В Геленджике прошло мероприятие, устроенное теми, у кого первым делом – самолеты. А еще вертолеты, экранопланы, амфибии, суда с подводными крыльями, катамараны, подводные аппараты, управляемые ракеты и еще много всякой разной летающей, плавающей и ныряющей техники. Называется все это – "Гидроавиасалон".
Новая "бешка"
Выставка отметила свой 20-летний юбилей – впервые она состоялась в 1996 году и с тех пор проводится регулярно раз в два года. В числе участников обычно присутствуют представители крупных авиа- и судостроителей, привозящих в осенний Геленджик новинки своей продукции. Не обходится, разумеется, и без "десанта" крупного чиновничества.
– Мы встречаемся здесь раз в два года, чтобы познакомиться с новыми достижениями инженерной мысли в авиации, гидроавиации и морской технике. По каждому из этих направлений у нас имеются мощные заделы, которые позволяют рассчитывать на завоевание новых ниш, активное продвижение на внешние рынки, – заявил министр промышленности и торговли Денис Мантуров, открывая "Гидроавиасалон-2016". – Но, помимо этого, конечно, важно удерживать уникальные сегменты, такие как гидроавиастроение, где мы являемся мировыми лидерами. И наш салон – важный элемент в работе по обеспечению этого лидерства".
Яркую зрелищную программу посетителям в первый же день работы салона обеспечили показательные полеты знаменитых российских авиагрупп "Стрижи" и "Русские витязи". Пока гости неспешно прогуливались по территории выставки, небо над Геленджиком на истребителях Су-27 и МиГ-29 с самого утра и примерно до трех часов дня резали лучшие асы отечественной авиации.
Уже после обеда настало время для демонстрационного полета самолета Бе-200. Это самолет-амфибия, который МЧС России использует для борьбы с пожарами. Машина набирает запас воды, а затем сбрасывает ее над очагами возгорания. Причем забор воды происходит методом глиссирования – Бе-200 опускается на водную гладь и на скорости в 150-190 км/ч за считанные секунды заполняет бак (за одну секунду самолет успевает набрать не меньше тонны жидкости).
Разработана амфибия была еще в начале девяностых Таганрогским авиационным научно-техническим комплексом имени Бериева (на базе ТАНТК им. Бериева в Геленджике как раз и проходит выставка). И до сих пор остается уникальной в мире по ряду характеристик. Для "Гидроавиасалона" полет Бе-200 – давняя традиция, самолет фактически является символом выставки.
Но в этот раз зрителей ожидал сюрприз. Вместо обычной "бешки", была продемонстрирована новая модификация – самолет-амфибия Бе-200ЧС, обновленный на 50 с лишним процентов. Пилотажно-навигационный комплекс самолета при этом обновлен на 78 процентов. Свой первый полет Бе-200ЧС совершил всего за несколько дней до выставки. Как заявил на "Гидроавиасалоне" гендиректор ТАНТК им. Бериева Юрий Грудинин, только в рамках выставки уже идут переговоры с заказчиками из 10 стран. Таиланд и Индонезия, например, уже готовы закупить по четыре экземпляра новейшей амфибии.
"Дельфин", "Соболь", "Мангуст" и прочие
Объективно, "воздушная" часть выставки изрядно доминировала над "водной". Если честно, в названии "Гидроавиасалон" корень "гидро-" должен идти на втором месте. Впрочем, трудно ожидать чего-то иного в ситуации, когда крупнейший авиапроизводитель в стране, Объединенная авиастроительная корпорации, имеет статус официального устроителя мероприятия, а наша Объединенная судостроительная корпорация значится лишь в числе спонсоров. Хотя и это – шаг вперед, поскольку в прошлые годы ОСК ограничивалась ролью участника.
Но несмотря на эту оговорку, представителям морской индустрии тоже было что показать на выставке.
Средне-Невский судостроительный завод презентовал сразу несколько новинок, в том числе свой пассажирский катамаран проекта 23290, о котором мы неоднократно писали в последние месяцы. Крыловский государственный научный центр представил целую линейку проектов скоростных пассажирских судов – в частности, катамараны "Сапсан" (он призван заменить на российских водных путях привычные "Кометы") и "Тритон", волнопронзающее судно "Стрела", грузопассажирский тримаран ледового класса.
ЦКБ СПК им. Алексеева привезло макет экраноплана "Спасатель" – строительство этого гиганта (длина 73,8 м, высота 19,2 м, размах крыла 44 м) в первые постсоветские годы было доведено до 75-процентой готовности, но заморожено из-за хронического безденежья. Повздыхав о неосуществившемся, можно было выйти к Геленджикской бухте и полюбоваться на успешно реализованный проект ЦКБ – в рамках "Гидроавиасалона" там был представлен катер на подводных крыльях "Дельфин". Кроме того, конструкторское бюро выставило у себя на стенде модели морских теплоходов на подводных крыльях "Комета 120М" и "Циклон 250М", транспортного экраноплана проекта А-080-752, речного грузопассажирского судна с воздушной каверной на днище СВК-10 проекта 23220 и пограничного катера "Чирок".
Далее – в режиме перечисления, поскольку на подробное описание каждого предприятия и каждого экспоната не хватит никакой статьи. На стенде ОСК зрители и участники салона могли познакомиться со скоростным патрульным катером "Мангуст" проекта 12510, патрульным катером проекта 12200 "Соболь", патрульным кораблем проекта 22460Э и противопожарным катером проекта FF-331G, буксиром-толкачом проекта 81, катером проекта Р1650 "Рондо", морозильным траулером проекта 50010 и еще целым рядом судов и кораблей.
Отдельной строчкой стоит обозначить тему двигателей. Стенд Объединенной двигателестроительной корпорации порадовал гражданским двухтопливным двигателем морского исполнения Е70/8РД. Он обладает двухтопливной камера сгорания с функцией автоматического перехода с газового топлива на дизельное и наоборот без изменения установившегося режима ГТД. Эффективный КПД на газовом топливе – свыше 34 процентов, удельный расход топлива – менее 0,155 кг/л.с.-ч.
Понятное дело, здесь не упомянута еще масса проектов, моделей и уже функционирующих экспонатов, выставленных на территории и акватории салона. Но, полагаем, минимальное представление о том, что в конце сентября происходило на базе ТАНТК им. Бериева в Геленджике, читатели получили. "Корабел.ру" еще вернется к освещению отдельных эпизодов "Гидроавиасалона-2016".
Особенно подробно мы остановимся на круизной тематике – ведь в рамках деловой программы выставки прошел организованный нашим редактором круглый стол "Водные круизные маршруты России. Перспективы развития". Беседа получилась интересной, насыщенной и откровенной. Но об этом – чуть позже.