А для тех, кто еще не догадался, небольшая подсказка: мы вновь побывали на верфи "Эмпериум", чтобы посмотреть, как идет строительство тех самых Ecobus'ов.
На любом производстве самое интересное – мощности и кадровый состав. В распоряжении верфи "Эмпериум" цех, разделенный на два пролета шириной 15 м и длиной 130 м. Одновременно здесь может строиться несколько судов. Каждый пролет оснащен двумя кран-балками общей грузоподъемностью 20 тонн. Стапельная площадь – 600 м2. Для транспортировки габаритного оборудования используются такелажные телеги с электролебедкой грузоподъемностью до 100 тонн. Одновременно с этим верфь весьма компактна – все необходимое находится под рукой. Всего на данный момент на предприятии трудится 160 рабочих в две смены по 80 человек.
На рабочее место нужно прибывать заранее, так как старт засчитывается только с момента, когда ты уже переоделся и готов приступать к своим обязанностям. Но перед тем, как взяться за дело, необходимо взять инструмент. Обратим внимание, насколько аккуратные и чистые шкафы.
Двигаемся в сторону судов и встречаем по дороге зону отгрузки, на которой расположились необходимые материалы для строительства, а также множество катушек с кабелем от "СегментЭнерго".
Также тут можно наблюдать двутавровую балку, при помощи которой будут строить стенд, а на нем осуществлять узловую сборку дельных вещей.
"А мы знаем, что дельные вещи это все, что вручную можно вынести с судна", – напоминает морской блогер Виктория Корабеловна.
Логистика на верфи организована, как надо. В наличии есть весь необходимый арсенал.
На момент нашего посещения верфи "Эмпериум" шли активные работы.
А вот и непосредственно "ЭкоходЪ" проекта Ecocruiser, строящийся для компании "ВодоходЪ".
Перед нами третий катамаран, строительный № 20133. Подробно об этих электросудах можно прочитать в нашем репортаже, но не лишним будет напомнить, что "ЭкоходЪ" уже работает в Красноярске, а "ЭкоходЪ 2" в Нижнем Новгороде. Катамараны успели себя зарекомендовать. С капитаном второго судна мы общались этим летом.
"Управляемость отличная. Словно на хорошем автомобиле едешь. Не спорю – машины бывают разные, но пропульсия здесь действительно грамотно продумана. "ЭкоходЪ 2" рассчитан на 8 часов работы, за которые можно сделать три рейса по полтора часа и один двухчасовой. Под капотом два электродвигателя мощностью 400 кВт каждый и аккумуляторные батареи емкостью около 1200 кВт. Их, кстати, проектировали так, чтобы можно было легко снять и провести обслуживание: батарейная система построена по модульному принципу на быстроразъемных соединениях. Техническое обслуживание такой системы требуется гораздо реже, по сравнению с дизельными судами", – подмечает капитан "Экохода 2" Андрей Огурцов.
Добираемся до зоны хранения деталей, где расположена различная мелочевка под нужды строящихся заказов.
А после переходим к зоне расположения кильблоков, на которых вскоре окажется еще одно судно под достройку. Здесь же на заказ будет установлено и более тяжелое оборудование.
Наконец, нас встречает Ecobus в количестве двух единиц, заказы № 20 и № 21. На момент посещения верфи эти два судна были готовы на 30% и 35% соответственно.
Затяжкой того самого кабеля, кстати, российского производства занимается компания "НЭМО".
Отметим, что салон у Ecobus'ов очень просторный.
А широкие окна дают возможность пассажирам добираться до нужной точки, наслаждаясь городскими пейзажами.
В столики встроена зарядка для телефона, установлены экраны для информирования пассажиров.
По Москве-реке такие суда ходят на двух регулярных маршрутах. Они предназначены для круглогодичной навигации, но, главное, – Ecobus комфортен и оборудован и для людей с ограниченными возможностями.
Несколько слов о причальной стенке. Во-первых, ее габариты в 130 м длины и 10 м ширины позволяют достраивать на воде сразу несколько судов (на момент нашего визита около причальной стенки их стояло четыре).
Во-вторых, суда легко из цеха перемещаются на воду при помощи крана.
В-третьих, на каждом судне работает порядка 30 человек, что позволяет верфи быстро их достраивать. Для примера – на момент посещения "Шмелевки" (пару недель назад) ее готовность была 85%, а сегодня и "Шмелевка", и рядом стоявшие суда уже прибыли в Москву.
А вот та самая аппарель, которая одновременно выполняет и функцию посадки-высадки пассажиров, и подзарядки судна. Специальный зарядный разъем встроен прямо в трап.
Пополнить энергию Ecobus может всего за 15 минут, а работать на этом заряде способен аж 8 часов.
Интересный факт: дно судна для остойчивости заливают бетоном. При этом, как только процесс запущен, на все про все есть не более часа, ведь через час бетон уже начнет затвердевать.
В завершение нашего краткого экскурса по верфи "Эмпериум" отметим, что до 2024 г. предприятие планирует сдать все суда в количестве 21 единицы, а также начинает строительство электроверсии теплохода "Москва" (спуск запланирован на конец 2024 г. или весну 2025 г.); кроме того, ожидается расширение цеха и строительство еще одного эллинга. Обязательно посмотрите видеосюжет с завода, в который войдет ряд материалов, не представленных в этом репортаже.