Когда кто-то произносит слова: "Атомный контейнеровоз "Севморпуть", – он всегда должен добавлять: "А к тому же – единственный атомный контейнеровоз в своем роде". И это так. Заложили "Севморпуть" 2 ноября 1984 г. в Керчи на судостроительном заводе "Залив" по проекту Ленинградского ЦКБ "Балтсудопроект", спустили 20 февраля 1986 г, ввели в строй 30 декабря 1988 г.
В первые годы эксплуатации лихтеровоз работал на международных линиях Одесса – Вьетнам – Владивосток / Владивосток – КНДР, потом на линии Мурманск – Дудинка – Мурманск. В 2012 г. "Севморпуть" чуть не разобрали "на иголки", но в 2013 г. решили восстановить его в рабочем статусе, и он вновь вернулся на линию. Сегодня атомный контейнеровоз в летне-осеннюю навигацию выполняет субсидируемые каботажные рейсы из портов, находящихся в европейской части РФ в дальневосточные порты и в обратном направлении.
"Севморпуть" корреспондентов встретил у причала Морского порта Санкт-Петербург, как всегда, в работе и приветливо.
В 2023-м ему исполняется 35 лет, в ближайшие годы, возможно, ждет продление ресурса ядерной энергетической установки (* потомки этого энергоблока основа первой в мире ПАТЭС "Академик Ломоносов"), но судно выглядит очень прилично как снаружи, так и изнутри.
"Севморпуть" для Линии Санкт-Петербург – порт Восточный выбрали неслучайно. Он эффективен в управлении, имеет ряд технических решений для работы на СМП, которые не были реализованы на других судах, а также у него отличная пропульсия с ВРШ в насадке.
Продумана защита главного турбо-зубчатого агрегата от высокого крутящего момента (мощность ГД: 29420 кВт (39436 л.с.), что бывает при попадании в винт льда: установлена муфта предельного момента.
"Среди технических решений, о которых мы говорим, – турбозубчатый агрегат. Перо руля 43м2 – делает судно очень маневренным. Это единственное атомное транспортное судно. Оно может ходить на очень дальние расстояния, и работать в сплошных льдах до метра со скоростью два узла, при этом не вредить хрупкой экологии СМП. Надеюсь, что эксплуатация "Севморпути" подтолкнет конструкторов к созданию еще более интересного судна подобного класса. Маршрут ожидается красивым, надеемся увидеть и моржей, и дельфинов, и, самое главное, – белого медведя. Считается, что белый мишка к удаче", – капитан атомного контейнеровоза "Севморпуть" Олег Марков.
В этом рейсе на Дальний Восток доставят комплекты кранов, металлические листы, пиломатериалы, строительную автотехнику, более 100 контейнеров с грузом. Лихтеровоз загружен на 90% от объема судна. В обратную сторону по большей части атомоход будет загружен морепродуктами. Да и вообще, продукты – нередкий груз на судне. Для них обычно используют рефконтейнеры.
Лихтеровоз способен перевозить – 74 лихтера типа LASH или 1328 20-футовых контейнеров. Высоту четырех из шести трюмов можно сравнить с пятиэтажкой, один в баке и один в носу чуть меньше. Погрузка и выгрузка судна может осуществляться двумя судовыми кранами грузоподъемностью до 60 тонн.
"Отмечу, что рейс совершается в рамках соглашения с Министерством развития Дальнего Востока, им же субсидируются тарифные ставки. Субсидия зависит от продолжительности рейса, но основной ее смысл в том, что компаниям не нужно фрахтовать все судно, и возможно отправлять необходимый груз небольшими партиями по фиксированной цене. В этом году "Севморпуть" совершить два таких рейса. Второй ожидается в октябре, конечная точка – Санкт-Петербург", – начальник отдела эксплуатации флота ФГУП "Атомфлот" Дмитрий Филатов.
Но "Севморпуть" привезет на Дальний Восток не только ценный груз, но и знания. Научные сотрудники будут вести наблюдения за млекопитающими и птицами, установят специальный датчик для отслеживания температуры по ходу движения судна и соленость забортной воды.
"На лихтеровоз будет установлено несколько камер, с которых мы снимем фото и видеоматериал, а потом решим, какие исследования можно проводить в автоматическом режиме. Надеюсь в рейсе встретить как можно больше моржей, тюленей, китов, конечно, белых медведей. Будем отслеживать расположение мусора антропогенного характера. Основная цель исследования – экологический мониторинг СМП. Нам нужно понимать, как судоходство влияет на местную хрупкую экосистему. Что происходит в динамике. А если говорить о "Севморпути", то я на нем второй раз, и мне нравится тут. Прекрасная команда, экипаж, комфортные каюты вкусно кормят. Готовимся к приятному круизу", – ведущий специалист отдела экологии ЦМИ МГУ, эксперт по морским млекопитающим и орнитофауне Ольга Адищева.
В завершение отметим, что капитан лихтеровоза "Севморпуть" Олег Марков работает на нем вот уже как 5 лет, и, как он честно признался "Корабел.ру", уходить на какое-то другое судно не хочет. Отличный экипаж, на который можно положиться, интересная работа, достойный маршрут всерьез и надолго связали его с уникальным атомным транспортником. На переходах предпочитает работать осмотрительно, "машину" не гонит (средняя скорость "Севморпути" 16-17 узлов). Надеется, что в этом рейсе не придется прибегать к помощи ледоколов, хотя их на пути следования достаточно.
"Горжусь своим экипажем и судном. Надежная команда. Так что за груз можете не беспокоиться", – капитан атомного контейнеровоза "Севморпуть" Марков Олег.
На лихтеровозе "Севморпуть" перевозили самый разный груз, даже вертолеты. В один из рейсов контейнеровоз был полностью заполнен автомобилями. Грузопоток СМП продолжает увеличиваться, и на данный момент заявок на "Севморпуть" больше, чем места.
Переход до порта Восточный займет около 22 суток.