Наши репортажи
Наши репортажи
Материалы корреспондентов портала

22 суток до Дальнего Востока: "Севморпуть" загружен и покидает Санкт-Петербург

Речь идет о субсидируемом каботажном рейсе из Санкт-Петербурга в порт Восточный (Находка), а потом в Петропавловск-Камчатский и далее в Мурманск. Перевозимый груз упадет в копилку федерального проекта "Развитие Северного морского пути". Представляем вашему вниманию репортаж с лихтеровоза "Севморпуть".
Фото: Корабел.ру
Лихтеровоз "Севморпуть" на погрузке / Фото: Корабел.ру

Когда кто-то произносит слова: "Атомный контейнеровоз "Севморпуть", – он всегда должен добавлять: "А к тому же – единственный атомный контейнеровоз в своем роде". И это так. Заложили "Севморпуть" 2 ноября 1984 г. в Керчи на судостроительном заводе "Залив" по проекту Ленинградского ЦКБ "Балтсудопроект", спустили 20 февраля 1986 г, ввели в строй 30 декабря 1988 г.

Табличка. Лихтеровоз
Памятная табличка, лихтеровоз "Севморпуть" / Фото: Корабел.ру

В первые годы эксплуатации лихтеровоз работал на международных линиях Одесса – Вьетнам – Владивосток / Владивосток – КНДР, потом на линии Мурманск – Дудинка – Мурманск. В 2012 г. "Севморпуть" чуть не разобрали "на иголки", но в 2013 г. решили восстановить его в рабочем статусе, и он вновь вернулся на линию. Сегодня атомный контейнеровоз в летне-осеннюю навигацию выполняет субсидируемые каботажные рейсы из портов, находящихся в европейской части РФ в дальневосточные порты и в обратном направлении.

Фото: Корабел.ру
"Севморпуть" входит в состав ФГУП "Атомфлот" / Фото: Корабел.ру

"Севморпуть" корреспондентов встретил у причала Морского порта Санкт-Петербург, как всегда, в работе и приветливо.

Фото: Корабел.ру
Мостик лихтеровоза "Севморпуть" расположен в носу / Фото: Корабел.ру

 

В 2023-м ему исполняется 35 лет, в ближайшие годы, возможно, ждет продление ресурса ядерной энергетической установки (* потомки этого энергоблока основа первой в мире ПАТЭС "Академик Ломоносов"), но судно выглядит очень прилично как снаружи, так и изнутри. 

Фото: Корабел.ру
На мостике атомного контейнеровоза "Севморпуть" / Фото: Корабел.ру

"Севморпуть" для Линии Санкт-Петербург – порт Восточный выбрали неслучайно. Он эффективен в управлении, имеет ряд технических решений для работы на СМП, которые не были реализованы на других судах, а также у него отличная пропульсия с ВРШ в насадке. 

В машинном отделении лихтеровоза
В машинном отделении лихтеровоза "Севморпуть" / Фото: Корабел.ру

Продумана защита главного турбо-зубчатого агрегата от высокого крутящего момента (мощность ГД: 29420 кВт (39436 л.с.), что бывает при попадании в винт льда: установлена муфта предельного момента.

 

"Среди технических решений, о которых мы говорим, – турбозубчатый агрегат. Перо руля 43м2 – делает судно очень маневренным. Это единственное атомное транспортное судно. Оно может ходить на очень дальние расстояния, и работать в сплошных льдах до метра со скоростью два узла, при этом не вредить хрупкой экологии СМП. Надеюсь, что эксплуатация "Севморпути" подтолкнет конструкторов к созданию еще более интересного судна подобного класса. Маршрут ожидается красивым, надеемся увидеть и моржей, и дельфинов, и, самое главное, – белого медведя. Считается, что белый мишка к удаче", – капитан атомного контейнеровоза "Севморпуть" Олег Марков.

Фото: Корабел.ру
Капитан лихтеровоза "Севморпуть" Олег Марков / Фото: Корабел.ру

В этом рейсе на Дальний Восток доставят комплекты кранов, металлические листы, пиломатериалы, строительную автотехнику, более 100 контейнеров с грузом. Лихтеровоз загружен на 90% от объема судна. В обратную сторону по большей части атомоход будет загружен морепродуктами. Да и вообще, продукты – нередкий груз на судне. Для них обычно используют рефконтейнеры.

Фото: Корабел.ру
Левый борт "Севморпути" / Фото: Корабел.ру

Лихтеровоз способен перевозить – 74 лихтера типа LASH или 1328 20-футовых контейнеров. Высоту четырех из шести трюмов можно сравнить с пятиэтажкой, один в баке и один в носу чуть меньше. Погрузка и выгрузка судна может осуществляться двумя судовыми кранами грузоподъемностью до 60 тонн.

Фото: Корабел.ру
Лихтеровоз "Севморпуть" в процессе загрузки / Фото: Корабел.ру

"Отмечу, что рейс совершается в рамках соглашения с Министерством развития Дальнего Востока, им же субсидируются тарифные ставки. Субсидия зависит от продолжительности рейса, но основной ее смысл в том, что компаниям не нужно фрахтовать все судно, и возможно отправлять необходимый груз небольшими партиями по фиксированной цене. В этом году "Севморпуть" совершить два таких рейса. Второй ожидается в октябре, конечная точка – Санкт-Петербург", – начальник отдела эксплуатации флота ФГУП "Атомфлот" Дмитрий Филатов.

Фото: Корабел.ру
Начальник отдела эксплуатации флота ФГУП "Атомфлот" Дмитрий Филатов / Фото: Корабел.ру

Но "Севморпуть" привезет на Дальний Восток не только ценный груз, но и знания. Научные сотрудники будут вести наблюдения за млекопитающими и птицами, установят специальный датчик для отслеживания температуры по ходу движения судна и соленость забортной воды.

Фото: Корабел.ру
Контейнеры в грузовом трюме, лихтеровоз "Севморпуть" / Фото: Корабел.ру

"На лихтеровоз будет установлено несколько камер, с которых мы снимем фото и видеоматериал, а потом решим, какие исследования можно проводить в автоматическом режиме. Надеюсь в рейсе встретить как можно больше моржей, тюленей, китов, конечно, белых медведей. Будем отслеживать расположение мусора антропогенного характера. Основная цель исследования – экологический мониторинг СМП. Нам нужно понимать, как судоходство влияет на местную хрупкую экосистему. Что происходит в динамике. А если говорить о "Севморпути", то я на нем второй раз, и мне нравится тут. Прекрасная команда, экипаж, комфортные каюты вкусно кормят. Готовимся к приятному круизу", – ведущий специалист отдела экологии ЦМИ МГУ, эксперт по морским млекопитающим и орнитофауне Ольга Адищева.

Фото: Корабел.ру
Ведущий специалист отдела экологии ЦМИ МГУ Ольга Адищева / Фото: Корабел.ру

В завершение отметим, что капитан лихтеровоза "Севморпуть" Олег Марков работает на нем вот уже как 5 лет, и, как он честно признался "Корабел.ру", уходить на какое-то другое судно не хочет. Отличный экипаж, на который можно положиться, интересная работа, достойный маршрут всерьез и надолго связали его с уникальным атомным транспортником. На переходах предпочитает работать осмотрительно, "машину" не гонит (средняя скорость "Севморпути" 16-17 узлов). Надеется, что в этом рейсе не придется прибегать к помощи ледоколов, хотя их на пути следования достаточно.

Фото: Корабел.ру
Лихтеровоз "Севморпуть" в процессе загрузки / Фото: Корабел.ру

"Горжусь своим экипажем и судном. Надежная команда. Так что за груз можете не беспокоиться", – капитан атомного контейнеровоза "Севморпуть" Марков Олег.

На лихтеровозе "Севморпуть" перевозили самый разный груз, даже вертолеты. В один из рейсов контейнеровоз был полностью заполнен автомобилями. Грузопоток СМП продолжает увеличиваться, и на данный момент заявок на "Севморпуть" больше, чем места.

Фото: Корабел.ру
Лихтеровоз "Севморпуть" в процессе загрузки / Фото: Корабел.ру

Переход до порта Восточный займет около 22 суток.

Лихтервоз
Лихтервоз
Лихтервоз
Ходовая рубка лихтервоза
Начальник отдела эксплуатации флота ФГУП
Капитан лихтеровоза
Ходовая рубка лихтервоза
Ходовая рубка лихтервоза
Ходовая рубка лихтервоза
Ходовая рубка лихтервоза
Грузовые трюмы лихтервоза
Грузовые трюмы лихтервоза
Грузовые трюмы лихтервоза
Грузовые трюмы лихтервоза
Грузовые трюмы лихтервоза
Грузовые трюмы лихтервоза
В машинном отделении лихтеровоза
Табличка. Лихтеровоз
Ведущий специалист отдела экологии ЦМИ МГУ Ольга А
Валовая вместимость (т)38226
Дедвейт (т)33240
Водоизмещение (т)61880
Длина габаритная (м)260,30
Ширина габаритная (м)32,20
Высота борта (м)18,30
Осадка судна (м)11,80
Скорость (уз)20,50
Количество и тип контейнеров1324
Марка главного двигателяГТЗА 684 ОМ5
Тип топливаЯдерное
Мощность главного двигателя29400
"СММ", ЗАО
Санкт-Петербург
+7 (812) 325-87-82
"Атомфлот", ФГУП Мурманск
+7 (8152) 553-355



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости