 руб.
Подходим к частично собранному корпусу с уже установленными водометами. Это катер семейства КС-850. Семейством катера здесь называют по причине того, что КСМЗ, как мы уже отмечали, самостоятельно прорабатывает проекты своих судов, и обычно они идут в серию.
Технические характеристики проекта КС-850:
Катер КС-850 предназначен для поисково-спасательных операций, обнаружения и перехвата нарушителей. Судно не имеет отечественных аналогов. В 2019 г. Костромской судомеханический завод даже представил свое творение на Международном военно-морском салоне. Также важно добавить, что на катере установлены собственной разработки и производства водометы. Положительное отличие от винтов – возможность выходить на необорудованный берег и даже делать это на включенном двигателе.
"Водометы, как и катера, собираются полностью из российских комплектующих. Разве что нержавеющая шарнирная вилочка на водомете зарубежного происхождения или какие-нибудь дельные вещи на судне. Двигатели используем фирмы ЯМЗ. Ничуть не хуже иностранных", – заместитель генерального директора по производству Андрей Александрович Чмырёв.
Интересный факт. На КСМЗ катера и яхты собираются как килем вверх, так и килем вниз. Зависит это с одной стороны от длины судна, с другой – от конкретного конструкторского решения.
Также было приятно увидеть, что на заводе используются краски российского производителя.
Следующая остановка – пассажирское судно проекта КС-162, строительный № 13. Да-да, это серийное судно, пользующееся успехом от Ямала до Костромы. Время на полную сборку с обстройкой – 7-8 месяцев.
Технические характеристики проекта КС-162:
Длина – 21,29 м;
Ширина – 3,21 м;
Высота борта – 1,33 м;
Водоизмещение полное – 20,06 м;
Осадка при полном водоизмещении – 0,47;
Мощность суммарная – 458 кВт;
Скорость – 24,2 узл.;
Валовая вместимость – 38,42 GT;
Экипаж – 2 чел;
Пассажировместимость – 44 чел.
КС-162 – современный водометный катер из стали. Сочетает высокую скорость, маневренность и комфорт. Судно предназначено для морских и речных перевозок, для организации регулярного пассажирского сообщения и для туристических целей.
Еще один интересный факт. Под каждый проект на заводе есть собственное стапельное место с вырезами для комингсов.
А еще на заводе есть "Василий" – кувалда для выпрямления корпуса, как пошутила морской блогер Виктория Корабеловна.
Знакомим вас с очередным судном производства и разработки КСМЗ, проектом 110.2 – бонопостановщиком.
Технические характеристики проекта КС-110.2
На момент посещения заказа, на нем работало около восемь человек: шли прокладка кабельных трасс в рубке, подключение оборудования. Как и с предыдущим судном, на полную сборку проекта 110.2 нормативно уходит от семи до восьми месяцев. Основное предназначение, исходя из названия, – постановка бонов во избежание дальнейшего разлива нефти.
Переходим в механический цех, где непосредственно занимаются сборкой водометов и маринизацией двигателей, производством насыщения. Работает тут порядка 45 человек. На момент нашего посещения завода в ожидании своих судов стоял почти с десяток двигателей. Но так бывает не всегда. Иногда на этот же месте хранятся и водометы. Какого-то принципиального значения данный факт не имеет, все зависит от комплектации заказов. "В любом случае это рай для судостроителя", – подмечает Виктория Корабеловна.
Двигаемся дальше и выходим на участок, где расположились современные станки с ЧПУ. Пора сказать, что КСМЗ располагает 40 станками, из них 10 с ЧПУ. При этом продолжается закупка новых станков. Работа по наращиванию мощностей идет очень быстро.
Старожилы
Не всегда на предприятии удается лично переговорить с человеком, который отработал на заводе более 50 лет. На этот раз удалось. Представляем вашему вниманию Любовь Васильевну Веселову, работающую токарем на КСМЗ вот уже как с 1970 г. на одном и том же станке, за что заслужила памятную табличку прямо на свою рабочую лошадку.
"После училища пошла сюда маляром, но потом как-то увидела, как токаря работают и попросилась к ним в ученики. Направили меня к женщине-токарю Томаре Крошкиной, у нее и училась. Как раз в то время нашего специалиста не хватало, и я быстро освоилась. Нравится ли мне работа? Ну, если посчитать, сколько я на КСМЗ, ответ очевиден – да", – токарь Любовь Веселова.
Занимается Любовь Васильевна вытачиванием небольших деталей размера не более "сороковки", обращается со станком мастерски, что прямо при нас и продемонстрировала. И хотя Любовь Веселова уже давно пенсионного возраста, уходить со своей работы не хочет – прикипела.
О молодых сотрудниках высказывается позитивно, хотя и сама на станках с ЧПУ не работала и не планирует.
Второй наш герой тоже токарь. Отработал на заводе чуть больше своей коллеги, к работе относится также ответственно. Во времена застоя обучился обращаться сразу с несколькими станками, чем по сей день может похвастаться. Но всё-таки предпочитает быть токарем.
"К молодым сотрудникам отношусь нормально. Если просят кого-то обучить – помогаю. Касательно моей производительности: тут все зависит от материала, срочности заказа и т.д. А, вообще, никогда не жалел, что всю жизнь отработал на КСМЗ. По сей день с радость прихожу к своим родным и любимым станкам. Спасибо за внимание и подарки", – токарь механического цеха Владимир Анатольевич Стяжкин .
С теплом на душе и уважением к Костромскому судомеханическому заводу переходим на последний участок, где стоят готовые суда.
Готовые суда КСМЗ
Здесь нас встречают все те же катера, только уже в сборке. Красавцы, практически готовые к спуску на воду, а там уже и к передаче заказчику. Единственный момент – на сегодняшний день с территории завода нет прямого выхода к воде, поэтому готовые суда перемещают на специальную площадку при помощи кранов, и там уже они отправляются в свою привычную стихию.
Добавим, что тремя катерами, которые наш читатель имел возможность наблюдать воочию, номенклатура предприятия не ограничивается. На сайте КСМЗ мы насчитали 47 проектов! И это не конечная точка. Костромской судомеханический завод, как мы уже отмечали, находится на этапе наращивания производственных мощностей, а значит вскоре мы увидим не менее интересные катера и яхты, которые продолжат выполнять поставленные перед ними задачи.
"Основное, что меня порадовало на заводе – чистота и рабочее настроение коллектива. Тут реально строят 100% российские суда, и это хороший пример для отечественного судостроения. Желаю всего наилучшего КСМЗ и дальнейшего развития", – морской блогер Виктория Корабеловна.
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |